Слайд 1
Роль досуговой
деятельности
в личностном развитии
молодёжи
Слайд 2
Досуг – это деятельность в свободное время , осуществляемая
в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой
человек:
усвоение культурных ценностей;
познание нового;
любительский труд;
творчество;
физкультура и спорт;
туризм и путешествия и др.
Слайд 3
Основные характеристики и
функции досуга молодёжи:
досуг имеет
ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
досуг формирует и развивает личность;
досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
досуг стимулирует творческую инициативу;
досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;
досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
досуг способствует самовоспитанию личности.
Слайд 4
Насыщенная жизнь молодёжи требует больших затрат физических,
психических и интеллектуальных сил
досуг помогает снять создавшееся
напряжение , восстоновить силы для
учёбы и труда.
Слайд 5
Потребность молодёжи в психологическом
комфорте в общении .
среда протекания молодёжного досуга- вне дома, в
компании сверстников.
Слайд 6
Досуговая деятельность в плане общения способна удовлетворить стремления :
в
эмоциональном контакте;
сопереживании;
в информации;
в объединении усилий для совместных действий.
Досуг
помогает приобрести навыки общения с людьми различного социально-психологического склада.
Слайд 7
Самодеятельные объединения по интересам , массовые праздники -
благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков
в сравнении с другими людьми.
Слайд 8
В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит:
упрочение чувства товарищества;
возрастание степени
консолидации;
стимулирование трудовой активности;
выработка жизненной позиции;
научение нормам поведения в
обществе.
Слайд 9
В сфере досуга молодёжь более открыта для влияния и
воздействия на них социальных институтов.
Это позволяет
с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
Слайд 10
Для периода молодости характерно преобладание поисковой, творческо-экспериментальной ,
захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций активности.
участие молодых
людей в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания.
Слайд 11
Молодёжь является очень восприимчивой ко всем новшествам научно-технической мысли
и информации со стороны СМИ.
Пропаганда игр
, связанных с получением денежных выигрышей, гарантирующих легкую жизнь без усилий со стороны человека
агрессивность ,жестокость, склонность к насилию, формирование асоциальных объединений, стремление к лидерству любым путём…
Слайд 12
Увлечение интернетом
пассивность в проведении досуга ,
упадок общей физической активности молодёжи.
Слайд 13
Реакция увлечения (хобби):
-интеллектуально-эстетические увлечения;
-
накопительные увлечения;
-желание подростка быть в центре внимания - увлечение экстравагантной
одеждой.
Увлечения формируют склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
Слайд 14
Противоречия между богатством желаний и ограниченностью сил .
молодые люди очень
непостоянны в своих увлечениях.
Слайд 15
Реакция эмансипации
Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением
подростков
Подросток стремится высвободиться из-под опеки и контроля и попечительства
взрослых.
прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество;
отказ от общепринятых норм, правил поведения;
обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения;
снижение интереса молодёжи к народным видам творчества.
Слайд 16
Потребность утвердить себя как личность и индивидуальность.
Сочетание в подростке
как романтики так, и грубости, но он стыдится своей чувствительности
и нередко прикрывается грубостью.
членство в различных субкультурах
Слайд 17
На основании характерных для молодёжи личностных качеств психологи разделяют
эту категорию населения на несколько социальных типов:
«Семьянин»;
«Общительный»;
«Развлекающийся»;
«Социально-активный»;
«Одухотворённый»;
«Гармоничный».
«Семьянин»
достаточно узкий и традиционный круг общения;
ориентация в основном на устойчивые
контакты с родственниками, соседями и знакомыми;
простые и “домашние” формы досуга (чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых);
среди нынешней молодежи этот тип не является широко распространенным(12% респондентов).
Слайд 19 «ОБЩИТЕЛЬНЫЙ»
ориентация прежде всего
на контакты с широким кругом друзей;
продвинутые формы досуга -
компьютер, музыка, хобби;
обязательные и регулярные встречи с друзьями;
распространенность этого типа около 30% молодежи.
Слайд 20 «РАЗВЛЕКАЮЩИЙСЯ»
регулярные социальные контакты вне
устоявшегося семейно-дружеского круга;
посещение кино, театров, концертов, кафе, баров и молодежных
клубов;
предпочтение современной музыки;
Третий тип составляет 25% респондентов.
Слайд 21 «СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ»
сконцентрированность на развивающих формах общения
и досуга (посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях
по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и т.д.),
более избирательное отношение к свободному времени;
социально-рекреационных затраты;
активность и организованность;
четвертый тип объединяет около 25% молодых людей.
Слайд 22 «ОДУХОТВОРЁННЫЙ»
ограничение от социума и семейно-родственных
связей;
тенденция изоляции от собственно молодежной среды;
посещение церкви,участие в религиозных собраниях;
одухотворённые”
насчитывают в общей сложности менее 5% респондентов.
Слайд 23 «ГАРМОНИЧНЫЙ»
полноценность социальных
связей;
разносторонний образ жизни;
максимальное задействие всех форм социального общения и
досуга;
охватывает около 4% молодёжи.