Слайд 1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Петровская детская
школа искусств».
Презентация на тему:
«Сатирические песни М.П.Мусоргского»
Работу выполнила: учащаяся 5
класса фортепианного отделения Петросян Анна.
Руководитель: Миркина Елена Васильевна.
С. Петровское
Тамбовской области.
2014 год.
Слайд 2Немного о творчестве.
М.П.Мусоргский сочинял камерную вокальную музыку на протяжении всей
своей жизни.
Им было создано около 70 произведений, разнообразных по
содержанию и по форме.
Это и лирика, и яркие реалистические зарисовки из народной жизни-»народные картинки» и музыкальные портреты.
Развивая традиции Даргомыжского, композитор использует жанры монолога-сцены, монолога-рассказа, баллады, драматической песни.
Но особенно ярко проявилось комическое дарование Мусоргского при сочинении сатирических песен.
Слайд 4Калистрат
В мае 1864г. создаётся своеобразная вокальная песня из крестьянской жизни
на слова Некрасова «Калистрат». Мусоргский охарактирзовал её как «первую попытку
комизма» в своём творчестве. «…вы ещё смеётесь над простаком, но уже ваш смех растворён горечью»-так писал Белинский.
В образах вокальной пьесы сквозит ирония, усмешка, образы светятся терпким народным юмором, смысл трагичен. «Калистратушка» - это песня-притча о безотрадной доле бедняка, рассказанной им самим с комизмом, вызывающим горькую улыбку.
Слайд 5
«Ах ты, пьяная тетеря»
Осенью 1866 года
Мусоргский написал песню- сценку «Ах ты, пьяная тетеря!»(из похождений Пахомыча),
на собственные слова. Эта песня долгое время оставалась неизвестной и лишь в 1906 году была опубликована Римским-Корсаковым. Впрочем эта песня даже не предназначалась для публикации. Это своего рода «домашняя пародия» . Пьеса посвящена В. Никольскому, известному в свое время историку, педагогу и лингвисту. Тесная дружба Мусоргского и Никольского сыграла важную роль в творчестве композитора. Именно Никольский предложил Мусоргскому писать оперу на сюжет пушкинского «Бориса Годунова», участвовал в разработке плана музыкальной драмы.
В. Никольский
Слайд 6Ах ты, пьяная тетеря
Необычайно ярко передана в музыке сценка суматошной
речи «женки Пахомыча» , то распекающей, то умоляющей .то урезонивающей.
Сам Пахомыч в сценке лицо пассивное. Он топчется на месте , не пытаясь даже оправдаться и выждав удобный момент , сочувственно присоединяется к причитаньям жены, чем совсем выводит ее из себя. Этот не получившийся дуэт бесподобен по комическому показу персонажей сценки.
Слайд 7Семинарист
Через пять дней после комической сценки «из похождений Пахомыча» появился
«Семинарист»(27 сентября 1866 г.) «Это я сделал утром, проснувшись в
1966 г., начав только с ритма»,- гласит надпись Мусоргского на экземпляре, подаренным Голенищеву-Кутузову.
Ритм сценки- это импульс образного движения. В ритме найдена «скулящая» интонация наказанного семинариста; из ритма возникает напев-воспоминание семинариста о румяной Стёше, поповской дочке, и о том, как ему «от беса искушенье довелось принять в храме божьем»,
За что он вынужден теперь долбить ненавистные латинские слова.
Сценка проникнута едким сарказмом и грустной иронией. В смешном облике незадачливого семинариста проглядывает грубоватая, но простодушная натура неотёсанного парня.
Слайд 8 Озорник
В декабре 1867 г. Мусоргский написал ещё
3 вокальные пьесы «Озорник», «Светская сказочка» («Козёл») на собственные слова;
и «По-над Доном сад цветёт» на стихи А.Кольцова.
«Озорник» одна из тех картинок , где комизм поистине трагичен. Мальчишка преследует горбатую старуху, издеваясь над её убожеством.
«Ох, баушка, ох, родная, раскрасавушка , обернись! Востроносая, серебрёная, пучеглазая, поцелуй!...» Старуха бьёт его, он кричит от боли- «ой, не бей!»- и дразнит всё злее и безжалостнее. Он изощряется в озорных выходках, и чем смешнее они, тем трагичнее звучит сцена. Образное развитие музыкальной речи основывается на короткой теме.
Ц. Кюи говорил, что «Озорник» Мусоргского- это мучительное скерцо, полное силы и новизны.
«Озорник» вызывал у слушателей горькую улыбку сострадания.
Слайд 9Козёл
Если «Озорник» вызывал у слушателей горькую улыбку сострадания, то «Козёл-
весёлый смех. Эта пьеса, названая композитором «светской сказочкой», написана в
жанре басни, смысл которой раскрывается в забавной аллегории: шла девица прогуляться, повстречался ей козёл- «старый, грязный, бородатый, страшный, злой и весь мохнатый, сущий черт», перепугалась девица и убежала чуть жива. Вот пришла ей замуж, повстречался барышне другой, великосветский Козёл- «Старый и горбатый, лысый, злой и бородатый, сущий черт», но его она совсем не испугалась-»она к мужу приласкалась, уверяя что верна…».
Остроумное сопоставление иронии в характеристиках светской барышни и козла, оригинальное фортепианное сопровождение с невозмутимым юмором, комментирующее смысл сказочки,- всё это обусловило огромный успех басенки про козла.
Слайд 10Стрекотунья белобока .
Это произведение Мусоргский сочинил 26 августа 1867 г. ,когда пребывал в Питере. Это вокальное скерцо, в котором остроумно соединены композитором два небольших стихотворения Пушкина : «Стрекотунья белобока» и «Колокольчики звенят». Музыка искрится простодушным юмором, изобретательностью.
Эта невероятная юмореска возникла, вероятно, экспромтом- в кружке близких друзей Александры и Надежды Опочининых. Им она и посвящена.
«Небывалый колокольчик» резвой сороки-стрекотуньи неожиданно перекликается с колокольцами пляшущей цыганочки-певуньи, «мастерицей ворожить».
В это же время была написана лирическая песенка «По грибы» на слова Л.Мея. Посвящена В. Никольскому.
Слайд 11Раёк
Летом 1870 года был написан вокальный памфлет- «Раёк». Стасов представляет
это произведение так: « Рассказ и прибаутки мужика под балаганами
на масленице, показывающего «честным господам чудушко морское в круглое стёклышко своего домика»
«Раёк» начинается весёлым трезвоном раёшника(«я сам» как обозначал Мусоргский.)
Композитор надевает на своих героев музыкальные маски.
«Раёк- народный театр картинок, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов великих людей и событий. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету.
Слайд 12Песнь Мефистофеля в погребке Ауэрбаха о блохе.
Во время концертной поездки
Мусоргский успевал заниматься и творчеством.
В 1879 г. сочинил песню, ставшую
знаменитой «Песнь Мефистофеля в погребке Ауэрбаха о блохе», на слова Гёте. Это последняя сатирическая песня композитора.