Слайд 1Михаил Иванович Глинка
(1804 – 1857)
Слайд 2
Глинка Михаил Иванович родился 20 мая 1804 года в селе
Новоспасское Смоленской губернии, в имении своих родителей. Его отец был
отставным капитаном.
Слайд 3Родители композитора
Евгения Андреевна
Иван Николаевич
Слайд 4М. И. Глинка с сестрой и матерью
Слайд 5 Воспитывала Глинку бабушка, Фёкла Александровна, которая всячески баловала его, отчего
вырос он болезненным и слабым.
Из записок М.И. Глинки:
«Вскоре по
рождении моем матушка моя Евгения Андреевна, урожденная Глинка, принуждена была предоставить первоначальное мое воспитание бабке моей Фёкле Александровне (матери моего отца), которая, овладев мной, перенесла меня в свою комнату. С ней, кормилицей и няней провел я около трех или четырех лет, видаясь с родителями весьма редко…»
Слайд 6 Начальное образование Глинка
получил дома, очень любил читать.
Первые музыкальные
впечатления
композитора - пение крепостных
крестьян и звоны колоколов местной
церкви. Кроме того, он увлекался
игрой оркестра крепостных музыкантов
в имении дяди,
Афанасия Андреевича Глинки.
Михаил Иванович обучался игре на скрипке и фортепиано и музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил:
«Что же делать?... Музыка — душа моя!».
Слайд 7 В 1812 году семье Глинки пришлось переехать в Орел из-за
войны с Наполеоном. Спустя год они вернулись в разоренное имение.
Слайд 8 В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают
в Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где его гувернёром
был поэт, декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, друг А. С. Пушкина.
В. К. Кюхельбекер
Слайд 9 В пансионе Глинка изучал иностранные языки, географию, зоологию. В Петербурге
он посещал концерты, оперный театр, а также брал уроки у
крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.
Джон Филд
Слайд 10 По окончании в 1822 году пансиона Михаил Глинка усиленно занимается
музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в
дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство».
В 1824 году он поступает на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения.
В 1828 году – оставляет службу и посвящает себя музыке. К этому времени он уже автор романсов, «русских песен», арий в итальянском стиле, квартетов.
Слайд 11 Здоровье композитора ухудшилось и он отправляется в Европу на воды.
В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись
по пути в Германии.
Приехал в Италию в начале осени
и поселился в Милане.
В Италии Глинка знакомится
с выдающимися композиторами
В. Беллини и Г. Доницетти,
изучает вокальный стиль бельканто
и сам много сочиняет в
«итальянском духе». Здесь он
ему приходит идея написать
оперу на русский сюжет.
Слайд 12 В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по
пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под
руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки.
Зигфрид Ден
Получив в 1834 году известие
о смерти отца, Глинка решил
незамедлительно вернуться в Россию.
Слайд 13 Вернувшись в Россию, Глинка начинает искать сюжет для оперы. По
совету Жуковского он останавливается на истории русского крестьянина Ивана Сусанина.
В. А. Жуковский
Слайд 14 В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной
Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка
принялся за написание оперы.
В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться постановки на сцене Петербургского Большого театра.
Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября 1836 года.
Слайд 15 Опера была тепло встречена передовой публикой, но аристократия и императорский
двор нашли ее «кучерской».
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но
уж Глинку
Затоптать не сможет в грязь.
А.С. Пушкин
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка,
Веселися, Русь! Наш Глинка –
Уж не глинка, - а фарфор.
Виельгорский
Слайд 16 После премьеры «Ивана Сусанина» Глинке был пожалован чин капельмейстера Придворной
певческой капеллы.
В 1837 году Глинка вел беседу с Пушкиным о
создании оперы по его роману «Руслан и Людмила».
В это время знакомится с Екатериной Ермолаевной Керн и посвящает ей «Вальс-фантазию» и романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина.
В 1839 году он отказался от должности капельмейстера и полностью посвятил себя новой опере.
Премьера оперы «Руслан и Людмила» состоялась в 1842 году.
В 1844 году Глинка уезжает заграницу, а по возвращении пишет «Камаринскую».
В 1852 году, по просьбе своей сестры Людмилы Ивановны Шестаковой, Глинка начинает писать свои «Записки».
Слайд 17 В 1856 году Глинка уезжает в Берлин. После одного из
концертов в зале Королевского дворца Глинка сильно простудился, а 3
февраля 1857 года умер.
По настоянию сестры прах Глинки в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры.
Слайд 18 В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная
музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал
первым классиком русского романса.