Слайд 1Морозова Нина Борисовна
Выборгский район
МОУ «Бородинская СОШ»
2009 год
Слайд 2В главных ролях –
инструменты
Слайд 4Есть такая сказка — «Петя и волк». В ней рассказывается
о храбром мальчике Пете, который поймал волка; о Петином дедушке,
ворчливом, но добром старике; о глупой, хвастливой утке и о маленькой бесстрашной птичке — Петином друге и помощнике: мальчик спас ее от хитрой кошки, и благодарная птичка заманила волка в ловушку.
Слайд 5Веселую и простую сказку можно прочесть, и это будет интересно.
Можно
нарисовать к ней картинки — сказка станет еще интереснее.
Можно поставить
ее в кукольном театре или в кино—тогда всех героев сказки будут изображать куклы или ожившие картинки мультипликационного фильма, а говорить за них будут актеры.
Слайд 6Но что бы вы сказали, если бы вам предложили такой
список действующих лиц и исполнителей этой сказки:
Слайд 13Не правда ли, странные исполнители?
Слайд 14А между тем именно для них и написана эта сказка,
симфоническая сказка «Петя и волк».
Слайд 15Симфоническая — значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого
героя есть своя музыкальная тема, которую играет определенный музыкальный инструмент.
Слайд 16Автор её —
Сергей Сергеевич Прокофьев.
Слайд 17Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953) — советский композитор, пианист, дирижёр.
Слайд 18Пионер Петя — главный герой сказки.
В театре главные роли всегда
поручают лучшим, ведущим актерам. И в оркестре музыку храброго Пети
играют главные инструменты — скрипки, альты и виолончели, которые называются струнной группой.
Слайд 19Эта группа образует как бы четырехголосный хор: первые и вторые
скрипки (высокие голоса в хоре тоже часто делятся на первые
и вторые);
скрипки с более низким звуком, альты (так же называются и в хоре низкие женские или детские голоса); наконец, четвертый голос, самый низкий (в хоре — басы), ведут виолончели.
Слайд 20Музыка пионера Пети похожа на задорную, веселую детскую песенку
Слайд 22Флейта, — она так же хорошо, как высокий женский голос—колоратурное
сопрано,—умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво, как будто перекликаются
две птички. И, конечно, лучше всего было поручить флейте роль птички в сказке «Петя и волк».
Слайд 23А вот исполнитель роли утки — гобой. У этого нежного
инструмента некоторые ноты звучат совсем не нежно и очень напоминают
утиное самодовольное кряканье глупой утки.
Слайд 24Отрывистые, приглушенные звуки кларнета, особенно на низких нотах, напоминают вкрадчивое
мурлыканье кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких бархатных лапок.
Слайд 25Роль Петиного дедушки исполняет фагот: уж очень забавно умеет ворчать
этот инструмент, похожий на длинную толстую палку.
Слайд 26У валторны звук немножко таинственный, очень поэтичный и красивый.
Но оказалось,
что если несколько валторн соединить в один голос и очень
громко «рявкнуть» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка.
Слайд 32Нужно вам сказать, что это не просто сказка, а сказка-учебник.
Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами
симфонического оркестра, научить узнавать их звучание не только в такой бесхитростной музыкальной картинке, а даже в серьезной симфонической музыке: в увертюрах, в симфонических поэмах, в симфониях.