Слайд 1Фольклорно-этнографический ансамбль «Отырар сазы»
Слайд 2"ОТРАР САЗЫ” Казахский государственный фольклорно-этнографический оркестр народных музыкальных инструментов. Создан
в 1980 г. как ансамбль при Казахской филармонии. Организатор оркестра
- народный артист СССР Н. А. Тлендиев. В 1982 г. оркестр стал называться "Отрар сазы” ("Мелодии Отрара”). Музыкальные произведения исполняются на национальных казахских инструментах, известных с древних времен и восстановленных, благодаря исследованиям собирателя, музыковеда Сарыбаева Б. Ш.
Слайд 4Академический фольклорно-этнографический оркестр им. Н.Тлендиева, родившийся 2 октября 1982 года,
дает возможность познакомиться с богатейшим собранием казахских национальных музыкальных инструментов
– современных и старинных, которые, будучи драгоценным наследием культуры, дошли до нас из глубины веков. Их передавали от поколения в поколение безвестные народные акыны. Научные исследования музыковеда, профессора Болата Сарыбаева имеют неоценимое значение, ведь в звуках древности таятся голоса минувших поколений – живые страницы истории музыкальной культуры казахского народа.
Слайд 6Помимо домбры и кобыза в оркестре «Отрар сазы» звучат древние
инструменты – жетыген, шертер, шан-кобыз, мес-кобыз, сырнай и саз-сырнай, сыбызгы,
а также ударные инструменты – асатаяк, дауылпаз, туяк-тас, конырау, кайрак. Такое разнообразие звучания дает возможность оркестру широко отобразить и показать слушателю богатейшие самобытные образцы национального фольклора. Именно такую цель поставил перед оркестром его первый художественный руководитель и главный дирижер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, Халық Қаһарманы, видный общественный деятель, композитор Нургиса Тлендиев, сумевший доказать, что древние народные инструменты способны воплощать не только произведения малых форм, но и крупные драматические замыслы.
Слайд 8Сегодня, демонстрируя преемственность поколений, оркестром руководит дочь Н.Тлендиева – Динара
Тлендиева. Оркестр активно концертирует по городам Казахстана и в странах
ближнего и дальнего зарубежья – в Ираке, Марокко, Вьетнаме, Северной Корее, Германии, Испании, Турции, Саудовской Аравии, Иордании и во многих других странах. 1996 году оркестр «Отрар сазы» стал лауреатом премии Международного фонда им. Жамбыла. Коллектив не только хранит лучшие образцы казахского музыкального фольклора, но и постоянно совершенствует их новыми обработками, выполненными с учетом современных выразительных средств и тембровых возможностей оркестра.
Оркестр
Гульсара Пржанова, мастер игры на шанкобызе Гульсара Пржанова играет на шан кобызе в оркестре «Отрар сазы», она же сообщила эти кюи. Сегодня ее учениками являются Едиль Кусаинов, Базаралы Муптекеев. Наряду с этим, шан кобыз используется в составе многих фольклорных ансамблей.
Слайд 10Динара Тлендиева - единственный ребенок Нургисы Атабаевича, воспитывалась в очень
благоприятной среде. Ее мать тоже талантливая личность - известная актриса,
композитор, заслуженная артистка Казахстана.
Отец почувствовал способности дочери в 1991 году и сам лично привел ее в музыкальную школу для одаренных детей Куляш Байсеитовой в класс фортепиано. Уже в четвертом классе Динара вместе с оркестром "Отырар Сазы" отлично исполнила 8-й концерт Моцарта. Дирижировал оркестром в то время сам Тлендиев.
Слайд 11 М.Казтуганова Народная артистка
РК
Слайд 12 Заслуженная артистка РК Т.Каракожаева
Слайд 13 Е.Абилдаев Заслуженный артист РК
Слайд 15
На родине его не знали двадцать лет, в то время
как вся Европа и Америка рукоплескали сыну Казахстана, щедро награждая
призами за его искусство. Едиль Кусаинов – человек-оркестр, открыл казахам горловое пение, некогда утерянное в идеологической суете, научил играть на древних инструментах, ценить родную историю и культуру.
Молодой композитор с классическим образованием, выросший в семье известного домбриста Сельхана Кусаинова и талантливой кобызистки Раушан Нурпеисовой, не предполагал связывать свою судьбу с архаикой. Любовь к древним инструментам ему привил первый и главный учитель – выдающийся фольклорист Булат Сарыбаев, подаривший юному Едилю первый сазсырнай (глиняную окарину) и сыбызгы (длинную продольную флейту). В то время подобное увлечение было сродни чудачеству. Молодежь повально слушала «Битлз» и «Роллинг стоунз», а фольклор считался чем-то далеким и ненужным.
Едиль Кусаинов
– Я баловался этими инструментами в хорошем смысле слова, – признается Едиль Кусаинов. – Было что-то вроде хобби, но на бессознательном уровне сильно тянуло к архаике. Серьезно увлекался казахской мифологией, историей. Жил легендами и эпическими былинами. И все это – параллельно с симфонической музыкой, что сочинял еще студентом. Мне нравились тембры, сами звуки. Такие простые и глубокие. По окончании консерватории пошел играть в фольклорно-этнографический ансамбль «Отрар сазы», который через пару лет превратился в оркестр. У истоков ансамбля как раз стояли Булат Сарыбаев и мой отец. Они сами реконструировали многие древние инструменты, учили молодежь играть на них. В 1982-м ныне покойный Нургиса Тлендиев возглавил оркестр «Отрар сазы». Талантище, он своей харизмой и энергетикой буквально заразил большой коллектив, это был первый фольклорный оркестр в республике. Во время работы с Тлендиевым Едиль виртуозно овладел исполнительским мастерством. Но с годами бесконечные гастроли, жесткий график репетиций и коллективный образ жизни стали утомлять. Через восемь лет он ушел из оркестра, чтобы продолжить долгий путь к совершенству, став свободным музыкантом-странником.
турне: Швейцария, Австрия, Англия – три страны
Слайд 16– Я объездил все братские республики, познакомился со многими фольклористами,
– продолжает Едиль Кусаинов. – Гульсара Пржанова, мастер игры на
шанкобызе, научила меня особой технике, которая была утеряна. Позже якуты, истинные виртуозы этого инструмента, показали мне его широчайшие выразительные возможности. Во многом благодаря им в 1997 году я стал лауреатом международного фестиваля в Австрии. Тогда-то у меня и выросли крылья, появилась уверенность в нужности своего дела. Кроме того, был на Алтае, где впервые услышал горловое пение, в Каракалпакии, Узбекистане, Кыргызстане, Башкортостане. Когда распался Союз, все эти контакты здорово помогли. В то время люди из разных концов страны звонили мне напрямую, приглашая на различные конкурсы и концерты. Но в Казахстане я так и не был известен.
Едиль говорит, что за рубежом к древнему искусству уже давно существуют трепетное отношение и неслабый интерес. После первоначального восхищения экзотикой начинается глубокий самоанализ, ведь в Европе почти утрачен пласт древней музыкальной культуры. А потому, глядя на азиатских братьев, им хочется больше узнать о себе, а что удастся – возродить. «В наших фольклорных инструментах шведы, норвежцы, шотландцы, ирландцы слышат эхо своей культуры», – поясняет Кусаинов.
– Признание на родине пришло к 2000-му году, спустя 20 лет. Почему так вышло? Я был чужим и среди своих, и среди чужих. «Народники» меня не принимали в свою когорту, потому что по образованию я – классический композитор, а значит, мое место – за роялем. Коллеги-композиторы тоже смотрели косо, считая чудаком, который носится со своими древними инструментами. Много «собак» лаяло вслед моему каравану, но за все 20 лет он ни на градус не уклонился от курса. Что меня вывело на орбиту? Горловое пение! К тому времени я уже играл на всех фольклорных инструментах, не хватало только голоса. И тогда я вновь обратился к соседям. Алтайцы, тувинцы, хакасы, монголы – все они мастера пения горлом. И на нашей земле тоже когда-то было это искусство, о чем говорят старинные книги. Мой хороший друг, звезда Горного Алтая Булут Байрышев, лауреат первого фестиваля «Азия дауысы», дал мне несколько уроков. Овладел степным стилем каргыра в низком регистре. Как ни странно, но именно когда я запел, стал популярен на родине как инструменталист!
Слайд 17Сейчас Едиль Кусаинов завсегдатай крупных музыкальных тусовок. Он нравится всем:
от молодежи до агашек-апашек. Когда стал делать современные аранжировки, ему
нашлось место и на большой эстраде. В 2001-м он записал композиции, а позже и клипы с известным певцом Саилем Татубаевым и группой «JCS». С Русланом Кара из «Роксонаков» в 2002 году с ошеломительным успехом выступил в США, Турции и Германии.
– У меня есть клип, где я, городской урбанистический товарищ, сижу внутри робота и играю на сыбызгы. В конце ролика ломаю этого робота, что символично. Внутри каждого из нас есть он – влияние среды, зависимость от чужого мнения, комплексы, с которыми нужно бороться, чтобы стать личностью. Главное – чтобы караван шел несмотря ни на что.
Стиль? Меня трудно «упаковать» в одно понятие. Арт-рок, фольк-рок, фольк-джаз-рок – что-то из этого ряда. К хорошей попсе отношусь с уважением. Сам иногда делаю некоторые реверансы в эту сторону, потому как без коммерческих проектов сейчас никуда. Но и в них остаюсь собой. Помимо эстрады, часто приглашают на фольклорные концерты. А не так давно известный скрипач Марат Бисенгалиев посетовал, что в репертуаре его уральского струнного оркестра не хватает местного материала. Вот и сочинил для них три вещицы, две из которых уже репетируют. Проводим совместные выступления, пою горлом и играю на шанкобызе и сазсырнае. В ближайших планах – европейское