Слайд 1Исследовательский проект
Колокола в музыке»
Авторы: Ширшов.К СМОЛИНА.О,ЛОСКУТОВА.В.
5 «а» класс, МБОУ «Школа
№5»
Руководитель: Учитель музыки САТДАРОВА.Е.Ф.
Дзержинск, 2016
Слайд 2Введение
Меня с детства окружала музыка: часто я слышал пение разных
игрушек, бил что есть силы в игрушечный барабанчик, любил водить
молоточком по пластинкам металлофона… Но больше всего мне запомнился звук колокольчика. Именно ему доставалось много внимания в детском саду, он же открыл мне двери в школьную жизнь на первом школьном звонке.
Но потом я был очень удивлен, когда на уроке музыки услышал в произведении Моцарта звучание тех же знакомых мне колокольчиков. Я решил изучить и провести исследование разных жанров музыки, понять, где я еще могу услышать звучание колокольчиков.
Тема: «Колокола в музыке»
Цель работы: исследовать применение колокола в музыке
Слайд 3Задачи
- узнать историю инструмента;
- познакомиться с музыкальными произведениями,
в которых можно услышать звучание колокола;
- изучить колокола в симфоническом
оркестре;
- изготовить свой инструмент с использованием колокольчиков
Объект исследования: колокола, как музыкальный инструмент.
Предмет исследования: история колокола и его использование в музыке.
Слайд 4Методы исследования:
- сбор литературы в школьной и городской библиотеке;
- обращение
к родителям за советом в поиске информации об объекте исследования;
-
прослушивание аудиозаписей музыкальных произведений;
- просмотр видеозаписей о колокольчиках;
- практическое изучение инструмента;
- посещение внеклассных занятий с учителем музыки для анализа музыкальных фрагментов и решения сложных вопросов, возникших в ходе изучения.
Свое исследование я начал со сбора материалов о колокольчиках. Для этого я посетил библиотеки, ознакомился со статьями на страницах интернет-сайтов, советовался с родителями и педагогом, откуда можно получить информацию.
Слайд 5История происхождения инструмента и его названия.
Первым меня заинтересовал вопрос о
том, когда появились колокольчики и откуда пошло их название. На
интернет-сайте в материалах энциклопедии я нашел информацию о том, что впервые о колоколах в России упоминается в летописях 988 года. Существует несколько версий происхождения названия «колокольчик». Одни считают – от старорусского коло – «круг», «окружность». Иные, напротив, допускают мысль, что слово «колокол» составилось из сочетания слов «кол – о — кол», то есть от удара одного кола о другой, подразумевая под этим древние била и клепала. Наконец, в соответствии с более поздними догадками, слово «колокол» производят от древнегреческого «калкун», что также значит клепало или било.
Слайд 6История изготовления и применения колокольчика.
Далее меня заинтересовал вопрос изготовления и
применения колокольчиков. На него я нашел ответ на страницах книги
О. Л. Князевой «Старинные русские ремесла».
Колокольных дел мастера очень ценились, а отливка нового колокола всегда была большим событием. Мастера хранили секреты колокольного производства, знали, что надо добавить в сплав, чтобы колокол звонил нежнее или звонче.
О русских мастерах колокольного дела впервые упоминает летопись 988 года. Но только в XV веке в России появились собственные колокололитейные заводы. А в Сибирь это редкое мастерство пришло еще позже. Известно имя Иркутского мастера второй половины XVII века, его звали Иван Колокольник.
Слайд 7Колокола в музыке.
В библиотеке я прочитал о том, что колокола
использовали в своих произведениях такие композиторы, как М. И. Глинка,
М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов и другие. В оркестр же колокола вошли в эпоху Великой французской революции. Впервые их использовал в своих произведения композитор Керубини.
Я решил прослушать фрагменты некоторых произведений этих композиторов и провести исследование, что придает музыке звон колоколов. Меня поразило вступление к опере Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина» — «Рассвет на Москве-реке». В ней я не только услышал звон утренних колоколов, но и «увидел» картины русской природы. Прослушав фрагменты музыкальных произведений, я сделал вывод, что колокольный звон придает музыке то величие, то сказочно – фантастический шелест; музыка колоколов вызывает ощущение гордости за свою Родину или уносит нас в мир мечтаний.
Слайд 8Колокола симфонического оркестра.
Разыскивая материал о колоколах и оркестре, я удивился,
что их очень много. Оказывается первым (по возрасту) инструментом колокольного
семейства был карильон. Он ведет свою историю от церковных курантов, и до сих пор популярен в Европе.
Куранты, кроме больших карильонов, приняли облик фортепиано с колоколами. Дальнейшее развитие превратило их в клавишные молоточковые колокольчики, которые существуют в оркестре и в наше время. Они использованы в «Золотом петушке» Римского-Корсакова при выходе Звездочета.
А вот бунчук – инструмент экзотический и почти забытый. Состоит из шеста, вершина которого украшена красивым султаном и венцом, унизанным множеством бубенчиков. Его использовали большие духовые оркестры. Удачно использовал бунчук Лев Книппер в песне для оркестра «Полюшко».
Существуют еще и ручные колокольчики. Замечательная традиция игры на них пошла из Англии. Особенно она популярна в Северной Америке где сейчас насчитывается более 10 000 оркестров английских ручных колокольчиков.
Слайд 9Практическая часть.
Мне захотелось украсить звоном колокольчиков музыкальное произведение. В русской
народной прибаутке «Дон — дон» я попробовала использовать разные колокольчики,
но оказалось, что больше всего подходит к этому произведению самый большой по величине из трех колокольчиков, потому что в этом произведении нужно подчеркнуть чувство тревоги, ведь загорелся кошкин дом. А вот в попевке «Звонкий звонок» я использовал два колокольчика – самый маленький (высокий) и самый большой (низкий по звучанию), так как в первом случае звонок зовет всех на урок – это радость, а заканчивается урок – грусть, поэтому здесь больше подходит звук большого колокольчика. Очень интересно самой участвовать в исполнении произведения, поэтому я с удовольствием посещаю уроки музыки. Для того, чтобы разнообразить звучание нашего оркестра, я придумала и изготовила инструмент.
Слайд 10Заключение.
Изучение этой темы помогло мне расширить свой кругозор, повысить интерес
к музыке и коллективному музицированию. Мне хочется, чтобы ребята нашей
школы тоже увлеклись музыкой, ведь она украшает жизнь человека, делает его культурнее и добрее. Было бы здорово в конце учебного года привлечь и наших родителей к этому интересному занятию, и организовать совместный оркестр шумовых инструментов.
Кроме того, я научилась изготовлению колокольчиков из пластелина и соленого теста, изобрела свой инструмент.
Изучение и исследование колоколов настолько меня увлекло, что я решил продолжить свои исследования в других направлениях: узнать об истории церковных колоколов, о том, где были изготовлены колокола для храмов нашего города, исследовать изображение колокола в работах различных мастеров живописи и литературы.
Слайд 11Список используемой литературы
Энциклопедия «Искусство», изд. «Аванта +».
«Знакомство детей с русской
народной музыкой», Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова, изд. «Детство
— Пресс».
Детская энциклопедия «Я познаю мир», А. С. Кленов.
О. Л. Князева «Старинные русские ремесла».
Колокольный звон – М.,2001
«История колоколов и колокололитейное искусство», Н. И. Оловянишников.
Аудиозаписи
Серия «Сокровища мировой классики»:
С. В. Рахманинов, фрагмент вокально – симфонической поэмы «Колокола».
Коллекция «Великие композиторы»:
М. И. Глинка, фрагменты оперы «Иван Сусанин» (хор «Славься»);
Н. А. Римский – корсаков, фрагмент оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»;
П. И. Чайковский, фрагмент увертюры «1812 год»;
М. П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина».
«Вечерний звон», русская народная песня.