Слайд 1Тема: Человек как духовное существо
Выполнила
Якунина Е.Н. учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 1р. П. Пачелма
Слайд 2Цель: формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и
общей культуры.
Задачи:
выработка понимания понятия “духовность”;
формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции,
собственной позиции;
воспитание нравственно-духовных ценностей.
Слайд 3План урока:
Что включает в себя понятие «духовная жизнь людей»
Духовные ориентиры
личности: мораль, ценности, идеалы
Мировоззрение и его роль в жизни человека
Слайд 4Что же такое духовный мир человека?
В научном обиходе понятие
духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума,
объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.
Слайд 5Вывод.
Духовная жизнь — это то, что возвышает человека, наполняет
его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует
постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.
Слайд 6Что такое мораль? Кто же устанавливает моральные нормы?
Мораль —
это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих
единство общественных и личных интересов.
Слайд 7Библия
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской,
из дома рабства; да не будет у тебя других богов
пред лицом Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Слайд 8Коран
Не придавайте Аллаху в сотоварищи другое божество (Коран, 17:22) [23,
c. 234].
Почитайте своих родителей (Коран, 17:23) [23, c. 234].
Отдавайте другим то, что им положено (Коран, 17:26) [23, c. 234].
Обращайтесь ласково с сиротами (Коран, 17:34) [23, c. 235].
Будьте верны в мере, когда взвешиваете и взвешивайте правильными весами (Коран, 17:35) [23, c. 235].
Выполняйте свои обещания (17:34) [23, c. 235].
Не убивайте своих детей из боязни обеднения (Коран, 17:31) [23, c. 235].
Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву (Коран, 17:33) [23, c. 235].
Не приближайтесь к прелюбодеянию (Коран, 17:32) [23, c. 235].
Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания (Коран, 17:36) [23, c. 235].
Не ходи по земле горделиво (Коран, 17:37) [23, c. 235].
Не расточай своё богатство безрассудно, а придерживайся середины (Коран, 17:26, 27) [30, c. 30-31].
Слайд 9«Золотое правило» нравственности
Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так,
как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к
тебе».
Слайд 10Задание: выберите каждый по одному высказыванию, которое ближе всего вашим
убеждениям.
Напишите в тетрадях краткое эссе, используя уже известную вам схему
Самое верное средство остаться бедным - быть честным человеком.
Наполеон Бонапарт
Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона.
Жермена де Сталь
Не надо думать, что человек, поступающий в соответствии со своими убеждениями, уже порядочный человек. Надо проверить, а порядочны ли его убеждения.
Федор Михайлович Достоевский
Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами "Все так делают".
Лев Николаевич Толстой
Слайд 11СХЕМА
1. Внимательно изучи высказывание, уясни его содержание
2. Сформулируй проблему
3. Раскрой
отношение автора высказывания к проблеме (2-3 предложения)
4. Аргументируй свою позицию
(2-3 аргумента)
5. Сделай выводы
Слайд 12Задание: на этом слайде вы видите таблицу, в которой заполнена
только левая часть. Используя материал параграфа на стр. 37-39 найдите
определения для данных терминов
Слайд 14Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо
формировать сознательно?
Слайд 16Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее
выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Слайд 19Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?
Во-первых, дает
человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической
деятельности.
Во-вторых, именно мировоззрение позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.
В-третьих, человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.
Слайд 20 Каждое мировоззрение имеет свои достоинства и недостатки
Слайд 21Вывод.
Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует
помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот
и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.
Слайд 22Закрепление (тест)
1. Популярный композитор работает над новой песней, посвященной защите
мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?
1) духовная
2) экономическая
3) политическая
4) социальная
2. Человек представляет собой
единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. К социальным характеристикам человека относят
1) возрастные особенности
2) расовые отличия
3) проявления наследственности и изменчивости
4) духовные идеалы и ценности
Слайд 23Подумайте
3. Вставьте пропущенное в схеме слово:
?
Слайд 24Не спешите!
4. Из приведенных примеров выберите те, которые относятся к
духовной деятельности человека
материально-производственная деятельность
познавательная деятельность
социально-преобразовательная деятельность
прогностическая деятельность
ценностно-ориентировочная деятельность
5. К духовным
ценностям относится:
1) микроскоп
2) компьютер
3) научное открытие
4) телевидение
Слайд 25Соотнесите правильно
6.Мировоззрение формируется под влиянием:
Слайд 26Выбери правильно
7. Способность личности к моральному самоконтролю называется:
1) совестью
2) убеждением
3)
талантом
4) этикетом
8. Фундаментом духовной жизни общества является:
1) познание
2) искусство
3)наука
4)
культура
Слайд 27Выводы по теме
Есть очень много самых разных мнений о морали
и нравственности - про то, что цель оправдывает средства, и
что победителей не судят. Наверное, те кто так считает- имеет на это право.
Все можно простить, но не извращение тех высших истин, до которых с таким трудом дошло человечество. (Л.Н. Толстой)
Слайд 28Домашнее задание
1.Параграф 4 учебника, задание 1-4.
2.В сети Интернет
найти определение понятия «гуманистическое мировоззрение»