«Детская
одаренность»
Презентацию подготовила
педагог-психолог
Клеценко Л.В.
Слайд 2 Ниже перечислены личностные черты и деловые качества,
которые учитель встречает у
своих учеников.
Отметьте знаком «+»
те свойства, которые Вам
нравятся в учениках,
а знаком «-» те, что
не нравятся.
Слайд 3
Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее
дело.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
Занятый
своими делами (индивидуалист).
Быстро, «на лету» схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиняться большинству
или официальному руководителю.
Слайд 4Каких «+» у Вас больше?
Если чётных «+» больше,
то
Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить,
разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
На практике такие учителя встречаются редко!
Слайд 5Сегодня одаренными детьми называют:
детей с интеллектом выше среднего;
детей с высоким
уровнем творческих способностей;
детей, достигших успехов в опреде-ленных областях деятельности (юные
музыканты, художники, математики, шахматисты);
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Слайд 6Условия развития одаренности
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками
и способностями.
Однако не все они развиваются.
Нераскрытые возможности постепенно угасают
вследствие невостребованности.
Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.
Слайд 7Условия развития одаренности
Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение,
которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.
К
8 годам достигается 90% развития интеллекта;
По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не
отличаются.
Слайд 8Степень одаренности
Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая
малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на
десять тысяч.
Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
Третья — собственно одаренные (15‑25 %).
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.
Слайд 9Типы характеров
одаренных детей
1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый,
с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
2-й тип – замкнутый, тихий,
размышляющий,
застенчивый пугливый.
Слайд 10 «Плата за талант»
Развитая речь и богатый словарный запас
часто могут проявляться только в устной речи .
Любознательны, однако часто
не могут заучить легкий, но неинтересный материал.
Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.
Слайд 11«Плата за талант»
Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания
в случае неудачи
Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и
их познавательных особенностей.
Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.
Слайд 12Решение задач
1.Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители,
чтобы у них родился одарённый ребёнок?
2.В каком возрасте может
проявиться одаренность?
Слайд 13Сведения о родителях выдающихся людей.
Слайд 14Пути развития одаренности
Раннее проявление
Трехлетний Моцарт, четырехлетний Ф.Й.Гайдн;
Пятилетний Я.Л.Ф.Мендельсон;
С.С.Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет.
Слайд 15Пути развития одаренности
В период отрочества :
Ф. И. Тютчев поступил в
университет в 15 лет. Будущий поэт освоил курс всего за
два года.
Л. Д. Ландау, поступивший в университет в 13 лет, стал выдающимся физиком.
Дипломат, писатель и полиглот А. С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет.
Слайд 16Пути развития одаренности
В зрелом возрасте
Крылов начал писать в 40
лет,
Аксаков – в 55 лет;
А.Энштейн
Слайд 17
Результаты диагностики интеллектуального уровня
уч-ся 1- 4 классов
гимназии №
2007-2008 уч.год
Слайд 18Рекомендации учителям:
Учителю не следует уделять слишком много внимания
игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок
будет чаще
всего оказываться победителем, что может вызвать
неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой
стремится учитель.
Учитель не должен возводить одаренного ребенка на
пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима.
Слайд 19Рекомендации учителям:
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте
прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься .
Не
сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно .
Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .