Слайд 1Чувства и эмоции.
Тест эмоций.
Истоки негативных эмоций.
В здоровом организме
существует равновесие между возбуждением и сдерживанием; человек ощущает себя свободным
в выражении своих чувств и импульсов, но он настолько владеет собой, что может выражать их достойным и уместным способом.
А.Лоуэн
Слайд 2 Задание №1. Мимика.
Нарисуйте в кружочках лица, выражающие радость, обиду, гнев,
страх, удивление.
Кстати, не только люди выражают свои эмоции с
помощью мимики. Известно, что дрессировщикам в цирке проще работать со львами, чем с медведями. Почему? Львы живут прайдами, то есть семьями. Они постоянно общаются со своими сородичами. Поэтому их эмоции написаны у них на морде.
Медведь живет один. Общаться ему не с кем. Поэтому мимика у медведей практически отсутствует, и дрессировщику трудно понять, что у медведя на уме.
Слайд 3
Задание №2. «Угадай эмоцию».
К доске вызывается пятерка ребят, которым раздаются
листочки с названиями эмоций: «радость», «обида», «гнев», «страх», «удивление». Ребята
должны изобразить эти эмоции, а остальные – угадать, что было задано.
Слайд 4Задание №3.
Запишите в левую колонку чувства и эмоции, которые мешают
человеку жить, делая его несчастным, а в правую – те,
которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми:
Подчеркните чувства и эмоции, которые вы испытываете по отношению к людям. Зачеркните чувства и эмоции, которые мешают вам общаться с людьми.
Слайд 5 Задание №4. Тест эмоций.
Каждый оказывался в ситуации, когда трудно
сдерживать свои эмоции. Прочитайте следующие утверждения. Если вы реагируете похожим
образом, обведите в бланке номер вопроса:
Слайд 71. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я
раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
3. Я легко раздражаюсь, но
быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
8. Если я кого-то обманываю, то испытываю угрызения совести.
9. Мне не раз приходилось драться.
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
Слайд 811. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
12. Я нарушаю
законы и правила, которые мне не нравятся.
13. Иногда меня гложет
зависть, хотя я этого не показываю.
14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
19. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю наперекор.
Слайд 921. Есть люди, к которым я испытываю настоящую ненависть.
22. Многие
люди мне завидуют.
23. Если я злюсь, я могу выругаться.
24.
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Если не понимают слов, я применяю силу.
26. Иногда я хватаю первый попавшийся предмет и ломаю его.
27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
28. Если со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
29. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
Слайд 1031. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о
нем думаю.
32. Я мало помогаю своим родителям.
33. На удар я
отвечаю ударом.
34. В споре я часто повышаю голос.
35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
36. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
39. Я могу угрожать, хотя и не хочу приводить угрозы в исполнение.
40. Я часто совершаю поступки, о которых потом жалею.
Слайд 11
|
5+
|
4+
|
3+----------------------------------------------------
|
2+
|
1+
|
|_____|_____|_____|_____|_____|_____|_____|_____|____
Ф К Р
Н О П В Ч
Слайд 12Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке. Отметьте на графике
семь точек, каждая из которых соответствует разным формам проявления агрессии,
и соедините их.
Пунктиром обозначен средний уровень проявления этих эмоций, обычный для большинства людей. Люди с повышенным уровнем агрессии провоцируют вокруг себя конфликты. Если ваши точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности следующих форм агрессии:
Слайд 13Физическая агрессия - вы склонны к самому примитивному виду агрессии.
Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ
жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.
Косвенная агрессия - конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
Раздражение - плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется - см. "физическая и косвенная агрессия".
Слайд 14Негативизм - реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже
разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в
пословице "выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой".
Обидчивость - готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
Подозрительность - готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Слайд 15Вербальная агрессия - за словом в карман вы не полезете.
А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны,
чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.
Чувство вины - вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не накричали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто вы в чем-то виноваты? Если вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, способны ими управлять.
Слайд 16Задание №5.
Вопросы на понимание темы урока.
1. Охарактеризуйте человека, которому
принадлежат эти слова.
«Я очень силен в спорах. Спросите у любого
из моих оставшихся друзей. Я могу одержать верх в споре на любую тему, против любого оппонента. Люди это знают и сторонятся меня на вечеринках. Часто, в знак большого уважения, они меня даже не приглашают».
2. Согласны ли вы с этим высказыванием? Письменно обоснуйте свою точку зрения, используя известные вам примеры из мировой истории и личного опыта.
Слайд 17«Эмоции не только играют роль важнейших факторов в жизни отдельной
личности, но они вообще самые могущественные из известных нам природных
сил. Каждая страница истории – как целых народов, так и отдельных лиц – доказывает их непреодолимую власть. Бури страстей погубили больше человеческих жизней, опустошили больше стран, чем ураганы. Их поток разрушил больше городов, чем наводнения».
К.Г. Ланге.