Слайд 2Биография
Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его
отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего
отца Сократ научился ремеслу скульптора
Слайд 3Биография
Сократ мало путешествовал и почти никогда не покидал Афины. Будучи
молодым, он посетил только Дельфы, Коринф и остров Самос вместе
с философом Архелаем. Сократ участвовал в битвах при Потидеи в 432 г. до н. э. и Амифиполе в 422 г. до н. э. Рассказывают, что когда афиняне отступали, он шел спиной вперед, лицом к врагу.
Беседы Сократа вызывали восхищение. Своих слушателей он считал, в первую очередь, друзьями, а уже потом учениками. Благодаря своему необычайному обаянию, он имел влияние на людей разного возраста, что вызывало зависть, неприязнь и даже враждебность.
Слайд 4Биография
В 399 г. до н.э. его обвинили в неуважении к
богам (ибо он верил в бога высшего) и в развращении
молодежи, поскольку он проповедовал свое учение. Он был судим, но продолжал философствовать, потому что считал это миссией, которую Бог возложил на него и не мог отречься от того, что говорил или делал.
Сократ предпочитает умереть, защищая свои идеи
Через тридцать дней после вынесения приговора Сократ выпивает чашу цикуты в окружении своих учеников, которым он говорит о единстве жизни и смерти: “Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью”.
Слайд 5Биография
В своих комментариях к “Кратилу” Платона, которые касаются значения имен,
Прокл утверждает, что имя Сократа происходит от “soet tou kratou”,
что значит “освобожденный силой души, той, которая не соблазняется вещами материального мира”.
Кого не бьет слово, того не будет бить и палка.
Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
Нельзя лечить тело, не излечив душу.
Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.
Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.
Я знаю, что я ничего не знаю.
В споре рождается истина.
Слайд 6Основные идеи
Сократ принципиально не записывал свои мысли, считая действительной сферой
существования истинного знания и мудрости живую беседу с оппонентами, живой
диалог, полемику. Вступать в диалог с Сократом означало держать “экзамен души”, подвести итог жизни.
Сократовские диалоги были поиском истинного знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание собственного незнания.
Слайд 7Основные идеи
Согласно легенде, Дельфийской пифией Сократ был назван “мудрейшим из
всех мудрых”. Видимо, это связано с его высказыванием об ограниченности
человеческого знания: “Я знаю, что ничего не знаю”. Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя.
Слайд 8О человеке
Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о
сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение
звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра.
Слайд 9О человеке
Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения. Источник
счастья находится не в теле и не в чем-то внешнем,
а в душе, не в наслаждении вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна.
Душа, по Сократу, госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство и есть свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: “Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведет к поражению от самого себя”.
Слайд 10Майевтика
Майевтика была предложена Сократом как искусство извлекать скрытое в человеке
правильное знание с помощью искусно заданных наводящих вопросов.[
То есть в
ходе диалога Сократ вместо прямого утверждения некоторой истины задает такие вопросы и в такой последовательности, что его собеседник, отвечая на них, сам приходит к утверждению истины (как бы «рождает истину»). Отсюда и связь с повивальным делом — Сократ не делится истиной, а лишь помогает самостоятельно постичь её второму.
Суть данного метода Сократа состоит в противопоставлении внешнего софистического, знания и внутреннего философского, которому нельзя научить, но можно открыть в себе самом.
Слайд 11Методы
Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа,
на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами
которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:
любое знание есть добро;
любое зло, порок совершается от незнания.
Слайд 12Софисты
Одним из главных противоречий между Сократом и софистами было существование
истины. Последние утверждали, что объективной истины не может быть, и
что правда у каждого своя. Более того, каждый человек имеет полное право считать истиной то, что считает нужным, исходя из своих взглядов и предпочтений. Сократ же придавал истине большое значение, считал ее основой, на которой строится развитие личности и разумная деятельность человека.
Сократ соглашался с софистами в том, что дискуссия, спор (в виде вопросов и ответов на них) необходимы. Различались у Сократа с софистами взгляды на их цели. По Сократу, цель любой философской дискуссии – поиск истины, которая будет в ней рождена. С точки зрения софистов, спор ведется лишь для того чтобы оказать в нем победу, выглядя правым в глазах окружающих и оппонента.
Слайд 13Школы и ученики
Сократовские школы. В начале 4 в. до н.
э. некоторыми учениками Сократа были основаны новые философские школы, получившие
наименование сократовских, или сократических. Таковы школы:
Мегарская
Элидо-эретрийская
Киренская
Киническая
Самым известным учеником Сократа был Платон, который основал «Академию».
Аристипп - основатель киренской школы, один из родоначальников гедонизма
Антисфен - древнегреческий философ-циник из Афин