Разделы презентаций


Вокальное воспитание на уроке музыки. Работа с детским голосом.

Содержание

полезны и привлекательны для каждого ребёнка. Важно также, что хоровое пение, являясь наиболее доступной формой исполнительства, активно вовлекает детей в творческий процесс. Поэтому в общеобразовательной школе оно рассматривается как действенное средство

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Одна из важных задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной

школе, — научить детей петь. Эта проблема на протяжении многих

лет остается актуальной, привлекающей внимание большого круга музыкантов-педагогов, ученых разных специальностей потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями:
развитие музыкальных способностей,
формирование вокально-хоровых навыков,
подготовка подлинных ценителей музыки
воспитание лучших человеческих качеств.

Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии учащихся.

«Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье»

Вокальное воспитание на уроке музыки. Работа с детским голосом.

Одна из важных задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной школе, — научить детей петь. Эта проблема

Слайд 2полезны и привлекательны для каждого ребёнка. Важно также, что хоровое

пение, являясь наиболее доступной формой исполнительства, активно вовлекает детей в

творческий процесс. Поэтому в общеобразовательной школе оно рассматривается как действенное средство воспитания вкусов учащихся, повышения их общей музыкальной культуры, проникновения песни в быт российской семьи.
Как отмечал Д.Б.Кабалевский, «постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства.
Каждый класс — хор, — вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление»

Функции хорового пения разносторонни,

полезны и привлекательны для каждого ребёнка. Важно также, что хоровое пение, являясь наиболее доступной формой исполнительства, активно

Слайд 3телевидение, интернет, радио – через песенный жанр обрушивают на детей,

в основном, примитивную, безнравственную и, порой, агрессивную музыку. Это ведёт

к снижению уровня культуры детей и народа в целом.
В этих условиях школа, как общеобразовательное учреждение, с помощью уроков музыки приобщает детей к подлинным нравственным ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры.
Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным эмоциональным и нравственным воздействием на исполнителей и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания.

Современные средства массовой информации:

телевидение, интернет, радио – через песенный жанр обрушивают на детей, в основном, примитивную, безнравственную и, порой, агрессивную

Слайд 4 Особенности развития детского голоса на уроках музыки
Обучение пению -

это не только приобретение определенных навыков. В процессе обучения пению

развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.
Учитель музыки несёт ответственность за воспитание певчески правильного, здорового голоса своих детей. Даже самый заурядный голос можно и нужно развивать.

Особенности развития детского голоса на уроках музыкиОбучение пению - это не

Слайд 5знание особенностей развития голоса учащихся, так как требования, которые он

предъявляет к детям, должны всегда соответствовать их возрастным возможностям.
Одним

из главных условий успешного певческого воспитания является развитие слухового внимания учащихся. Выполнение этого условия позволяет планомерно и последовательно развивать музыкально-вокальный слух школьников.
Для воспитания слуха совсем не безразлично, в какой обстановке проходят занятия. Научить детей слушать и слышать то, что рассказывает учитель, что он поёт и играет, можно только в тишине. Тишину на уроках (рабочую дисциплину) нужно создать с первых же уроков, а для этого необходимо суметь заинтересовать детей.
Именно интерес к занятиям вызывает у учащихся отклик на музыку. Он создаёт эмоциональную настроенность, при которой обостряется их слуховое внимание, воспитывается сознательное творческое «слышание», то есть умение представить себе и воспроизвести правильный звук.

От учителя требуется…

знание особенностей развития голоса учащихся, так как требования, которые он предъявляет к детям, должны всегда соответствовать их

Слайд 6Один сложный певческий механизм - это
Орган слуха, голосовые органы (гортань,

глотка, мягкое нёбо, ротовая и носовая полости, где звук окрашивается)

и органы дыхания (лёгкие, диафрагма, межрёберная мускулатура, мышцы трахеи и бронхов). Между звеньями этого механизма существует тесная взаимосвязь, которую нельзя нарушать. Поэтому, какую бы задачу на данном уроке учитель себе ни ставил (например, укрепить дыхание, усовершенствовать дикцию в разучиваемой песне), воспитание «вокальной речи» должно неизменно совершаться в едином комплексе. Так, работая над дикцией, надо в то же время следить и за правильностью дыхания, и за качеством звука.
По мере роста ребёнка механизм голосового аппарата изменяется. В гортани развивается очень важная мышца - голосовая. Её строение постепенно усложняется, и к 12-13 годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестаёт быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку, и голос делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»).

Один сложный певческий механизм - этоОрган слуха, голосовые органы (гортань, глотка, мягкое нёбо, ротовая и носовая полости,

Слайд 7Вокально-хоровые навыки
Подготовка и исполнение любого вокально-хорового произведения – это многоэтапный

процесс: непосредственное первое эмоциональное впечатление, анализ музыкального языка с целью

создания исполнительского плана, работа по разучиванию и усвоению материала, накопление вокально-хоровых умений, неоднократные повторения произведения, ведущие к усовершенствованию исполнения. Заключительный этап — донесение музыкально-поэтического образа до слушательской аудитории.
Все это должно сопровождаться получением учениками определенного круга знаний и приобщением их к певческой культуре. Действительно, «выразительное художественное хоровое исполнение требует овладения каждым учащимся сложным комплексом вокальных навыков. Они являются той основой, без которой хоровое пение воспитательного значения иметь не может. Одновременно с индивидуальным певческим развитием происходит формирование хоровых навыков...»
Вокально-хоровые навыкиПодготовка и исполнение любого вокально-хорового произведения – это многоэтапный процесс: непосредственное первое эмоциональное впечатление, анализ музыкального

Слайд 8Владение вокально-хоровой техникой даёт
возможность юным певцам лучше понять художественный образ

и проникнуть в глубины музыки. К вокально-хоровой технике относится совокупность

научно обоснованных правил и приёмов выполнения действий, сопровождающих процесс пения. Изучение и применение этих правил формирует умения, а многократное повторение позволяет овладеть навыками выполнения этих действий. Формирование певческих навыков и умений является одним из условий школьного музыкального воспитания. Поэтому формирование различных певческих навыков входит в содержание обучения.
Навыки - это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными К основным вокальным навыкам относятся:
- звукообразование;
- певческое дыхание;
- артикуляция;
- слуховые навыки;
- дикция;
- эмоциональная выразительность исполнения.

Владение вокально-хоровой техникой даётвозможность юным певцам лучше понять художественный образ и проникнуть в глубины музыки. К вокально-хоровой

Слайд 9Звукообразование
- целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия

дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани . Звукообразование -

это не только «атака» звука, т. е. момент его возникновения, но и последующее за ним звучание.
Первым требованием при воспитании у учащихся певческого звукообразования является воспитание напевного, протяжного звучания голоса.
Наблюдения и анализ исследований свидетельствуют об особом и очень важном свойстве голосов — полетности. Установлено, что полетность присуща не только взрослым голосам, но также и голосам детей. Многие физические свойства детских голосов (сила, ровность звучания, спектральный состав), в том числе полетность и звонкость, зависят от эмоционального состояния ребенка. Замечено также, что при пении произведений звонкость и полетность заметны больше, чем при исполнении упражнений. Важнейшей вокально-педагогической основой для развития полетности и звонкости голосов является воспитание свободного и непринужденного звукообразования и дыхания, исключение форсированного пения, зажатости гортани и напряжения лицевых и дыхательных мышц, максимальное использование резонаторных систем, постоянное внимание к эмоциональному состоянию певцов.
С первых занятий следует добиваться естественного, ненапряженного, легкого и светлого звучания. Начинать привитие указанных качеств рекомендуется со средней части диапазона - ми1 — си1 и постепенно распространять их на более широкий объем звуков. При этом укрепление и совершенствование середины диапазона продолжается. Со второго года обучения уже используется различная окраска звука в зависимости от содержания и характера песни. Постепенно звучание голоса выравнивается на всем диапазоне (до1—ре2, ми2).

Звукообразование- целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани

Слайд 10К слуховым навыкам в пении относятся:
- слуховое внимание и самоконтроль;
-

дифференцирование качественных сторон певческого звучания, в том числе и эмоциональной

выразительности;
- вокально-слуховые представления о певческом звуке и способах его образования.
Для того, чтобы правильно и эффективно развивать вокально-хоровые навыки, необходимо соблюдать важнейшее условие – певческую установку, то есть правильное положение корпуса, головы, правильное открывание рта во время пения.
Главное правило певческой установки: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

К слуховым навыкам в пении относятся:- слуховое внимание и самоконтроль;- дифференцирование качественных сторон певческого звучания, в том

Слайд 11 Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения

певцов следует:
- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и

не запрокидывая;
- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;
- сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;
- корпус держать прямо, без напряжения;
- руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов следует:

Слайд 12Певческое дыхание
В последовательности введения компонентов певческого обучения видна определенная тенденция:

формирование вокально-хоровых навыков как бы по спирали, то есть одновременное

включение в работу почти всех элементов вокально-хоровой техники на первом этапе обучения и углубление их в последующие периоды. Последовательность и постепенность формирования вокальных и хоровых навыков выглядит так: вокальные навыки начинают формироваться с напевного звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического. Выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной.
Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время пения.

Певческое дыханиеВ последовательности введения компонентов певческого обучения видна определенная тенденция: формирование вокально-хоровых навыков как бы по спирали,

Слайд 13В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:
- ключичный или

верхнегрудной, при котором активно работают мышцы плечевого пояса, в результате

чего поднимаются плечи. Такое дыхание для пения неприемлемо;
- грудной - внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки; диафрагма при вдохе поднимается, а живот втягивается;
- брюшной или диафрагмальный,- дыхание осуществляется за счет активных сокращений диафрагмы и мышц живота;
- смешанный - грудобрюшное дыхание, осуществляемое при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины.
В вокальной практике наиболее целесообразным считается смешанный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и обеспечивает его глубину. При вдохе она опускается вниз и растягивается во все стороны по своей окружности. В результате туловище певца как бы увеличивается в объеме в области пояса. Нижние рёбра грудной клетки при этом оказываются слегка раздвинутыми, а верхние её отделы сохраняют неподвижное положение. Вдох перед пением следует брать достаточно активно, но бесшумно. Вдох через нос способствует углублению дыхания.


В певческой практике различают четыре основных типа дыхания: - ключичный или верхнегрудной, при котором активно работают мышцы

Слайд 14Навык дыхания в пении также состоит из ряда элементов:
- певческая

установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;
- глубокий, но

умеренный по объёму вдох при помощи мышц живота и спины в области пояса;
- момент задержки дыхания, в течение которого фиксируется положение вдоха и готовится атака звука на заданной высоте;
- постепенный и экономный выдох;
- умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу;
- регулирование подачи дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука.

Навык дыхания в пении также состоит из ряда элементов: - певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы

Слайд 15Певческая артикуляция
Артикуляция — работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба,

голосовых связок [27].
Артикуляция — важнейшая часть всей вокально-хоровой работы. Она

тесно связана с дыханием, звукообразованием, с интонированием и т. д. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту, — все это влияет на качество исполнения.
Певческая артикуляция значительно активнее речевой. В речевом произношении энергичнее и быстрее работают внешние органы артикуляционного аппарата (губы, нижняя челюсть), а в певческом – внутренние (язык, глотка, мягкое нёбо).
Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и чётко; гласные округляются.

Певческая артикуляцияАртикуляция — работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок [27].Артикуляция — важнейшая часть всей

Слайд 16Навык артикуляции включает:
- отчетливое, фонетически определённое и грамотное произношение;
- умеренное

округление гласных за счёт пения на скрытом зевке;
- нахождение высокой

вокальной позиции;
- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе.

Навык артикуляции включает: - отчетливое, фонетически определённое и грамотное произношение;- умеренное округление гласных за счёт пения на

Слайд 17Дикция в хоровом пении
Дикция (греч.) - произношение. Основная задача достижения

хорошей дикции в хоре — это полноценное усвоение содержания исполняемого

произведения аудиторией. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Между тем, в хоровом исполнении очень часто невозможно разобрать слова. Такое пение нельзя считать художественным. Четкое произношение слов является непременным условием хорошего хорового пения.
Формирование хорошей дикции в хоре основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных.

Дикция в хоровом пенииДикция (греч.) - произношение. Основная задача достижения хорошей дикции в хоре — это полноценное

Слайд 18 Методические приёмы воспитания вокально-хоровых навыков
Приобщить каждого школьника к музыке,

развить его музыкальное восприятие, воспитать художественный вкус - долг каждого

учителя музыки. Отстранять от занятий учащихся со слабыми музыкальными данными учитель не имеет права.
Обучение пению в хоре начинается с понимания самими учащимися простейших дирижерских жестов, показывающих вступление и снятие звука. С первых занятий на простых упражнениях и песнях воспитываются ритмический, динамический и темповый виды ансамбля. Требование правильной дикции предусматривает общее единообразное звучание всего хора. Дальше работа над ансамблем продолжается на более сложном музыкальном материале одно-, двух- и трехголосных песен, которые надо петь слитно, слушая звучание всего коллектива.
В работе над интонацией большую роль играет сознательное отношение к разучиваемым и прослушиваемым произведениям, общее музыкальное развитие. Анализ практики педагогов показывает, что, развивая музыкальность учащихся, можно добиться положительных результатов и от неверно поющих детей, так называемых «гудошников». Эта проблема остро стоит перед массовым музыкальным воспитанием и особенно ощутима в общеобразовательных школах.

Методические приёмы воспитания вокально-хоровых навыковПриобщить каждого школьника к музыке, развить его музыкальное

Слайд 19Пение а с а р р е l l а
представляет

большую сложность. Воспитание навыка пения без сопровождения инструмента начинают с

исполнения всем классом или хором отрывков песен и упражнений без поддержки инструмента или голоса педагога. Дальше этот навык совершенствуется при пении без сопровождения несложных песен: поют небольшие группы, отдельные ученики, затем можно переходить к пению более сложного материала, в частности, двухголосных произведений.
С первых шагов обучения необходимо обращать внимание детей на качество звука, учить их различать красивое пение, ценить его, сознательно стремиться к правильному исполнению, анализировать и оценивать певческие достоинства и недостатки у себя и у других. Эта способность связана с развитием вокального слуха. Он и становится контролером правильного певческого исполнения во всех его проявлениях.
Важная проблема — выразительность исполнения. Поскольку выразительное пение в первую очередь связано со словом, внимание к нему играет в обучении важную роль, тем более что правильно пропетое слово положительно влияет на звукообразование.

Пение а с а р р е l l апредставляет большую сложность. Воспитание навыка пения без сопровождения

Слайд 202008-2009 год

2008-2009 год

Слайд 222009-2010

2009-2010

Слайд 232010-2011

2010-2011

Слайд 242011-2012

2011-2012

Слайд 252012-2013

2012-2013

Слайд 262013-2014

2013-2014

Слайд 272014-2015

2014-2015

Слайд 282015-2016

2015-2016

Слайд 30Хор «Победа»

Хор «Победа»

Слайд 32Учительский хор

Учительский хор

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика