Слайд 1
Лекция 1.
Тема. МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА И
ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.
Методика преподавания музыкального воспитания
с основами теории музыки
Слайд 2
План:
1. Искусство – форма общественного сознания. Особенности музыки как вида
искусства.
2. Функции музыки как вида искусства.
3. Роль музыкального воспитания во
всестороннем развитии личности ребенка.
4. Курс «Методика преподавания музыкального воспитания с основами теории музыки», его задачи и содержание.
5. Цель и задачи музыкального воспитания и обучения в начальных классах.
6. Дидактические принципы музыкального обучения.
Слайд 31. ИСКУССТВО – ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКИ КАК ВИДА
ИСКУССТВА.
ИСКУССТВО – одна из форм общественного сознания. Основное явление
и понятие, определяющее специфику искусства, это – художественный образ.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ – обобщенное отражение действительности, данное через конкретное, чувственно воспринимаемое (зримое, слышимое или представляемое) явление.
МУЗЫКА (с греческого муза /музы – богини, покровительствующие науке и искусствам/) – вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих из звуков определенной высоты.
МУЗЫКА во многом аналогична речи, точнее – речевой интонации, что позволяет говорить об интонационной природе музыки. В то же время она существенно отличается от речи качествами, присущими ей как искусству: опосредованностью отражения действительности, необязательностью утилитарных функций, важнейшей ролью эстетической функции, художественной ценностью содержания и формы.
Слайд 4ЗВУКОВОЕ -
отражает действительность
и воздействует на человека посредством
звуков определенной
высоты
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ (ВРЕМЕННО΄Е) -
развертывается во времени
НЕИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ -
воспроизведение материальной структуры
конкретных
предметов
необязательно
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ -
требует посредников
между творчеством
(созданием произведения)
и его восприятием
МУЗЫКА – ИСКУССТВО:
Слайд 5ХУДОЖЕСТВЕННО-ИНТОНАЦИОННЫЕ ОБРАЗЫ –
запечатленные в осмысленных звучаниях (интонациях)
результаты отражения,
преобразования и эстетической оценки
объективной реальности в сознании музыканта –
композитора и исполнителя
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭМОЦИИ» -
отобранные в соответствии
с возможностями и целями искусства,
осмысленные
эмоциональные состояния и процессы:
настроения,
эмоциональные стороны
интеллектуальных и волевых
качеств личности
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЫСЛИ» -
мысли-обобщения,
которые выражаются в понятиях,
относящихся к динамической стороне
социальных и психических явлений,
к нравственным качествам,
чертам характера и
эмоциональным состояниям человека
и общества
НАГЛЯДНЫЕ ОБРАЗЫ
конкретных явлений действительности,
воплощаемые в музыкальных изображениях
как дополнительное средство
раскрытия идейно-эмоционального содержания
СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКИ
Слайд 6СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКИ
представляет собой единство:
индивидуального
классового
общечеловеческого
выражает
личное
отношение автора
к действительности,
его внутренний мир
выражает
важнейшие,
типичные черты
идеологии
и психологии
той
или иной
социальной группы,
ее строй чувств,
присущий ей
темп жизни
и внутренний ритм
передает
эмоциональный
колорит,
темп, ритм
эпохи в целом,
мысли и эмоции,
близкие не одному,
а нескольким классам
или даже всем людям,
воплощает
общечеловеческие
идеалы
Слайд 7 Стремясь к более широкому охвату мира философских и социальных идей,
композиторы часто обращаются к синтезу музыки со словом как носителем
конкретного понятийного содержания, а также со сценическим действием.
Благодаря синтезу со словом, действием и другими внемузыкальными факторами возможности музыки расширяются.
Рождается программная музыка. В ней формируются новые типы музыкальных образов, которые устойчиво связываются в общественном сознании с понятиями и идеями, выраженными другими компонентами синтеза, а затем переходят в «чистую» музыку как носители тех же понятий и идей.
Слайд 8МУЗЫКА КАЖДОЙ НАЦИИ В КАЖДУЮ ЭПОХУ характеризуется определенным комплексом устойчивых
типов звукосочетаний вместе с нормами их употребления.
Такой комплекс часто
называют музыкальным «языком» этой нации и эпохи.
Кроме того, к музыкальным элементам, возможности которых зависят от национальных традиций их употребления в музыкально-общественной практике, принадлежат не только типы интонаций (музыкальные «слова»), но и жанры.
ЖАНР (франц. genre, от лат. genus – род, вид) – понятие, характеризующее исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые их происхождением и предназначением, составом исполнителей, особенностями содержания и формы. Значение жанра во многом обусловлено его первичными бытовыми функциями, т.е. его местом в жизненной практике.
Слайд 9
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МУЗЫКИ
ПРИКЛАДНАЯ
участие в различных
видах материальной
деятельности человека:
в трудовых процессах
и связанных с ними
обрядах
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
формирование убеждений,
нравственных качеств,
эстетических вкусов и идеалов,
развитие эмоциональной отзывчивости,
чуткости, доброты, чувства прекрасного,
стимулирования
творческих способностей
во всех сферах жизни
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
И ОЦЕНОЧНАЯ
познание и оценка
явлений
действительности
КОММУНИКАТИВНАЯ
общение между людьми
ДУХОВНО-
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
идейное,
этическое, эстетическое
воздействие на человека
Слайд 103. РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
МУЗЫКА
в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному воздействию
на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции.
Тезис о важности музыкального воспитания всех детей, о значении музыкального воспитания для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, эстетических вкусов.
Вопросы воспитания интересовали человечество с древности. Первыми о гармонически и всесторонне развитом человеке заговорили древние греки.
Слайд 114. КУРС «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ С ОСНОВАМИ
ТЕОРИИ МУЗЫКИ», ЕГО ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ.
Методика музыкального воспитания входит в
систему педагогических наук и занимает в ней свое, относительно самостоятельное место. Она изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов.
Методика музыкального воспитания теснейшим образом связана с эстетикой, раскрывающей особенности художественного освоения мира, реалистическую сущность музыкального искусства..
Методика связана с музыковедением – наукой о характерных признаках музыкального языка, музыкальной речи.
Методика музыкального воспитания опирается на психологию, выводы которой позволяют определить возрастные особенности детей и соответственно их возможности приобщения к музыке, индивидуальное своеобразие их музыкальных переживаний и способностей.
Методика опирается на исследования в области физиологии.
Методика музыкального воспитания как педагогическая наука подчиняется закономерностям общей педагогики.
Слайд 12
Объект курса – музыкальное воспитание как компонент высшего педагогического профессионального
образования учителей начальных классов в соответствии с требованиями Госстандарта РК
по специальности 03.15 – ПМНО.
Предмет курса – процесс формирования знаний, умений и навыков по методике музыкального воспитания с основами теории музыки в соответствии с требованиями Госстандарта РК по специальности 03.15 – ПМНО.
Слайд 13
Цель курса – сформировать у студентов основы музыкально-педагогической культуры, знания,
умения, навыки, профессионально значимые качества личности, необходимые для будущей профессиональной
деятельности по музыкально- эстетическому воспитанию младших школьников.
Задачи курса:
сформировать у будущих учителей интерес к музыке, к музыкально-педагогической работе в школе;
раскрыть сущность и особенности музыки, ее социальную роль в жизни людей, сформировать у них систему основополагающих знаний о музыкальном искусстве, навыки активного восприятия и исполнения музыки, слышания в ней жизненного содержания;
ознакомить с содержанием различных школьных программ предмета «Музыка»;
ознакомить с существующими методиками и системами (отечественными и зарубежными) по отдельным вопросам музыкального обучения, развития, воспитания учащихся.
Слайд 145. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССАХ.
Цель музыкального воспитания и обучения в начальных классах –
сформировать основы музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры.
Задачи:
сформировать у школьников общественно ценное отношение к музыке;
воспитать у детей потребность в музыке, устойчивый интерес к ней;
развить у учащихся музыкальные способности.
Слайд 156. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Принцип воспитывающего обучения;
принцип научности и
доступности;
принцип наглядности;
принцип прочности знаний, умений, навыков;
принцип активности музыкальной деятельности;
принцип самостоятельности;
принцип
связи музыкального воспитания с жизнью;
принцип единства эмоционального и сознательного;
принцип единства художественного и технического;
принцип единства развития ладового, ритмического чувства, чувства формы.