Слайд 1ЖАНРЫ
ВОКАЛЬНОЙ
МУЗЫКИ
Презентацию подготовила: Вовк Ольга Григорьевна
г.п. Фудоровский
ХМАО-Югра
Слайд 2Тип урока: Творческий отчёт
Проблема урока: «Что стало бы с музыкой,
если бы не было литературы
Цель урока: Закрепить знания о жанрах
вокальной музыки, о тесной связи двух видов искусства - музыки и литературы
Слайд 3Задачи:
образовательные:
подвести учащихся к самостоятельному определению жанра вокализ, романс, кантата,
опера;
уметь составлять синквейны при слушании музыкальных произведений;
осмыслить роль
поэзии в кантате;
знать творчество композиторов С.В.Рахманинова, Г.Свиридова,, М.И. Глинки;
выразительно, эмоционально и одушевленно исполнять выученные песни;
развивающие:
развивать у учащихся музыкальную память, творческое воображение, вокально-хоровые навыки;
расширять музыкальный кругозор учащихся;
формировать исполнительские навыки.
воспитательные:
воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру;
формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, позитивное отношение к классической музыке;
Слайд 4 - Слово и музыка – два великих начала, две
стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют между
собой, и это взаимодействие рождает шедевры – песни и романсы, оперы и даже симфонии. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Творчество композиторов превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки…
Слайд 5 - Какая власть сравниться
с властью их?
Друг с другом
мы через слова и звуки сближаемся...
Блаженство, радость,
муки, любовь,
вражду –
все облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
Екатерина Ростопчина поэтесса XIX в.
Слайд 7ЖАНРЫ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
опера
песня
вокализ
романс
кантата
Слайд 8«Хорошая песня - целый мир: иногда она трогает душу сильнее,
чем самое серьёзное и сложное сочинение.
Песня поддерживает человека в
его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту»
Иван Суриков
поэт XIX века
Слайд 9Песня - это жанр вокальной музыки, объединяющий поэтический текст
и мелодию
Слайд 10Георгий Струве
- композитор, дирижёр, педагог
Стихи И. Исаковой
Я хочу увидеть
музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели
— это музыка,
И капели — это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку,
- Видишь, тучка в небе хмурится —
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучи, и у дождика,
И у маленького зернышка —
Тоже музыка своя.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку...
Слайд 11Сергей Васильевич
Рахманинов (1873-1943)
Русский композитор
пианист- виртуоз, дирижёр
Слайд 12
Вокализ - пение без слов на какой-либо гласный звук или
слог с инструментальным сопровождением
Посвящён русской певице
Антонине Неждановой
Слайд 13
Романс –
это вокальное произведение лирического характера для голоса с
аккомпанементом,
в котором огромное значение имеет текст
Слайд 14Нестор
Кукольник
Михаил
Глинка
романс
«Жаворонок»
Романс «Жаворонок» - это задушевная и задумчивая песня,
с легко льющейся, плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой
печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздаётся равнинный русский пейзаж – его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.
Слайд 16Кантата
«Поэма «Памяти Сергея Есенина»»
композитор
Георгий Васильевич Свиридов
стихи Сергея
Есенина
Г. Свиридов хорошо знал и ценил стихи Сергея Есенина за
их красоту и волшебную певучесть, видел в нём большого народного поэта, который очень любил Россию.
(1915 – 1998)
Слайд 20опера
(1804 – 1857)
Жанр основан на синтезе слова, сценического действия и музыки
– это опера.
Слайд 23Крупное музыкальное произведение из нескольких частей для хора, солистов и
оркестра
Песня
Фольклор
Кантата
Лад
Слайд 24Пение без слов
Вальс
Вокализ
Балет
Романс
Слайд 25Вокальное произведение лирического характера для голоса с аккомпанементом, в котором
огромное значение имеет текст
Романс
Ансамбль
Вокализ
Опера
Слайд 26Музыкально-драматический спектакль, в котором содержание раскрывается через вокальное исполнение певцов
Песня
Вокализ
Романс
Опера
Слайд 27Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Исчезли
бы жанры песня, романс, кантаты, опера.
Остались бы только вокализы
Выводы:
Слайд 29ПЛАНЕТА ДЕТСТВА
Поэт П. Синявский
Композитор А. Журбин
Слайд 30ЛЕСНОЙ ОЛЕНЬ
музыка Е. Крылатова
стихи Ю. Энтина
Слайд 31
Использованные материалы:
http://samlib.ru/img/i/irin_s/verlibr-12/vocaliz_page_1.jpg
http://www.novayaopera.ru/pictures/f4/img_4546_35f40ef5.jpg
http://wreferat.baza-referat.ru/2_374725280-25033.wpic
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/76b97b01-0fee-c1e1-d829-22279b701d8a/Rachmaninoff_Vokaliz.htmhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/76b97b01-0fee-c1e1-d829-22279b701d8a/Rachmaninoff_Vokaliz.htm http://translate.academic.ru/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81/ru/es/1