Слайд 1Бортникова С.Л.
Человек
Подготовка к ЕГЭ
по обществознанию
для учащихся 11 классов
Слайд 2Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
В чём заключается
биосоциальная сущность человека?
Раскройте понятия
человек, индивид, личность. Чем они
отличаются друг от друга?
Слайд 3Чем человек отличается от животного?
Слайд 4Потребности и способности человека
Потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком
нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и
развития личности.
Слайд 5Классификация потребностей
Естественные (биологические) – потребность людей во всём том, что
необходимо для их существования, развития и воспроизводства.
Социальные – определяются принадлежностью
человека к обществу, потребностью в трудовой деятельности, созидании, творчестве, признании, достижениях, дружбе, любви, общении.
Идеальные (духовные) – потребность людей во всём том, что необходимо для духовного развития человека.
Слайд 6Способности -
индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения
какой-либо деятельности.
С. проявляются не в самих знаниях, а в динамике
их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность.
Слайд 7 Высокие уровни проявления способностей:
Талант – сочетание способностей, дающее его
обладателю возможность успешно, самостоятельно и оригинально, новаторски решать какую-либо сложную
задачу деятельности.
Гениальность – высший уровень развития способностей, дающий личности возможность достичь эпохального прорыва в развитии какой-либо области деятельности.
Слайд 8Деятельность –
форма активности, направленная на преобразование окружающего мира;
целенаправленное познание
и изменение человеком внешнего мира и самого себя.
Слайд 14Познание – присвоение знаний, овладение ими.
Самосознание – это особое состояние
сознания, когда оно обращается на самоё себя.
Сверхсознание – высшие, наиболее
интенсивные формы активности сознания в состоянии бодрствования.
Слайд 16Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Каковы биологические черты
человека?
Какие качества человека имеют социальную природу?
Каково соотношение биологического и социального
в человеке?
Слайд 171. Какому понятию соответствует определение:
«Биосоциальное существо, представляющее собой
особое звено в развитии живых организмов на Земле»?
Слайд 182. Найдите в приведённом ниже списке свойства человека, имеющие социальную
природу.
Способность к преобразовательной деятельности
Стремление к самопознанию
Умение адаптироваться к природным условиям
Устойчивые
взгляды на мир и своё место в нём
Потребность во сне, дыхании, пище
Способность к самосохранению
Цифры запишите в порядке возрастания
Слайд 193. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Природные свойства человека
определяют его социальные качества.
Б. И человек, и животное способны адаптироваться
к природным условиям.
верно только А; 3) верны оба суждения;
верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Слайд 204.
Как называются индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно
заниматься определённой деятельностью?
Слайд 215. Какая из перечисленных потребностей свойственна и человеку, и животному?
В
самопознании
В воспроизведении потомства
В общественном признании
В совместном труде
Слайд 226.
Анализируя поведение людей, психологи иногда говорят о подлинных
и мнимых потребностях. Покажите на конкретном примере последствия удовлетворения одной
подлинной и одной мнимой потребности (в каждом случае приведите пример потребности и последствия её удовлетворения).
Слайд 237.
Учёные полагают, что активность животных в основном предопределена
генетически наследуемыми инстинктами, многие из которых были основательно расшатаны или
стёрты в процессе социальной жизни человека. Приведите три доказательства влияния социальных факторов на биологические основы жизни человека.
Слайд 248. Установите соответствие понятий и их определений: к каждой позиции
в левом столбце подберите позицию из правого столбца:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Идеальный образ желаемого
результата человеческой активности
Форма активности человека, направленная на преобразование окружающей действительности
Нужда в чём-либо, требующая удовлетворения
ПОНЯТИЕ
А) потребность
Б) цель
В) деятельность
Слайд 259.
Назовите отличия между деятельностью человека и деятельностью
животного.
Слайд 2610. Какая из названных черт характеризует и деятельность человека, и
активность животных?
целеполагание
удовлетворение потребностей
сознательный выбор орудий
самоконтроль
Слайд 2711. Какая из названных черт присуща игре?
Создание экономических благ
Реализация потребности
в отдыхе
Наличие элементов творчества
Применение орудий
Слайд 2812. Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?
Общение
- это
А. элемент любой совместной деятельности
Б. особый вид активности, основанный
на обмене знаниями, эмоциями
верно только А; 3) верны оба суждения;
верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Слайд 29Классификация видов деятельности по характеру и направленности деятельности
Слайд 3013. Реализация правительством намеченных экономических реформ представляет собой, в первую
очередь, деятельность
Прогностическую
Социально-преобразовательную
Познавательную
Ценностно-ориентационную
Слайд 3114. Установите соответствие понятий и определений
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Отдельно взятая особь homo sapiens
Набор
уникальных, неповторимых свойств человека
Набор социально значимых качеств человека, приобретённых им
в процессе социальной жизни
ПОНЯТИЕ
А) личность
Б) индивид
В) индивидуальность
Расставьте буквы по порядку.
Слайд 3215. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность является продуктом
биологической эволюции.
Б. Определяющее влияние на формирование личности оказывает общество.
верно только
А; 3) оба суждения верны;
верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Слайд 3316. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода личности
– это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и
стремлениями.
Б. Свобода личности ограничена интересами других людей, общества в целом.
верно только А; 3) оба суждения верны;
верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Слайд 34Ответы:
1. человек;
2. 124;
3. 2;
4. способности;
5. 2;
6.
удовлетворение подлинных потребностей позитивно отражается на состоянии человека, а мнимых
– разрушает личность: подлинная – забота о других, мнимая – контроль над людьми;
7. 1) поведение человека определяется культурными ценностями; 2) важным фактором является процесс социализации; 3) человек способен к творчеству; 4) при взаимодействии с другими людьми человек развивает способность к речи, мышление, сознание и др.;5) человек способен сознательно управлять своими инстинктами;
8. БВА;
9. деятельность животного подчинена инстинктам, а человек действует целенаправленно, умеет подавлять инстинкты;
10. 2;
11. 3;
12. 3;
14. БВА;
15. 2;
16. 3.