Слайд 1Административное право РФ
Тема 9. Административная деятельность, связанная с ограничением частной
свободы
Слайд 2Тема 9.Административная деятельность, связанная с ограничением частной свободы. Содержание
1. Общие
принципы деятельности государственного вмешательства
2. Регистрационная деятельность.
3. Разрешительная деятельность.
4. Другие
формы общего государственного контроля:
государственное регулирование цен (тарифов).
установление лимитов и квот.
техническое регулирование.
Слайд 3Общие принципы деятельности
государственного вмешательства
С конституционно-правовой точки зрения деятельность государственного
вмешательства – это ограничение прав, в рамках которого конкурируют индивидуальная
свобода, в том числе свобода экономической деятельности как частный интерес и обеспечение безопасности, защита других лиц как публичный интерес.
Перед государством стоит цель поиска баланса, в том числе баланса прямого и косвенного вмешательства.
Слайд 4Общие принципы деятельности
государственного вмешательства
В 1994, 1998, 2001 и в
2005 гг. проводились реформы по сокращению перечня лицензируемых видов деятельности.
В
Указе Президента РФ от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" среди приоритетных направлений административной реформы
– ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования,
– развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики.
Слайд 5Альтернатива государственному
вмешательству
Саморегулирование – это установление стандартов, правил и норм
для участников экономической деятельности без участия государственных органов, а также
обеспечение контроля их соблюдения, равно как и обеспечение контроля соблюдения технических регламентов и стандартов, утвержденных государственными структурами.
Внедрение обязательных СРО – участники рынка ценных бумаг, арбитражные управляющие, оценщики, строители.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"
Слайд 6Регистрационная деятельность.
Понятие и правовая природа
Правовая природа государственной регистрации:
государственный учет
(не влечет юридических последствий, хотя может выступать административно-правовой обязанностью –
учет налогоплательщиков, дактилоскопическая регистрация, географических наименований и т.п.)
юридическая легализация (закон связывает правовые последствия в виде государственного признания права – напр., право собственности – статьи 131, 299 и 658 ГК РФ )
Слайд 7Регистрационная деятельность.
Понятие и правовая природа
При юридической легализации главная проблема
– влияние регистрации на судьбу самого права.
Право может признаваться после
государственной регистрации, но возникает оно не в результате этой регистрации.
Определение Конституционного Суда РФ от 5.07.2001 №154-О:
государственная регистрация – формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав, удостоверение со стороны государства юридической силы правоустанавливающих документов, не затрагивающее самого содержания права
Слайд 8Регистрационная деятельность.
Понятие и правовая природа
Государственная регистрация – это юридически
значимое действие, подтверждающее (признающее) обстоятельство, с которым закон связывает возникновение
правовых последствий.
В литературе убедительно демонстрируется процессуальная несостоятельность заявлений об оспаривании государственной регистрации без оспаривания самого зарегистрированного права
Сергеева И.В. О некоторых проблемах, связанных с оспариванием государственной регистрации права // Арбитражные споры. СПб., 2005. № 3. С. 87 – 101.
Слайд 9Цели государственной регистрации
Как мера, связанная с ограничением прав и установлением
дополнительных обременений для граждан регистрация может устанавливаться только законом и
только в целях:
обеспечения безопасности, защиты прав и охраняемых законом интересов,
укрепления стабильности гражданского оборота путем обеспечения надлежащего выполнения гражданских обязательств и
в фискальных целях, т.е. для учета объектов налогообложения
Слайд 10Регистрационная деятельность.
Принципы осуществления
1. Открытость регистрационных сведений, за исключением
персональных данных.
2. Платность регистрационной деятельности. Плата - государственная пошлина, обязательный
неналоговый платеж (Гл. 25.3 Налогового кодекса).
3. Осуществление федеральными органами исполнительной власти.
4. Осуществление на государственном языке Российской Федерации.
Слайд 11Регистрационная деятельность.
Принципы осуществления
5. Юридическое значение регистрации имеет внесение данных
в государственный реестр, регистр или кадастр. Правоудостоверяющий документ самостоятельного правового
значения не имеет.
6. Регистрация осуществляется в режиме «реального времени», т.е. по состоянию на текущий момент.
7. В результате государственной регистрации возникает юридическая презумпция существования зарегистрированного факта или права.
Слайд 12Регистрационная деятельность.
Объекты регистрации
ЛИЦА
возникновение статуса участников гражданского оборота (Федеральный закон
от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей"),
приобретение специальной правоспособности (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации")
фиксация юридически значимого положения
проживания по определенному месту жительства (ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"),
акта гражданского состояния (Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"),
статуса безработного (Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
Слайд 13Регистрационная деятельность.
Объекты регистрации
2. НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, в отношении которого регистрируются
права:
земельные участки, здания, строения и сооружения и отдельные помещения
в них (Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") и
водные суда (ст.16-22 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №24-ФЗ, Гл.3 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ)
Слайд 14Регистрационная деятельность.
Объекты регистрации
3. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, регистрация которых необходима для
допуска к эксплуатации (для участия в дорожном движении, ст.15 Федерального
закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения") или для выполнения полетов (ст.33 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 №60-ФЗ).
4. ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ для защиты интересов правообладателей - фильмы (ст. 5 Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации") и иных объектов интеллектуальной собственности (ст.1232 ГК РФ)
Слайд 15Регистрационная деятельность.
Объекты регистрации
5. ОБЪЕКТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОПАСНОСТЬ для
жизни и здоровья граждан, причинять ущерб окружающей среде:
оружие (ст.
8 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ "Об оружии")
вещества и продукция (ст. 43 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"),
пищевые продукты, материалы и изделия (ст. 10 Федеральный закон от 2.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"),
опасные производственные объекты (Федеральный закон от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"),
линейные объекты связи, средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства (Федеральный закон от 7.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"),
вредные (загрязняющие) и потенциально опасные вещества (Федеральный закон от 4.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Слайд 16Регистрационная деятельность.
Объекты регистрации
6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРАВ
– средства массовой
информации (Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой
информации")
– ценные бумаги (ст.20 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг")
7. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ (Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», и Указ Президента РФ от 20.03.2001 N 318 «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации»).
Слайд 17Регистрационная деятельность.
Реестры, регистры и кадастры
Это информационные базы данных, которые содержат
сведения, позволяющие идентифицировать
регистрируемый объект и
правообладателя
В кадастрах также оценка
стоимости объекта, его состояние.
Объекту присваивается уникальный номер, который указывается в правоудостоверяющих документах и служит дополнительным способом идентификации.
Форма ведения – как на бумажном, так и на электронном носителе. В случае расхождения данных электронной и бумажной формы приоритет отдается бумажной.
Слайд 18Регистрационное производство
Юридические особенности:
процедурные отношения возникают между лицом, которое желает
зарегистрировать объект и государственным органом. В некоторых случаях может предусматриваться
и участие других лиц – например, прежнего правообладателя.
обязанность регистрации может возникать вследствие наступления какого-либо обстоятельства (например, приобретения объекта), однако инициатива по началу процедуры не может исходить от регистрирующего органа
Слайд 19Регистрационное производство
Стадии:
(1) инициирование процедуры регистрации – обращение о регистрации, представление
документов, их прием, первичная проверка полноты и правильности оформления.
(2) анализ
и юридическая экспертиза документов в отношении полноты и непротиворечивости сведений документов.
(2а) в случае возникновения сомнений в подлинности представленных документов – приостановление регистрации для проведения экспертизы в отношении документов.
(3) принятие решения о регистрации, внесение данных в реестр, регистр или кадастр и выдача заявителю документа, подтверждающего регистрацию.
Слайд 20Разрешительная деятельность:
особенности правового регулирования
Альтернативы: разрешение по умолчанию, последующий контроль
Хуторецкий Р. Лицензирование в гражданском праве // ПиЖ 2000 №29:
деятельность
является опасной для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении;
деятельность вовлекает в свою сферу неограниченный круг
участников;
деятельность является слишком доходной и подлежит повышенному налогообложению и дополнительному контролю в этой связи (деятельность в области производства, хранения и продажи алкогольной продукции)
Слайд 21Разрешительная деятельность:
особенности правового регулирования
Для разрешительной системы характерны следующие особенности:
– существует в тех областях, где требуется обеспечение безопасности, защита
интересов граждан и государства при условии, что обеспечить безопасность другими средствами невозможно.
– действует относительный запрет осуществлять конкретный вид деятельности – до получения разрешения.
– единый перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом (+ рядом законом дополнительно), конкретизируется в Постановлении Правительства (где определяется в том числе и уполномоченный орган), а процедура регулируется актами уполномоченного органа.
Слайд 22Разрешительная деятельность:
особенности правового регулирования
– субъекты РФ осуществляют лицензирование в
ряде отраслей, например в сфере продажи алкогольной продукции, - когда
это установлено Федеральным законом или Постановлением Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" )
– разрешение выступает административно-правовым ограничителем экономической (хозяйственной деятельности): отношения в рамках самой этой деятельности остаются гражданско-правовыми;
– как правило, деятельность по выдаче разрешений платная
Слайд 23Разрешительная деятельность:
особенности правового регулирования
– разрешение выдается на определенный срок,
в течение которого по собственному желанию организация или гражданин не
может отказаться от разрешения
– выдача разрешения осуществляется индивидуальным административным актом
– после выдачи разрешения возможен контроль за деятельностью
– участники лицензионного производства: соискатель лицензии, лицензиат, лицензирующий орган.
Слайд 24Понятие и виды лицензий
и специальных разрешений
Аккредитация – для подтверждения
компетентности субъекта в области осуществляемой им деятельности, применяется в сфере
оказания услуг связи, в области образования и науки, в избирательном процессе, в банковском деле, в области аудиторской деятельности, в области контроля за экспортом, в области физкультуры и спорта, в области социальной защиты инвалидов, при промышленном производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области журналистики (СМИ), при организации медицинского страхования.
Разрешение на совершение определенных действий – разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, разрешение на торговлю.
Слайд 25Понятие и виды лицензий
и специальных разрешений
Разрешение на реализацию отдельного
проекта (например, разрешение на строительство конкретного здания) Федеральный закон «Об
архитектурной деятельности» 17.11.1995 и Градостроительный кодекс
Специальное разрешение (право) выданное физическому лицу – водительские права, разрешение на ношение и хранение оружия, допуск к государственной тайне
Слайд 26Понятие и виды лицензий
и специальных разрешений
Лицензия на добычу полезных
ископаемых или добычу объекта животного мира, доступ к радиочастотам –
как форма распоряжения объектом, находящимся в собственности государства
Лицензия как разрешение на ведение определенного рода экономической деятельности. Лицензируется профессиональная деятельность, в отличие от других видов разрешений
Слайд 27Лицензионное производство
Стадии
подача заявки,
проверка соответствия лицензионным условиям,
принятие решения о
выдаче лицензии, максимум 45 дней
исполнение решения – выдача документа,
подтверждающего наличие лицензии,
контроль за соблюдением лицензионных условий. Аттестация как форма проверки соблюдения лицензионных условий.
приостановление действия лицензии и отмена действия лицензии – в судебном порядке.
Может быть упрощенный порядок для заключивших договор страхования ответственности и имеющих сертификат соответствия международным стандартам. Решение принимается в 15 дней, проверки не проводятся.
Слайд 28Установление лимитов и квот
Применяется в иных целях, нежели разрешение –
в целях обеспечения и защиты прав и интересов граждан.
Квотирование применяется
в области трудоустройства несовершеннолетних и инвалидов, в области внешнеторговой деятельности, в качестве меры экономической политики, в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, при государственном регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации отдельных товаров, например озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, при добыче рыбы и морепродуктов.
Слайд 29Государственное регулирование
цен (тарифов)
Цели – как и при квотировании –
для защиты социальных интересов.
Объекты - как правило, продукция естественных
монополий, ЖКХ, транспорт.
Нормативное регулирование:
Общее – Указ Президента РФ от 28.02.1995 №221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 №239.
Специальное – Федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "О лекарственных средствах", "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "Об ипотечных ценных бумагах", "О связи".
Слайд 30Государственное регулирование
цен (тарифов)
Способами регулирования цен могут служить:
индексация цен;
установление фиксированных
цен;
установление предельных (максимальных и минимальных) цен;
установление базовых цен и предельных
коэффициентов их изменения;
установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок;
установление предельного уровня рентабельности;
установление гарантированных цен.
Слайд 31Техническое регулирование
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
и революция системы стандартов.
Предпосылки
Внутренний аспект - отказ от нормирования
со стороны министерств и ведомств с целью облегчения деловой активности и снижения издержек.
Внешний - вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) и принятие Россией на себя ряда международных обязательств (в том числе Соглашение по техническим барьерам в торговле к акту Уругвайского раунда многосторонних переговоров о торговле (1994 г.):
стандарты должны носить рекомендательный характер, технические регламенты - обязательный.
2) национальные стандарты должны целиком или в определенной их части соответствовать международным;
3) в стандартах должны отражаться требования к эксплуатационным, а не конструктивным или описательным характеристикам.
Слайд 32Техническое регулирование
Технический регламент – это документ, который устанавливает обязательные для
применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в
том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технический регламент может быть принят:
международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
федеральным законом;
указом Президента Российской Федерации;
постановлением Правительства Российской Федерации.
Прочие стандарты, в том числе международные и национальные.
Слайд 33Техническое регулирование
Оценка соответствия техническим регламентам:
Государственный контроль
Аккредитация
Испытания
Регистрация
Подтверждение соответствия (декларирование соответствия –
Постановление Правительства РФ от 7.07.1999 №766 и сертификация – Постановление
Правительства РФ от 13.08.1997 №766)
Приемка и ввод в эксплуатацию.
Слайд 34Техническое регулирование
Правила переходного периода (до 2010 года):
до вступления в силу
соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с
ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
На сегодня принято 6 технических регламентов: 5 Федеральных законов и 1 Постановление Правительства РФ.
Слайд 35Контроль за монополистической
деятельностью
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О
защите конкуренции" предусматривает:
государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих и
некоммерческих организаций
государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях
принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность
государственный контроль за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию