Слайд 1Методическая разработка раздела «О России петь - что стремиться в
храм»
программы «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
3 класс
Учитель музыки МБОУ СОШ
№ 105 Фадеева Марина Георгиевна
Слайд 2Актуальность:
Музыка – нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет каждому ученику
воспринимать мир в его единстве и неповторимости.
Раздел «О России петь
- что стремиться в храм» в концепции духовно-нравственного развития и воспитания ребенка способствует приобщению к культурным истокам своей страны и позволяет открывать для себя общечеловеческие ценности других культур по мере развития учебного и образовательного процесса.
Восприятие и освоение учебного материала раздела программы школьниками продолжается в третьем классе по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, начиная со второго, по принципу концентричности и в соответствии с возрастными особенностями детей 9-10 лет
Слайд 3Основная цель раздела:
Интеграция различных видов искусства помогает глубже развивать эстетические
особенности детей, позволит приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать
познавательную деятельность учащихся
Слайд 4Задачи уроков раздела:
Познавательные:
познакомить с классическими образцами духовной и
светской музыки, живописи, архитектуры разных стран.
Слайд 5Задачи уроков раздела:
Познавательные: расширить представление о религиозных праздниках и традициях
их воплощения, опираясь на духовно-нравственные темы и сюжеты: Вербное воскресение,
Пасха, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим.
Познавательные: познакомить с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные темы, живописными полотнами, иконами, поэзией, традиционными праздниками народов России и стран Западной Европы.
Слайд 6Задачи уроков раздела:
Развивающие: научить воспринимать и усваивать знания, используя работу
с учебником, творческой тетрадью; ориентироваться в нотной записи; различать жанры
вокальной и инструментальной музыки; научить сравнению и анализу.
Развивающие: научить внимательно слушать музыкальные произведения и находить соответствия сюжетам, эмоциональному строю и характеру картин, икон, архитектуре и поэтическим строкам. Правильно передавать чувства при пластическом интонировании музыкальных фрагментов и песен. Пользоваться «словарем эмоций» и выражать свои мысли и настроения через рисунок.
Развивающие: применять ИКТ на начальном уровне при подборе иллюстраций и рисовании.
Слайд 7Задачи уроков раздела:
Воспитательные:
Формирование трепетных, нежных чувств к матери
во время знакомства с иконой Владимирской Божией матери, картиной К.Петрова-Водкина
«Петроградская мадонна»
Воспитывать толерантное отношение к культуре других стран и народов, уважительно выражать свое мнение после просматривания живописных полотен и прослушивания музыки.
Воспитательные: Формирование ценностных ориентиров в отношении православной культуры своей Родины, историческому развитию и принятию христианства на Руси.
Слайд 8Ожидаемые результаты освоения раздела программы:
Знать:
Обращения к Богородице (Дева
Мария, Царица Небесная, Мадонна).
Иконы: « Богоматерь Владимирская» и «Вход Господень
в Иерусалим».
Картины В.Васнецова, Рафаэля, Петрова-Водкина, О.Ренуара.
Знать:
Имена композиторов, воспевших образ Божией Матери.
Основные жанры духовной и светской музыки (молитва, величание, баллада, песня).
Исторические данные о принятии на Руси Христианства.
Слайд 9Ожидаемые результаты освоения раздела программы:
Уметь:
Размышлять о музыкальном произведении,
высказывать суждение.
Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.
Выявлять
общее и различное в разных жанрах искусства.
Находить соответствия в стилях самостоятельно и с помощью учителя.
Слайд 10Музыкальный материал уроков раздела:
Прелюдия №1 до мажор. «Хорошо темперированный клавир».
И.-С. Бах;
Ave, Maria! Ф.Шуберт;
Богородице Дево, радуйся С.Рахманинов;
Тропарь иконе Божией
Матери.
Мама. Из вокально-инструментального цикла « Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной;
Мама Ч.Биксио;
Осанна хор из оперы «Иисус Христос-суперзвезда».Л.Уэббер;
Вербочки А.Гречанинов; Р.Глиэр;
Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге;
Баллада о князе Владимире сл. Толстого.
Слайд 12Портреты композиторов
И.С.Бах
Ф.Шуберт
С.В.Рахманинов
В.Гаврилин
Л.Уэббер
Слайд 13Учебно-методическое планирование по разделу «О России петь, что стремиться
в храм»
«Радуйся, Мария!»
«Богородице Дево, радуйся».
Цель урока: познакомить с воплощением образа Девы
Марии в произведениях искусства русской и Западноевропейской культуры.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-размышление.
Форма урока: урок-диалог.
Метод: эмоциональной драматургии.
Используемые методы:
словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения, метод сопоставления, практически-действенный, визуальный, погружения.
Слайд 15Задачи урока:
Познавательная: познакомить с воплощением образа Девы Марии в произведениях
композиторов Ф.Шуберта и С.Рахманинова, в живописных полотнах Рафаэля и В.Васнецова,
литературных строках Данте, А.Фета, А.Пушкина.
Развивающая: научить обнаруживать сходство и различие в молитвах Ф.Шуберта и С.Рахманинова.
Развивающая: продолжить развивать ассоциативно-образное мышление на основе восприятия музыкальных произведений, живописных полотен, литературных строк, храмовой архитектуры.
Воспитательная: воспитывать внимательного слушателя и исполнителя, чутко и душевно относящегося к теме урока.
Слайд 16Ожидаемые результаты урока
Знать: имена композиторов:
И.С.Бах, Ф.Шуберт, С.В. Рахманинов;
художников: Рафаэль, В.Васнецов. Уметь: рассказать об образе Богородицы в религиозном искусстве, используя эмоциональный словарь.
Выразительно интонировать молитвы и читать стихи.
Оформить свои эмоции через рисунок.
Слайд 17Используемые методы
Основные методы: эмоциональной драматургии, пластического интонирования, погружения.
Приемы: визуализации (спонтанное
рисование, пластическое движение - «музыкальный карандаш»)
Слайд 18План изучения нового материала
I Этап
Введение в тему раздела: «О России петь – что стремиться в храм».
II Этап
Образ Девы Марии в произведениях искусства Западной Европы.
III Этап
Образ Богородицы в произведениях искусства русской православной культуры.
IVЭтап
Сравнительный анализ, рефлексия, домашнее задание
Слайд 19Музыкальный материал для урока:
Богородице Дево, радуйся, №6 Из «Всенощного бдения».
С.Рахманинов.
Аве, Мария. Ф. Шуберт.
Прелюдия №1 до мажор. И.С.Бах.
Зрительный ряд:
Рафаэль «Сикстинская мадонна»,
Васнецов «Богоматерь с младенцем», иллюстрации католических и православных храмов.
Оборудование к уроку
Презентация «Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся».
Компьютер, ТВ, музыкальный центр, синтезатор, фортепиано.
Слайд 20 I этап урока (организационный)
Введение в тему: «О России петь
– что стремиться в храм».
Проблема урока ? ? ?
Что изображено
на развороте учебника? Куда стремятся люди, изображенные на страницах учебника?
Что такое храм?
Почему звонит колокол, на что этот звук нас настраивает?
Есть ли в других странах храмы и кому посвящают в них молитвы и песнопения?
Слайд 21Музыкальный материал ко II этапу урока:
Прелюдия
№1 до мажор. «Хорошо темперированный клавир». И.-С. Бах;
Аве, Мария. Ф.Шуберт, слова В.Скотта, пер. Плещеева
Слайд 22II этап урока (изучение нового материала)
Она идет, хвале
внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя…
Данте
Ave, Maria – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
в тихом предстань сновидении ей!
Ave, Maria – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
А. Фет
Образ Девы Марии в произведениях искусства Западной Европы.
Католический храм
Прослушивание музыки, на фоне которой читаются стихи.
Выявляются средства выразительности картины Рафаэля и молитвы Ф.Шуберта
Вокализация, пластическое интонирование
Диалог
Слайд 23Использование на уроке приема «Музыкальный карандаш» при пластическом интонировании во
II и III этапе урока.
Бессознательное слышание или автоматическое слышание.
Рука
должна подчиниться музыке - способ визуализировать свои ощущения.
Слайд 24III этап урока
Образ Богородицы в произведениях искусства русской православной культуры
Одной
картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с
холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, Он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…
А.Пушкин
Ключевые понятия:
Православный храм,
молитва, икона.
«Богородице Дево,
радуйся» - работа
над интонацией.
Православный храм
Слайд 25Музыкальный материал к III этапу урока:
Богородице
Дево, радуйся, №6. Из «Всенощного бдения».
С.В. Рахманинов.
Слайд 26IV этап урока
Общее и различное. Сравнительный анализ.
Рефлексия.
Домашнее задание
? ?
?
Есть ли сходство в интонациях молитв?
Каков характер звучания?
Передает ли музыка благозвучие в обращении к Богородице?
Воспользуемся «эмоциональным словарем».
Выразим свои
впечатления в
рисунках.
Чтение подготовленных стихов.
Слайд 27Словарь эмоций
Достинство
Благородство
Тишина
Спокойствие
Красота
Мир
Радость
Величие
Простота
Слайд 28Взаимосвязь уроков музыки с внеурочной деятельностью:
Выражать свои знания и эмоции
через рисунок.
Организовать выставку рисунков и концертное выступление для родителей на
тему: «О России петь – что стремиться в храм».
Слайд 30Ave, Maria !
Богородице Дево, радуйся!