Слайд 1Человек и его украшения.
Орнамент на одежде.
Шамшура, перевязка.
Аппликация.
Слайд 2Традиционная саамская одежда и обувь.
Печок — длинная шуба глухого кроя
мехом наружу с невысоким стоячим воротником.
Юпа — летняя одежда из
домотканой шерстяной ткани, украшенная по вороту орнаментом.
Яры — мужские и женские сапоги с высокими голенищами мехом наружу.
Каньги — мягкие полусапожки, зимние — из меха, летние — из дубленой оленьей кожи.
Слайд 3Переселившиеся на Кольский п-ов в кон. XIX в. коми-ижемцы и
ненцы принесли новые типы одежды: малица, совик, пимы, липты, тоборки.
Саамские
женщины и девушки выделялись своеобразными головными уборами — шамшурами (замужние женщины) и перевязками (незамужние девушки), изготовленными из бересты и красного сукна, расшитые цветным бисером.
Слайд 4Костюм древнего саама
состоял из верхней одежды глухого покроя длиной ниже
колен, которая называлась печок. Для изготовления печка использовался мех годовалых
оленят, сшитых шерстью наружу. Обшлага рукавов и воротник отделывались цветным сукном. Завязки у воротника украшались кистями. На женский печок нашивались перламутровые пуговицы и полоски цветного сукна.
Обувь изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки. Зимние высокие сапоги, пришитые к штанам - яры, шились из узких чередующихся полосок светлой и темной кожи. Между ними располагались полоски цветного сукна. Их надевали для передвижения по тундре, а похожие на яры, но низкие каньги - в поселениях. Стельки заменяли пучки сухой травы. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни.
Слайд 5Головной убор саама -
зимняя шапка, покрытая зеленым и красным сукном,
спереди расшитая бисером, а сзади украшенная лисьим хвостом.
Зимние шапки
женщин были аналогичны мужским. А в летний период надевалась шлемовидная шапочка с высоким гребнем или шамшура (самшура) близкая русскому кокошнику. Она имела цилиндрический каркас и полукруглый выступ вверху. Головной убор девушки назывался перевязка, замужней женщины – шамшура.
Шамшуры изготавливались из красного сукна. Ткань частично натягивалась на берестяной каркас. Основание шамшуры составляла лёгкая мягкая шапочка с присоединённым спереди гребнем и тыльной частью, которая закрывала шею. Шамшура красочно расшивалась бисерными узорами.
Слайд 6Перевязка представляет собой берестяной обод шириной от десяти до пятнадцати
сантиметров, обшитый красным сукном. Перевязка была орнаментирована бисерной вышивкой геометрического
стиля, при этом алое сукно почти полностью покрывалось узором.
Сверху женщины и девушки нередко повязывали сложенный треугольником шёлковый или атласный платок, концы которого подвязывали на подбородке или, скрестив на груди, на пояснице.
Слайд 7Каждый мастер создавал свою композицию.
Очень часто саамы в произведениях декоративно-прикладного
искусства для украшения использовали символические изображения солнца, звёзд, луны, жилищ,
животных.
Разнообразие орнаментов саамов передается через вышивку. Она геометрическая. Обычно начинали с центра, куда помещались четыре бисеринки и всю дальнейшую работу вели относительно центра. Дальнейшее решение узора разнообразно: он может быть в виде ромба, треугольника, квадрата или овала. Твердо выдерживается и цветовая гамма орнамента. Сукно берется только красного цвета, а бисер трех основных цветов - белого, голубого и желтого. Можно выделить и три типа орнамента (узора). Первая группа - ромбы и квадраты. Вторая - треугольники, зигзаги, ломаные прямые линии. А третья группа - круги, розетки, звёзды, кресты.
Слайд 9Бусинка к бусинке ровненько ляжет
Четким узором на ярком сукне.
Каждый узор
подробно расскажет
О мастерстве на снегу при луне:
Четыре цвета - шамшура
готова:
Красный - цвет жизни и очага,
На нем крупинки голубого,
Это озера, реки - вода.
Желтый ласкает и радует глаз
Это луч солнца просунулся в щель.
Дополняет узор белый, как слюда, снег
Засыпаны им березы и ели.
Пусть предки не знали тогда букварей,
И мысли, и разум в тех четких узорах,
В них красота и жизнь самих лопарей.
А сколько в них солнца!
А сколько простора!
Слайд 18Красный – основной – цвет жизни
Жёлтый – знак огня.
Зелёный
– тундра.
Синий – цвет моря, неба.
Чёрный – цвет
смерти, саамы его не используют и не носят.
Слайд 19. Каждый элемент в узорах саамских мастериц повествует об окружающей
людей природе, рассказывает о тонкой наблюдательности. Продолжи рисовать элементы саамской
вышивки.
Петелька - северная птица, человек в малице, сопка.
Дорожка - северное сияние.
Круг - знак солнца, восход солнца. Ромб - знак солнца, солнце.
Треугольник - птица.
Крест - возрождение, вечность.
Точки - мышиная лапка.
Слайд 23Автор
Сунина Лариса Ивановна
П.Териберка Мурманская область
Интегрированный краеведческий курс
2 класс
2011 год