Слайд 1Презентация к уроку музыки в 7 классе
Выполнила Игнатьева Е.Ю., МБОУО
лицей №33 г.Иваново
Слайд 3Симфония – (от греч. – simphonia – созвучие) – ведущий
жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное музыкальное произведение.
По
своему значению в музыке сравнима с драмой или романом в литературе.
Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.
Слайд 4История термина
В античности — в Древней Греции и в Древнем
Риме — «симфонией» называли благозвучное сочетание тонов.
Средневековая наука полностью унаследовала
античные значения «симфонии».
В XVI веке слово «симфония» использовалось в названиях сборников мотетов и иной духовной — церковной или паралитургической — музыки, относилось оно к вокальному многоголосию.
С момента рождения оперы, в самом конце XVI века, в ней всегда присутствовали инструментальные эпизоды: вступления к каждому акту, звукоизобразительные картины, развернутые танцевальные интермедии — любой такой эпизод именовался «симфонией».
В XVII веке название «симфония» постепенно закрепилось за оркестровыми вступлениями (увертюрами) или интермедиями в инструментальных и вокально-инструментальных сочинениях — в сюитах, кантатах и операх.
Слайд 5Классическая симфония (созданная композиторами венской классической школы) состоит, как правило,
из четырёх частей, написанных в сонатной циклической форме; в XIX—XX
веках широкое распространение получили композиции как с бо́льшим, так и с меньшим количеством частей.
Она дала название новому, неизвестному прежде составу оркестра и самой значительной области инструментальной музыки — широкому спектру её форм и жанров, объединяемых понятием «симфоническая музыка».
Слайд 6Великие симфонисты XVIII века
Моцарт Вольфганг Амадей
Людвиг ван Бетховен
Франц
Йозеф Гайдн
Слайд 7Почти все симфонии, написанные венскими классиками, имеют четыре части:
I.
Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Как правило,
пишется в форме сонатного аллегро, но далеко не все первые части звучат в быстром темпе.
II. Медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям, элегичная, пасторальная, скорбная или трагическая по настроению.
III. Менуэт. Это игра, веселье, картины народной жизни.
IV. Быстрый финал, близкий к народной, песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Он (как итог всех частей) отличается жизнеутверждающей концепцией.
Слайд 8Рассмотрим ряд симфоний, являющих собой яркий пример, отражение жанра.
Слайд 9Симфония № 103
(«С тремоло литавр»)
Й. Гайдн (1732-1809)
Слайд 10Картины мирной счастливой жизни, быта, природы составляют основу творчества Й.Гайдна.
С ним связан расцвет симфонии.
Вершиной симфонизма стали 12 лондонских симфоний.
Гайдном был расширен состав симфонического оркестра.
Симфония «С тремоло литавр» получила свое название от первого такта медленного вступления, в котором звучит тремоло литавр.
При Гайдне и Моцарте симфония стала трактоваться как универсальная циклическая форма.
Слайд 11Симфония № 40.
В.А. Моцарт (1756 – 1791)
Слайд 12Симфония № 40 занимает особое место в творчестве В.А. Моцарта.
Внутреннее содержание её богато, сложно и широко развито.
Симфонию №
40 можно сравнить с «Джокондой» Леонардо да Винчи, ибо смешение чувств в ней столь же загадочно и таинственно.
Глубина и непостижимость образа возникает от слияния контрастов в едином, внутренне противоречивом, как и сама жизнь, целом.
Слайд 13Три части Симфонии – 1, 2, 4 – написаны в
сонатной форме.
1 часть начинается с изложения главной партии: трепетной,
нежной. Контрастом звучат акцентированные аккорды. Будто предвестники бури.
2 часть контрастирует с 1 – её образный строй – светлая и спокойная лирика.
3 часть – менуэт, но в этой Симфонии он лицег танцевальности. Строгая, ритмичная тема подчеркивает решимость.
Для эпохи Моцарта ритмическое своеобразие основной темы смело и ново.
Слайд 14Симфония № 1. «Классическая».
С. Прокофьев (1891 – 1953)
Слайд 15С. Прокофьев – крупнейший композитор XX столетия.
Музыка его прочно
связана с традициями прошлого, но, вместе с тем, является новаторством
в области музыкального языка, средств выразительности, приемов музыкальной драматургии.
В симфонической музыке достижения композитора велики: начиная симфонической сказкой «Петя и Волк» и заканчивая семью симфониями.
Слайд 16В Симфонии № 1 Прокофьев оригинально претворил черты гайдновского симфонизма.
Не случайно она названа «Классическая».
В ней сохранены логика и
строгость, концепция классической формы XVIII века, и в то же время её отличает современный музыкальный язык.
Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов., новизны гармоний.
В финале звучит ослепительная радость.
Не случайно на музыку Симфонии ставились хореографические композиции.
Слайд 17Симфония № 5.
Л. Бетховен (1770 – 1827)
Слайд 18В возрасте 32 лет у Л. Бетховена начала развиваться глухота.
Но композитор не покорился судьбе, сумел вернуться к творчеству.
Симфония
№ 5 проникнута героическим, мятежным духом.
«Так стучится в дверь к нам судьба.» - так, по свидетельствам современников, Бетховен сказал о первых тактах Симфонии.
Основной мотив, яркая выразительная музыка дают возможность трактовать Симфонию как отражение борьбы человека с ударами судьбы.
Слайд 19Позже Симфония была сассоциирована с мифом о Прометее, который похитил
у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За
это боги жестоко наказали его.
Сегодня Симфония № 5 приобретает особый, нравственный смысл.
Слайд 20Симфония № 8. «Неоконченная».
Ф. Шуберт (1797 – 1828)
Слайд 21Творчество Ф. Шуберта называют началом эпохи романтизма в музыке.
Благодаря
композитору появился новый тип лирико-драматической симфонии.
Симфония № 8 явилась
обобщением образов вокальных сочинений Шуберта.
Так как Симфония имела всего две части, современники композитора прозвали её «Неоконченной».
1 часть прописана в сонатной форме. Тема вступления – своеобразный эпиграф.
Между главной и побочной темами конфликт как таковой отсутствует. Разработка основана на материале вступления.
Слайд 22Симфония № 1.
В.С. Калинников (1866 – 1900)
Слайд 23В. Калинников – первый русский композитор, получивший известность благодаря своим
симфоническим изысканиям.
Симфонию № 1 называют «песней жаворонка» русского симфонизма.
В этой музыке, так же как и в лирических пейзажах русских художников, поет русская природа.
1 часть звучит как искренняя, эмоциональная исповедь человеческой души. Она написана в традиционной форме сонатного аллегро.
Главную и побочную темы экспозиции отличает эпическая широта, энергия и певучесть. В репризе утверждается оптимистический тон повествования.
Слайд 24Симфония № 5.
П.И. Чайковский ( 1840 – 1893)
Слайд 25Для своей Симфонии № 5 композитор выбрал близкую ему тему
– борьбу человека с мрачными силами, стоящими на пути к
счастью.
В Симфонии четыре части.
В ней переплетаются трагические размышления о смысле жизни, поэтическое восприятие природы, погружение в атмосферу быта того времени.
Слайд 26
1 часть написана в форме сонатного аллегро. Она открывается зловеще-трагической
темой вступления. «Полнейшее преклонение пред судьбой.» - так определилиеё смысл
сам композитор.
Тема главной партии в экспозиции раскрывает стремление главного героя вырваться из оков.
В разработке чередуются две темы – краткий разбег и прерывистое движение.
Реприза завершается угасанием звучности, словно подчеркивая мысль о бесцельности сопротивления судьбе.
Слайд 27Симфония № 7. «Ленинградская».
Д. Шостакович (1906 – 1975)
Слайд 28А.А. Ахматова (1889 – 1966)
«…А за мною, тайной сверкая
И
назвавши себя «Седьмая»,
На неслыханный мчалась пир…
Притворившись нотной тетрадкой,
Знаменитая ленинградка
Возвращалась в
родной эфир…»
Слайд 29Трагические образы музыки Д. Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой
и страданиями человека.
Симфония № 7 посвящена блокадному Ленинграду. Она
получила всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.
В августе 1942 года ленинградцы нашли в себе силы исполнить Симфонию в зале Филармонии под руководством дирижера Карла Ильича Элиасберга.