Слайд 1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей
и молодежи городского округа Тольятти
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В ВОКАЛЬНОЙ
СТУДИИ
«ПОДСНЕЖНИК»
Ташматова Элиана Энверовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Слайд 2 «Нам песня строить и жить помогает
Она как друг, нас зовет и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!»
В. Лебедев-Кумач
Слайд 3
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного
физического, психического и социального благополучия».
Древнегреческий философ Платон утверждал, что
воспитание может идти только двумя путями: путем воспитания тела и путем воспитания души.
Именно музыка, считал Толстой, оказывается сильнейшим средством пробуждения эмоционально-чувственной сферы человека и "передачи людьми чувств друг другу".
Слайд 4О ПОЛЬЗЕ ВОКАЛА
Он помогает расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение.
Слайд 5Во время пения в головном мозге вырабатываются особые химические вещества,
благодаря которым человек ощущает покой и радость.
Слайд 6Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия: воспроизведение некоторых гласных
заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков.
Слайд 7Благотворно влияет на развитие голоса:
– способствует увеличению звучности голоса и
слуха;
– расширяет его диапазон;
– формирует красивый тембр;
– развивает музыкальный слух;
–
улучшает дикцию;
– повышает громкость;
– уменьшает утомляемость голоса обучающегося.
Слайд 8В процессе пения задействованы многие группы мышц, совершаемая ими физическая
работа способствует укреплению здоровья. Благодаря постоянной вентиляции легких значительно снижается
риск заболеваний дыхательной системы.
Слайд 9ВОКАЛ И КРАСОТА
Занятия вокалом влияют и на внешность обучающегося. Правильное
вокальное дыхание способствует хорошей вентиляции легких, уменьшению застоя крови в
сосудах, лучшему насыщению ее кислородом. Это нормализует работу всех внутренних органов, что благотворно влияет на цвет лица и тонус кожи.
Слайд 10Постоянная работа брюшного пресса при правильном пении способствует укреплению и
тренировке мышц живота, не давая им ослабеть. «Вокальная постановка» корпуса
предполагает ровную линию спины, горделивый разворот плеч, красивую посадку головы. Каждый урок – это эмоциональный подъем от ощущения себя на сцене, в центре внимания, что вызывает прилив энергии, который способствует повышению иммунитета и обновлению всего организма.
Слайд 11Умение красиво держать руки и жестикулировать тоже вырабатывается во время
занятий вокалом. Необходимость постоянного участия лицевых мышц в формировании высокой
певческой позиции, не дает лицу принять угрюмое, уставшее выражение.
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО
В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Вокал может благотворно влиять на устранение таких видов логопедических нарушений, как дисфония, дислалия, ринофония, и др
Речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой. Поэтому вокал часто применяется в логопедии, как вспомогательное средство в коррекции речевых нарушений.
Слайд 13ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ СТУДИЯ «ПОДСНЕЖНИК»
Занятия в вокальной студии «Подснежник» для всех возрастных
групп - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих
силах.
Образовательная программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности, совершенствование специальных вокальных навыков, развивает художественный вкус, расширяет кругозор, знакомит с основами актерского мастерства.
Слайд 14 Обязательным условием для успешных занятий вокалом является здоровый голосовой
аппарат.
Занятия вокалом я начинаю с того, что объясняю работу
дыхания и опоры звука в процессе пения. Для этого предлагаю выполнить следующее дыхательно-мышечное упражнение.
Слайд 15Упражнение 1
Нужно встать прямо, набрать воздух носом и ртом, и
постепенно, медленно выдыхать его, работая мышцами живота.
Слайд 16Упражнение 2
Лягте на спину, на гладкую твердую поверхность, подложите под
позвоночник мячик для большого тенниса.
Передвигая мячик или передвигаясь по
мячику, постепенно разогните весь позвоночный столб.
Слайд 17Упражнение 3
«Уголок» – лежа на спине, многократно поднимайте вверх прямые
ноги. Количество повторений для каждого индивидуально, главное не переусердствовать –
чрезмерное перенапряжение мышц может привести к потере их послушности и подвижности.
Слайд 18Большое внимание необходимо уделять состоянию мышц шеи. В ней сосредоточены
основные звукообразующие органы (гортань, голосовые связки). Поэтому важно, чтобы шейная
мускулатура была хорошо развита, способствовала устойчивому, но в то же время свободному положению головы при пении. Для этого применяются простые, но эффективные упражнения – наклоны и повороты головы, которые нужно выполнять ежедневно. Это также помогает сохранить подвижность шейных позвонков и красивый внешний вид шеи на долгое время.
Слайд 19 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ СТУДИИ «ПОДСНЕЖНИК»
1. «Механизмы
действия дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой и ее лечебная эффективность»;
2.
«Ребенок и окружающий его мир» – физические упражнения, точечный массаж лица.
3. Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата.
4. «Фонопедический метод развития голоса» профессора Емельянова В.В. На занятиях вокалом в творческом объединении «Вокально-хоровая студия «Подснежник» я использую следующие здоровьесберегающие технологии:
1. «Механизмы действия дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой и ее лечебная эффективность»;
2. «Ребенок и окружающий его мир» – физические упражнения, точечный массаж лица.
3. Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата.
4. «Фонопедический метод развития голоса» профессора Емельянова В.В.
Слайд 20ТЕХНОЛОГИЯ №1
Дыхательная гимнастика
Содержание технологии: Использование форсированного вдоха и вовлечение самой
мощной дыхательной мышцы – диафрагмы. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке
короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за две секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот.
Результат применения :
- перестраивает стереотип дыхательных движений,
- восстанавливает не только движение и пластичность мышц, участвующих в дыхании и фонации, но и укрепляет весь опорно-двигательный аппарат в целом;
- активно включает в работу все части тела – руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д., повышая общий мышечный тонус.
Слайд 21ТЕХНОЛОГИЯ №2
Точечный массаж лица
Содержание технологии: Метод воздействия на точку
надавливанием указательного пальца руки. Это японский метод, который носит название
"шиатсу". Легкое надавливание в течение 30 секунд. После чего производится массаж: девять вращений по часовой стрелке и девять – против. Продолжительность точечного массажа в каждой точке не должно превышать 3–4 минуты
Результат применения :
- организует энергетический баланс;
- стимулирует или успокаивает (что зависит от способа, техники воздействия) вегетативную систему;
- усиливает кровоснабжение;
- регулирует трофику тканей, деятельность желез внутренней секреции;
- уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение
Слайд 23ТЕХНОЛОГИЯ №3
Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата
Содержание технологии: Скороговорки,
сказки, речевые упражнения
Результат применения :
- укрепление мышц артикуляционного аппарата;
-
развитие речевой активности.
Слайд 24ТЕХНОЛОГИЯ №4
Фонопедический метод развития голоса
Содержание технологии:
Цикл интонационно-фонопедических
упражнений
Результат применения :
- развитие силы звука;
- расширение диапазона звучания голоса;
-
постановка основных вокальных навыков.
Слайд 25
Скороговорки:
1. Испугались медвежонка Ёж с ежихой и ежонком, Чиж с
чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.
2. Бобры храбры,
для бобрят добры.
3. На дворе росла трава, на траве лежат дрова, на дровах лежит роса, на росе лежит коса, на косе лежит блоха раз блоха два блоха вот и скороговорка вся.
4. Тигрёнок громко рыкнул р-р-р-р.
5. Мышка мыла мишке шишки.
Мало мыла дали мышке.
Слишком много шишек было,
Мышка шишки не домыла.
6. Через реку бобр добряк переводит вброд бобрят.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Слайд 26Вывод:
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях в вокально-хоровой студии
«Подснежник» резко снизился процент детей, болеющих острыми распираторными заболеваниями, дети
стали более общительными, у многих обучающихся речь стала лучше.
Все это положительно сказалось на результатах образовательной деятельности, что подтверждают наши достижения. В прошлом учебном году мы стали неоднократными победителями на фестивалях-конкурсах разного уровня.
Слайд 27Благодарим за внимание!
Подробную информацию вы можете
получить по адресу:
г.Тольятти, Комсомольская
78,
кабинет № 23
тел.22-22-09, 22-26-41