Слайд 1Частные уроки
Музыкальная педагогика
Слайд 2Занимаясь профессионально музыкой, мне нередко приходилось практиковать педагогическую деятельность. Она
заключалась в обучении игры на фортепиано, гитаре, клавишном синтезаторе, а
также обучение вокалу и сольфеджио. Перечислю некоторые основные моменты о педагогических условиях:
Уроки проходили в частном формате индивидуально;
Занятия могли проводиться как с выездом ученика, так и на дому;
Стоимость одного занятия (астрономический час) расчитывалась из средней стоимости конкурентов и уменьшалась на 20%; при условии выезда к ученику – на 10%.
По мере развития педагогической деятельности и огромной часовой нагрузки встал вопрос о разработке собственной педагогической методики, которая полностью бы подходила абсолютно для всех частных уроков, связанных с музыкальной педагогикой. Эта методика была разработана больше интуитивно исходя из практики, нежели теоретически и по каким-либо нормам и правилам общей педагогики, хотя многое, на мой взгляд, может совпасть. Для того, чтобы методика работала в разных педагогических условиях, она состоит из определенных этапов, которые стоят в определенной последовательности и эта последовательность не должна нарушаться (из личного опыта).
Слайд 3Знакомство с учеником
На этом этапе проводится встреча с предполагаемым учеником,
выявляется заинтересованность к конкретной теме. Педагогу нужно понять, чему именно
хочет научиться ученик, его мотивация к определенной теме, заинтересованность в том или ином музыкальном стиле. Далее педагог должен соотнести свою компетентность и запросами ученика и решить, сможет ли он дать 100% результат через определенное время.
Далее обговаривается стоимость одного занятия, рекомендуемое количество занятий в неделю/месяц и предполагаемый срок, когда ученик добьется определенных профессиональных результатов. Рекомендуемое количество занятий и сроки обучения напрямую зависят от компетентности педагога, поэтому они расчитываются индивидуально.
Слайд 4Введение и актуальность
На этом этапе проводится один пробный бесплатный урок,
где педагог оценивает способности и навыки ученика, а сам ученик
погружается в учебный процесс. На пробном занятии педагог уже зная мотивацию ученика показывает на практическом примере (исполняет сам) ту тематику/музыкальные стили/технику, которой ученик хочет научиться. Тем самым заинтересованность и мотивация к дальнейшему обучению у ученика повышается. Здесь же, как и на первом этапе, педагог может рекомендовать количество занятий в неделю/месяц исходя уже из положительного ответа о дальнейшем обучении.
Слайд 5Основная часть – уроки
Основную часть нужно обязательно разделить на 3
подтипа. Это базовый уровень, средний-специальный уровень и профессиональный-специальный уровень. Важно
на этом этапе корректно объяснить ученику его уровень подготовки, т.к. переоценка своих возможностей может привести к пустой трате времени и денег.
Слайд 6Базовый уровень предполагает обучение с нуля, поэтому ученик должен сразу
знать о том, что в ближайшие полгода (как минимум) он
не сможет воплотить свою мотивацию и заинтересованность к конкретной теме (1 этап).
На этом этапе проводятся следующие занятия:
Общая теория музыки (названия нот и их расположение на нотных станах, понятие аккордов, консонансы/диссонансы, простые размеры, темпы, понятие тональностей, знаки в тональностях, обязательное слушание музыки по заданной педагогом тематике);
Практическая часть (правильная постановка руки, основы базовой техники игры на инструменте, знакомство с инструментом, разучивание простых мелодий, игра простых этюдов, знакомство с гаммами);
На этом этапе важно учитывать интерес ученика к музыкальному стилю. При включении в образовательную программу 1 или 2 любимых произведений ученика – повышается мотивация и работоспособность. Здесь важно учитывать сложность исполнения и технику с уровнем исполнителя.
Слайд 7Средний – специальный уровень предполагает, что ученик обладает базовыми знаниями
и уровнем подготовки. На этом этапе ученик может сам показать
уже на вводном уроке какое-нибудь произведение. Здесь важно правильно оценить полноту осведомленности базового уровня ученика и лучше всего в течении 3-4х занятий провести тестирование и повторить основные музыкальные темы и термины.
На этом этапе проводятся следующие занятия:
Специальная теория музыки (знание на базовом/среднем уровне сольфеджио, изучение гармонии, знание композиторов и музыкальной литературы, компетентность в написании викторин и тестов по базовым и средне профессиональным теоретическим вопросам);
Практическая часть (игра гамм до 5 знаков во всех тональностях, изучение существующих музыкальных стилей и их исполнение, знание аккордов/трезвучий/септаккордов, разучивание мелодий и песен среднего уровня сложности, разучивание этюдов и развитие пальцевой техники, изучение базового уровня концертмейстера, отработка навыка чтения с листа, знание итальянских терминов темпа и их перевод/метр);
Слайд 8Профессиональный – специальный уровень предполагает, что ученик имеет базовое музыкальное
образование (музыкальная школа), среднее-профессиональное музыкальное образование (музыкальное училище/колледж) и опыт
выступлений на различных концертах, фестивалях, конкурсах. Ученик на этом этапе обладает всеми основными знаниями и личными профессиональными навыками в определенной сфере деятельности. Здесь мотивация к обучению состоит в развитии узких профессиональных навыков (техника, чтение с листа, импровизация, изучение новых стилей, поиск «пробелов» по теоретическим и практическим дисциплинам) или в стремлении выступать и зарабатывать.
На этом этапе проводятся следующие занятия:
Профессиональная теория музыки (наработка «автоматического» навыка в написании/решении музыкальных тестов/задач/вопросов, знание всех тональностей и их знаков – 7 бемолей и диезов, написание 1,2,3-голосных диктантов и их гармонизация);
Практическая часть (навык подбора мелодии в любой тональности и знание гармонии в тональностях до 7 знаков, изучение аккомпанемента и разных его стилей в тональностях до 7 знаков, игра гамм различной категории сложности во всех тональностях, изучение импровизации и ладов, подбор по слуху любых понравившихся мелодий и их гармонизация).
Слайд 9Конечный результат
Этот этап оценивается по временным показателям успеваемости и освоения
педагогической программы и навыков как педагогом, так и самим учеником.
Проводятся итоговые тесты/теоретические и практические экзамены, обратная связь между учеником и педагогом, конечная удовлетворенность/неудовлетворенность образовательной программой, оценка педагогом и самим учеником приобретенных знаний и навыков. В связи с этим, при положительном результате возможен переход с одного этапа на другой. Возможна замена образовательной программы по окончании предыдущей, если ученик заинтересуется другой сферой интереса, но важно, что во время обучения до назначенного срока образовательную программу менять нельзя.
Слайд 10В итоге, я могу сказать, что разработанная мною методика достаточно
сильно упростила мою педагогическую деятельность, помогла сэкономить свое время и
время обучаемых, помогла избежать педагогических ошибок и, на мой взгляд, я приобрел очень важную компетенцию – обучая других-учился сам.