Слайд 1Деятельность и мотивация
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВОНИЯ РЕСПУБЛИКИ
УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ НИЗАМИ
КАФЕДРА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Слайд 2ПЛАН:
Понятие о мотиве и мотивации.
Основные параметры мотивационной сферы человека.
Виды мотивов.
Локус контроля личности.
Слайд 3Цель учебного занятия:
сформировать целостное
представление о деятельности
Результаты учебной деятельности
Студент должен:
перечислить и охарактеризовать составляющие изучаемой темы
описать законы проявления изучаемых
явлений
классифицировать изучаемые явления
объяснить особенности каждого из видов изучаемых психологических методов
установить взаимосвязи полученных знаний с ранее усвоенными
объяснить способы оптимизации психологических отношений с учетом понимания изученных закономерностей
Слайд 4Основные понятия
Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая
потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и
самого человека.
Ведущая деятельность - вид деятельности, в которой формируются качественные измененя личности в данный период.
Интериоризация - переход из внешней для организма среды во внутреннюю; превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные.
Экстериоризация - процесс перехода внутренних, умственных планов действий к внешним.
Слайд 5Литература
Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 1998.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.
М., 1975.
Слайд 61.Понятие о мотиве и мотивации.
Слайд 7Мотив - это субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно
поставленная цель, которая направляет и объясняет его поведение. То есть,
мотив - это нечто, что находится внутри человека и во внешней среде, которое его побуждает к некоторым действиям или бездействию. Отсюда вытекает, что мотивация - это процесс сознательного выбора личностью того или иного типа поведения.
МОТИВ – внутренняя психологическая причина поведения или поступка человека, которая определяет специфические черты в отношение выбора средств и способов достижения цели
Слайд 8Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность
Термин “Мотивация”, взятый в широком смысле, используется во всех областях
психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности
Теории мотивации можно разделить на две группы: процессуальные теории мотивации и теории удовлетворения потребностей. Теории удовлетворения потребностей имеют целью выявление потребностей личности. Зная потребности, мы строим механизм их удовлетворения, тем самым получаем более мотивированного, более производительного работника. Процессуальные теории (теория побуждения, ожидания, социального сравнения) построены на работе мотивов личности. Если человек чего-то ожидает от работы и это ожидание оправдано, значит, он более мотивирован. Если удовлетворяются его основные мотивы в процессе работы, зависящие от индивидуальной структуры личности, человек более мотивирован. Нужно правильно выявить потребности и научиться на них воздействовать.
Таким образом, мотивация – это процесс побуждения к деятельности.
Слайд 9Деятельность это – специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями
и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого
человека.
Деятельность это – процесс взаимодействия человека со средой (природной и социальной), но процесс не пассивный, а более или менее активный, регулируемый сознанием.
Слайд 102.Основные параметры мотивационной сферы человека
Слайд 11Основными компонентами данной сферы личности являются как потребность, влечение, так
и определённые интересы, намерение, идеал, социально-психологические нормы, стереотипы и пр.
У
всех людей установлена своя иерархическая структура мотивационной сферы личности, но, как правило, основание пирамиды мотивов у всех совпадает. Приблизительная схема такая:
органические (потребность в еде, питье, сексуальные потребности);
материальные (потребность в деньгах, в имуществе);
социальные (потребность в уважении, авторитете, месте «под солнцем», чувство собственного достоинства, чувство справедливости);
духовные (потребность находится в обществе, самообразования, повышение духовного уровня, вера).
Слайд 14Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих:
Внешние мотивы. Они обусловлены
внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и
вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.
Внутренние мотивы. Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.
Положительные мотивы. Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.
Отрицательные мотивы. Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.
Устойчивые мотивы. Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны.
Неустойчивые мотивы. Требуют постоянного подкрепления со стороны.
Слайд 16Локус контроля — склонность приписывать свои успехи или неудачи внутренним
либо внешним факторам.
Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.
Склонность
приписывать результаты деятельности внешним факторам - внешний локус контроля. Человек с такой склонностью - Экстернальный тип.
Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам - внутренний локус контроля, человек с такой привычкой - Интернальный тип.
Внутренними факторами здесь являются: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимый знаний, умений и навыков, и т. п. .
Например, если ученик получил неудовлетворительную оценку, то обладая внешней локализацией контроля он возложит вину на внешние факторы (например «к родителям пришли гости и отвлекали меня от выполнения домашнего задания», «задание было плохо написано на доске» и т. п.), а обладая внутренней — на внутренние (например «я не успел должным образом подготовиться к предмету», «я так и не смог найти решение задачи» и т. п.)
Для определения локуса контроля используется опросник Роттера.
Слайд 17Как вырабатывать внутренний локус-контроль?
В первую очередь - выходить из позиции
Жертвы.
Позиция Жертвы и внешний локус контроля (экстернальный тип личности) -
понятия очень близкие, но не идентичные. Человек с позицией Жертвы очень похож на экстернальный тип личности, когда человек убежден, что его успехи и неудачи зависят прежде всего от внешних обстоятельств – условий окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения и т. д. Однако экстернальный тип свои успехи и удачи относит только на счет внешних факторов, человек в позиции Жертвы свои успехи может приписывать себе.