Слайд 1Король всех инструментов-
ФОРТЕПИАНО
Презентацию выполнила
преподаватель фортепиано
и концертмейстер ДМШ № 22
Спирова С.В.
СПб,
2013 г.
Слайд 2Фортепиано – семейство
клавишно – струнных инструментов с молоточковой механикой.
Сейчас
существует в двух разновидностях - рояль и пианино.
Слайд 3Рояль – концертный инструмент его название в переводе с французского
означает - «королевский».
Пианино в переводе с итальянского значит
« маленькое
фортепиано».
Слайд 4Первое, что вы видите у фортепиано – это клавиатура,
семейство белых
и черных клавиш.
Всего у фортепиано 88 клавиш.
Клавиши соединены
с молоточками.
Нажатие на
клавишу
заставляет молоточек ударить по струнам. Головка молоточка обтянута
специальным шерстяным
войлоком – флицем.
Слайд 5Клавише соответствует от одной до трех струн. Струны, соответствующие каждой
клавише, называются «хором». Они звучат по–разному. Слева низкие басовые звуки,
посредине средние звуки по высоте, справа высокие тонкие звуки.
У самых низких звуков – самые длинные и толстые струны, которые еще и перевиты медной проволокой, средние звуки имеют по три струны средней длины, высокие по две самых коротких струны.
Все струны
стальные
и крепятся
на прочную
чугунную раму.
Слайд 6Звук получается от вибрации, «дрожания» струны. Если струну ударить и
не трогать, она звучит достаточно долго. Поэтому для того, чтобы
один звук не накладывался на другой существуют специальные глушители – демпферы, такие особые войлочные подушечки. Как только мы отпускаем клавишу, струну заглушает демпфер.
Слайд 7Под струнами крепится специальный деревянный щит, склеенный из небольших дощечек
– резонансная дека. Дека усиливает звучание струн. Изготавливается из специальной
породы дерева – акустической ели. Такие ели растут на крутых склонах высоких гор. Корпус фортепиано делается из нескольких слоев дерева, которое склеивают между собой, сверху полируют и покрывают особым лаком.
Слайд 8Изобретателем фортепиано считается итальянский мастер начала 18 века, хранитель музыкальных
инструментов из города Флоренция Бартоломео Кристофори.
Слайд 9Существовали различные виды старинных фортепиано разной конструкции:
Пианофорте
Слайд 10Жирафовое фортепиано
Пирамидальное фортепиано
Слайд 11Предшественниками, «дедушками» фортепиано являются тоже клавишно-струнные инструменты: монохорд, клавесин, клавикорд,
а «прадедушкой» считается старинный струнный инструмент цимбалы.
Монохорд
Слайд 14Клавишные инструменты со струнами имели множество разновидностей и в разных
странах назывались по разному: вёрджинел, чембало, спинет, арпсихорд.
Вёрджинел
Слайд 16У фортепиано есть две педали. При помощи правой можно поднять
все демпферы сразу. Это дает возможность продлевать и связывать звуки,
делать их более сильными, яркими, певучими. Недаром
А. Рубинштейн назвал эту педаль – «душой фортепиано». Левая педаль сдвигает молоточки вправо и поэтому они ударяют не по трем струнам, а по двум или одной. Звук становится более тихим, мягким, матовым.
Слайд 17Для фортепиано писали очень многие композиторы, а польский композитор
19 века
Фридерик Шопен сочинял только фортепианные произведения
Слайд 18Фортепиано – сольный концертный инструмент.
Слайд 19Существует несколько разновидностей фортепианных ансамблей.
Слайд 20Фортепиано является полноправным участником камерного ансамбля.
Камерная музыка предназначена для исполнения
в небольшом помещении (от итальянского camera – комната)
и небольшим составом
исполнителей, например:
дуэт, трио, квартет, квинтет.
Слайд 21Фортепиано не только прекрасно сочетается с другими музыкальными инструментами –
оно незаменимый спутник пения.
Слайд 22В 19-21 веках фортепиано стало одним из самых распространенных инструментов.
Оно звучит повсюду: на концертах классической, эстрадной, джазовой и рок
музыки, в балетных классах, в театрах и кинотеатрах, домах и дворцах культуры, на радио и телевидении, учебных заведениях всех уровней. Это любимый инструмент домашнего музицирования, на нем играют и взрослые и дети.
Слайд 23Фортепиано, с его универсальностью и величайшим многообразием выразительных возможностей, стало
творческим стимулом для развития искусства игры на фортепиано. Несмотря на
то, что фортепиано уже 300 лет, его славе еще очень далеко до заката…
Список литературы
1.
Ю. Булучевский, В. Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Изд. 9, Л., «Музыка»,1989 г.
2. Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. М., «Музыка», 1982 г.
3. Н. Голубовская. Искусство педализации. М., Л., «Музыка», 1967 г.
4. М. Бражников. Фортепиано. М., 1967 г.
5. П. Зимин. История фортепиано и его предшественников. М., 1968 г.