Слайд 1Реализация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО
Зам.директора по УВР
МАОУ
«СОШ № 67
г.Челябинска при ЮУрГУ»
Цыганова Светлана Константиновна
Слайд 2Нормативные документы и инструктивно-методические материалы
Закон «Об образовании в РФ»
ФГОС ООО
Письмо
Минобрнауки России от 13.05.2013. №ИР-352/09 «О направлении Программы развития воспитательной
компоненты в ОУ»
Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» от 29.08.2013г. №515
Письмо Управления по делам образования города Челябинска от 27.02.2014г. № 16-02/699 «Рекомендации по создания в ОУ… условий в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования»
Слайд 3ФГОС ООО (п.13)
Основная образовательная программа ООО реализуется ОУ через урочную
и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10 )
Слайд 4Финансирование ВД
Субъект федерации выделяет средства – школа их осваивает
Субъект федерации
выделяет средства – школа их осваивает частично и делится с
УДОД
Субъект федерации не выделяет средства – школа их сама находит
Субъект федерации не выделяет средства – школа заключает договоры о сотрудничестве с УДОУ, учреждениями культуры и спорта
Слайд 5Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все
виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно
решение задач их воспитания и социализации. (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО).
Слайд 6Особенности ВД
План ВД «следует за», «опирается на» ООП школы и
является её частью.
ВД в определённой степени обеспечивает вариативность реализации
содержания образования придавая ему социально значимый характер.
Призвана гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивать возможность свободного выбора курсов, но при этом сохранять целостность ООП.
Слайд 7Алгоритм моделирования ВД
1 этап – определение целей, принципов ВД, их
отражение в ООП ООО;
2 этап – анализ ОУ предлагаемых моделей
организации ВД;
3 этап – анализ ресурсного обеспечения различных моделей организации ВД;
4 этап – выбор модели организации ВД, её содержательное наполнение и описание в соответствии с целями, принципами ВД, ресурсными условиями её реализации
Слайд 81 этап.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации
детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях
познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин
Слайд 91 этап. Принципы ВД
Принцип гуманистической направленности
Принцип системности
Принцип вариативности
Принцип добровольности
Принцип успешности
и социальной значимости
Слайд 10
1 этап. Задачи:
социализация детей и подростков;
формирование у них потребности
к участию в социально значимых практиках и самоуправлении;
создание условий для
развития позитивных качеств личности;
реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности;
участия в содержательном досуге.
Слайд 111 этап. ФГОС ООО (п. 13)
Внеурочная деятельность организуется по направлениям
развития личности (духовно-нравственное, спортивное-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах,
как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.
Слайд 121 этап. ФГОС ООО (П.14)
Основная образовательная программа основного общего образования:
Целевой
раздел
Содержательный раздел
Организационный раздел
Слайд 131 этап. ФГОС ООО (П.14)
Целевой раздел включает:
пояснительную записку (общее
описание модели внеурочной деятельности);
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
основного общего образования (в том числе планируемые результаты внеурочной деятельности);
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (в рамках урочной и текущего контроля и промежуточной аттестации внеурочной деятельности).
Слайд 141 этап. ФГОС ООО (П.14)
Содержательный раздел включает:
программу развития универсальных
учебных действий (типовые задачи и для внеурочной деятельности);
программы отдельных
учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных (и курсов внеурочной деятельности);
программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (в том числе и во внеурочной деятельности);
программу коррекционной работы (реализуется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной работы).
Слайд 151 этап. ФГОС ООО (П.14)
Организационный раздел включает:
учебный план основного
общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной
программы;
план внеурочной деятельности (проект ФГОС 2014)
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта (в том числе и внеурочной деятельности).
Слайд 16План ВД (проект 2014)
Пояснительная записка = модель + её описание
+ план ВД
Примерная структура пояснительной записки:
Цель
Задачи
Принципы
Направления
Формы реализации
Модель ВД
Содержание (курсы,
мероприятия)
План ВД (регулярные часы)
План ВД (не регулярные часы)
Ресурсное обеспечение
Слайд 17Параметры организации ВД
Подход 1. Организуется по направлениям развития личности
Например: понедельник
– День Спорта и Здоровья, вторник – День Добрых Дел,
среда – День Жизненных Умений, четверг – День Сообразительности, пятница – День встречи с Культурой (продолжительность 1,5ч.; организатор – классный руководитель);
Или: организация работы секций и кружков (день занятий спортом, день творчества, день познавательной деятельности и т.д.)
Слайд 18Параметры организации ВД
Подход 2. Организуется в соответствии с Портретом выпускника
основной школы (8 базовых черт)
План ВД содержит 8 подпрограмм:
П. патриотического
воспитания
П. обретения жизненных ориентиров «Главные ценности жизни»
П. развития любознательности и интеллекта
П. достижения успехов в учебной деятельности.
П. развития ответственности «Я отвечаю за всё»
П. развития коммуникативной культуры
П. здоровье сбережения и здоровье созидания «Здоровье»
П. профориентации
Слайд 19Параметры организации ВД
Подход 3. Достижение личностных результатов
План ВД содержит 11
подпрограмм, каждая ориентирована на достижение конкретного личностного результата:
Готовность и способность
к саморазвитию и личностному самоопределению
Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Сформированность системы значимых социальных и межличностных взаимоотношений
Сформированность ценностных и смысловых установок
Способность осознания российской идентичности в поликультурном социуме и т.д.
Слайд 20Параметры организации ВД
Подход 4. ВД как пространство воспитания и социализации
подростков
План ВД содержит 4 подпрограммы:
П. духовно-нравственного воспитания как приобщение к
базовым национальным ценностям
П. освоения социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения
П. профориентации
П. развития знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни
П. формирования экологической культуры
Слайд 212 этап. Анализ моделей
1 классификация : базовая модель, модель дополнительного
образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель (письмо
Минобнауки РФ от 12.05.2011 №03-296)
2 классификация: модель проектов, модель площадок (Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В. и др., 2013)
3 классификация: внутренняя, внешняя, смешанная (Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В. и др., 2013)
Слайд 22Основание выбора моделей -
условия организации образовательного процесса в образовательном учреждении,
соответствующие целям внеурочной деятельности
модель организации образовательным учреждением внеурочной деятельности самостоятельно
на базе самого образовательного учреждения (внутришкольная);
модель организации образовательным учреждением внеурочной деятельности на базе внешних учреждений (дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта) во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования (внешняя);
модель организации внеурочной деятельности на базе самого образовательного учреждения (отдельные направления) и внешних учреждений (смешанная).
Слайд 233 этап. Анализ ресурсного обеспечения моделей ВД
Слайд 244 этап. Выбор модели, её содержательное описание и т.д.
Разработать программу
(ВД) – это предложить программу соорганизации деятельности субъектов с целью
достижения определённых результатов
Модель ВД – пояснительная записка – план ВД
Положение об организации ВД (состав обязанностей педагогических работников, реализующих план ВД и механизм организации ВД в ОУ)
Слайд 25Условия качественной организации ВД
Условие 1. Рассмотрение ВД как компонента целостной
учебно-воспитательной деятельности в ОУ
Условие 2. Определение смысла, цели и основных
функций ВД в ОУ
Условие 3. Структурирование и программирование ВД в ОУ
Условие 4. Технологическое обеспечение ВД в ОУ (эффективные технологии проведения)
Условие 5. Изучение интересов обучающихся и их потребностей
Условие 6. Обеспечение результативности ВД в ОУ
Условие 7. Уникальность созданной в ОУ системы ВД
Слайд 26Условие 3. Структурирование и программирование ВД в ОУ
Система общешкольных мероприятий,
которая обеспечивает ориентацию обучающихся на определённую систему ценностей
Организация работы с
обучающимися по созданию дружного классного коллектива
Система дополнительного образования ОУ
Организация ученического самоуправления
Деятельность ГПД
Система внешкольной работы (упорядочивание мероприятий, проводимых вне школы)
Система индивидуальной работы с учащимися (психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение)
Слайд 274 этап. Создание плана ВД
План ВД – механизм реализации программы
ВД образовательного учреждения
Проект 2014
План ВД: состав, структуру направлений, формы организации,
объём внеурочной деятельности (1750 часов за 5 лет) с учётом интересов обучающихся и возможностей ОУ
Слайд 28Основные способы разработки программ курсов внеурочной деятельности
Использование разработанных дополнительных образовательных
программ (типовых, модифицированных, авторских)
Использование образовательных программ, представленных ведущими Российскими издательствами
Самостоятельная
разработка программы внеурочной деятельности, рекомендованной и утвержденной на уровне образовательного учреждения
Слайд 30Общее внеурочной деятельности
от дополнительного образования (по материалам Евладовой Е.Б.)
Слайд 31Отличия внеурочной деятельности
от дополнительного образования (по материалам Евладовой Е.Б.)
Слайд 32Примерные задачи программы курса ВД
развитие у школьников социальной активности благодаря
участию в реальных общественно значимых делах;
формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей
через различные виды творческой деятельности;
обогащение общей культуры на основе включения в экскурсионные, этнографические, музейные и др. занятия;
формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного его содержания через участие в делах, направленных на развитие познавательных способностей;
помощь в определении интересов и способностей к тем или иным видам деятельности;
развитие коммуникативных умений, способностей строить диалог, слушать и слышать других людей, принимать другую точку зрения, иную культуру, уметь неагрессивно отстаивать свою точку зрения через создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.
Слайд 33Задачи ВД
1) отражают направления формирования качеств личности;
2) ВД не сводится
к организации совместной деятельности с учениками только «вне уроков» с
обязательным исключением из неё «учебной составляющей». (ФГОС: программы ВД могут разрабатываться с ориентацией на достижение образовательных результатов определённого уровня (начальное, основное, среднее обр-е) и разного формата (личностные, метапредметные, предметные, адаптивные, воспитательные)).
Слайд 34Отразить 3 уровня результатов
1 уровень: ЗНАНИЯ
2 уровень: ОТНОШЕНИЕ
3 уровень: ДЕЙСТВИЕ
Достижение
во ВД описанных ниже результатов увеличит вероятность появление таких ЭФФЕКТОВ,
как формирование социальной компетентности школьников
Слайд 35Личностно развивающий потенциал форм ВД
Слайд 36Рекомендуемая литература
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /
сост. Е.С.Степанов. – М. : Просвещение, 2011.
Проектирование ООП ООО ОУ:
особенности проектирования и оценки условий для её реализации: методические рекомендации / Ю.Ю.Баранова и др. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014.
Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / сост. Ю.Ю.Баранова и др. - М. : Просвещение, 2013.
Слайд 37Рекомендуемая литература
Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе:
пособие для учителей общеобразовательных организаций / П.В.Степанов и др. –
М. : Просвещение, 2014.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя – М. : Просвещение, 2010.
Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах – М. : Просвещение, 2013.
Слайд 38Рекомендуемая литература
Степанов П.В. Оценка качества и анализ воспитания в основной
и средней школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций – М.
: Просвещение, 2014.
Концепция и модель оценки качества воспитания в системе общего образования. научно-методическое пособие / Под. Ред. Н.Л.Селивановой – М. : НОУ Центр «Педагогический поиск», 2013.
Диагностика, анализ и поанирование процесса воспитания в школе. Методическое пособие. – М. : НОУ Центр «Педагогический поиск», 2007.
Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции – Челябинск: ЧИППКРО, 2014.
Слайд 40Сайт школы
www.chel67.ru
Электронная почта:
mou_67_ciganova@mail.ru