Слайд 1
«Музыкально – исполнительская деятельность концертмейстера»
Авторы: Лазаренко Елена Алексеевна,
Жигунова Татьяна
Петровна
концертмейстеры МБУ ДО «ДМШ№5»
г.Старый Оскол
Слайд 2Понятие «концертмейстер» многозначно.
По признанным канонам концертмейстером называют: первого скрипача оркестра,
который иногда заменяет дирижёра и в обязанности которого входит проверка
правильности настройки всех инструментов оркестра;
так называют музыканта, возглавляющего каждую из групп струнных инструментов оперного или симфонического оркестров;
это пианист, помогающий исполнителям ( певцам, инструменталистам, артистам балета) разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах.
Слайд 3Перед концертмейстером стоят следующие задачи:
• Овладение основами теории и методики
концертмейстерского мастерства,
• Формирование концертмейстерских умений и навыков.
Сюда входит чтение нотного
текста с листа, транспонирование музыкальных произведений, подбор по слуху мелодий аккомпанементов, управление пением учащегося при аккомпанировании.
Слайд 4 Освоение практики концертмейстерской работы.
Сюда входит два вида практической деятельности:
во – первых, исполнительского искусства ( концерты, конкурсы), во –
вторых, участие в различных формах учебного процесса ( работа над репертуаром, чтение с листа, подбор по слуху, транспонтрование).
Слайд 5• Развитие музыкально – творческих способностей, музыкальной памяти, музыкального мышления,
восприятия, воображения, эмоционально – волевых качеств.
• Формирование философски – эстетического
мировоззрения, личностных нравственных качеств, готовности к осуществлению воспитательной работы средствами музыки.
• Установление межпредметных связей, культурологического направления концертмейстерской деятельности.
Слайд 6Деятельность концертмейстера
Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий
процесс и концертное исполнение.
Рабочий процесс делится на четыре этапа:
Первый этап
– работа над произведением в целом: создание целого музыкального образа, как воображаемые наброски того, что предстоит выполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально – слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения.
Слайд 7Второй этап – индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая в
себя: разучивание партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приёмов, правильное
исполнение мелизмов, соблюдения «люфтов», подбор удобной аппликатуры, умение пользоваться педалью, «держание» темпа, выразительность динамики, точную фразировку, профессиональное туше.
Слайд 8Третий этап – работа с солистом, предполагает безупречное владение фортепианной
партии, совмещение музыкально – исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии
партнёра, « отход» концертмейстера на второй план по отношению к вокалисту ( к инструменталисту это не относится, так как они находятся почти на равном положении). Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать партнёра при совместном музицировании.
Слайд 9Четвёртый этап – рабочее ( репетиционное
исполнение) произведения целиком: создание музыкально – исполнительского образа на основе
собственной трактовке произведения. Именно этот этап определяет предварительный настрой аккомпаниатора на концертном выступлении.
Слайд 10Концертное исполнение – итог и кульминационный момент всей проделанной работы
концертмейстера над музыкальным произведением. Его главная цель – совместно с
солистом раскрыть музыкально – художественный замысел произведения при высочайшей культуре его исполнения
Слайд 11Концертмейстеру необходимо мобилизовать духовные и физические силы, иметь соответствующий внутренний
настрой, уметь держаться на сцене, любить и проявлять интерес к
исполнительской деятельности, обогащать фортепианный репертуар, включать в него старинную музыку и произведения современных композиторов, разбираться в музыке различных эпох и стилей, пропагандировать своё искусство.
Слайд 12Важным фактором успешной концертной деятельности является умение создать контакт с
аудиторией, осуществить свои художественные замыслы и дать возможность вокалисту или
инструменталисту достигнуть нужной цели.
Слайд 13Литература:
Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста –концертмейстера и певца
// Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1 М.: Музыка, 1988
2. Крючков Н.Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л. 1961
3. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. Л.: Музыка, 1972
4. Мур Джеральд Певец и аккомпаниатор. М., 1987
Источники используемых изображений:
1.http://sdart.ru/wp-content/gallery/koncert_23_06/mg_0089.jpg
2. http://ostnord.narod.ru/280406/P428226.jpg
3. http://www.dibratsk.ru/data/afisha/144/image/tumb/dibratsk_1271414355.jpg
4. https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=d2227032fafea024cbefc84f618ebd5b&n=33&h=170
5.http://lrnews.ru/photo/theme/007/631/main.jpg