Слайд 1Prezentacii.com
Феноменология девиантного поведения детей, подростков и молодежи
Слайд 2Критерии девиантности
Критерий отклонения «-» от нормы
Критерий устойчивости
Критерий противоречия этнокультурным нормам
Критерий
санкционируемости
Критерий несоответствия возрастным нормам социализации
Критерий деструкции личности и группы
Слайд 3Концепции девиантности
Философская
Медико-биологическая
Психиатрическая
Социологическая
Психологическая
Слайд 4Факторы девиантного поведения подростков
Слайд 5На общественном уровне
дезинтегративные процессы в обществе;
ценностно-идеологическая дезинтеграция;
ослабление групповых связей;
неравномерность
распределения общественных ресурсов;
расслоение общества;
социально-экономическое и статусное неравенство;
этнические,
конфессиональные, групповые противоречия и конфликты
Слайд 6На нормативно-правовом уровне девиации связаны с
несоответствием нормативно-правовых механизмов общественным и
индивидуальным реалиям;
противоречивостью социальных норм;
несовершенством нормативно-правовой базы;
ограниченностью социально-правового контроля
девиантного поведения;
неадекватной общественной оценкой социальной девиации;
стигматизацией
Слайд 7На межличностно-групповом уровне девиантность формируется по причине
низкого группового статуса (дефицита
социальных ресурсов; символической дифференциации; маргинальности);
негативного группового влияния (принуждения, обучения в
группе через идентификацию и усвоение групповых норм, ритуализации, моды, негативных стереотипов, конфликтов);
дефицита групповой поддержки (отсутствия поддерживающей референтной группы; отсутствие удовлетворяющих межличностных отношений; низкий внутригрупповой статус и аутсайдерство)
Слайд 8На деятельностном уровне девиации формируются в связи с неразвитой или
фрустрированной потребностью в самореализации и сублимации:
дефицит образования и культуры,
социальная
невостребованность,
незанятость,
несформированность позитивных интересов,
хроническая неуспешность,
профессиональное «выгорание» и профессионально-личностная деформация
Слайд 9На конституционально-биологическом и физиологическом уровнях девиации возникают вследствие сниженных адаптивных
возможностей:
низкой выносливости и работоспособности,
ограниченных физических возможностей,
чрезмерной или недостаточной
активности,
сниженной или повышенной потребности в общении,
повышенной или сниженной сензитивности,
низкой стрессоустойчивости, ригидности, возбудимости, импульсивности,
пониженного или повышенного интеллекта,
органических и функциональных нарушений ЦНС,
психических расстройств
Слайд 10На семейном уровне девиации возникают, если роль семьи в социализации
личности нарушена или недостаточна:
потеря одного или обоих родителей;
девиантное поведение
родителей;
семейное насилие;
деструктивные конфликты в семье;
развод;
личностные нарушения у родителей;
нарушения родительских функций (нежной заботы, близости, поддержки, требований, авторитета);
деформация отношений нормальной зависимости и стабильной привязанности
Слайд 11На индивидуально-личностном уровне отклонения связаны с дезадаптивными свойствами личности:
нарушения нормативно-правового
сознания;
оппозиционная направленность;
девиантные ценности;
эгоцентрическая фиксация;
негативный или дефицитарный
жизненный опыт;
несформированность коммуникативных навыков;
эмоциональные нарушения;
неэффективная саморегуляция;
нарушения идентичности и поляризация самооценки;
когнитивные искажения;
отчуждение от культурной среды; одиночество
Слайд 12На ситуативном уровне отклоняющееся поведение формируется при столкновении личности со
такими обстоятельствами как:
принуждение,
провокация, угроза жизни и безопасности, соблазнение.
Также
может возникать при дезадаптивных состояниях личности: возрастной кризис, горе, потеря жизненно важных ресурсов, фрустрация, конфликт, травма, физический стресс и переутомление, социально-психологическая дезадаптация
Слайд 13На поведенческом уровне отклонения связаны с самоподкрепляющейся спецификой девиации и
ее объекта:
доступность объекта,
яркие (пиковые) переживания в момент девиации,
стойкий
поведенческий стереотип при длительном сохранении девиации;
положительное личное отношение к девиации,
скрытая психологическая выгода,
отрицание негативных последствий девиации и собственной ответственности за нее
Слайд 14Личностям с девиантным поведением присущи следующие характеристики:
1) социально-психологическая дезадаптация;
2)
оппозиционная установка и деформация нормативно-правового сознания;
3) поляризация индивидуально-психологических проявлений
(дефицит или чрезмерная выраженность отдельных характеристик и свойств личности, ведущих к социально-психологической дезадаптации);
4) эмоционально-регуляционная дестабилизация;
5) интолерантность и высокое напряжение в сфере межличностых отношений;
6) инверсия отношений привязанности (дефицит стабильных удовлетворяющих отношений с близкими и значимыми людьми)
Слайд 15Пропаганда девиантного поведения
Слайд 16Манипулятивные приемы, используемые в пропаганде девиаций
«Приклеивание или навешивание ярлыков»
«Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность»
«Перенос» или «трансфер»
«Я свой»
«Ссылка
на авторитеты»
«Продвижение через медиаторов»
Слайд 17Виды социальных патологий молодежи
Слайд 18Кибер- и интернет-аддикция
Факторы
Мотивы пребывания в виртуальной реальности
Соматические и психосоциальные последствия
Слайд 19Проституция
Виды: гостеприимная, эстетическая, религиозная, физиологически обусловленная, гражданская
Социальная политика в отношении
проституции: запрещающая, игнорирующая, контролирующая
Слайд 20Деструктивные религиозные культы
секты западной ориентации,
секты восточной ориентации,
секты сатанистской
ориентации,
секты оккультной и языческой практики
Слайд 21Способы вовлечения и удерживания в секте
«вербовка ослабленных»
«бомбардировка любовью»
«шаг за шагом»
«деление
мира на белое и черное»
«разрушение идентификации»
«изменение сознания»
«демонстрация чудес»
«альенация» (отчуждение)
«контроль сознания,
поведения и поступающей извне информации»
Слайд 22Социально-педагогическая профилактика
суицидальных явлений
Слайд 23Суицидологические концепции
Медико-биологическая
Психиатрическая
Социологическая
Психологическая
Социально-психологическая
Слайд 24Факторы суицидального поведения
Внешние: острые психотравмирующие, стрессовые ситуации и обстоятельства,
которые подталкивают человека к роковому решению (горе, разлука, вина, несчастная
любовь, соматические заболевания и уродства и т.д.).
Внутренние: психологические особенности личности, способствующие развитию суицидальных мыслей и намерений (эмоциональная нестабильность, астеничность, аффективность, конформизм, душевная боль, инфантильность, дефекты целеполагания и целедостижения, низкий самоконтроль и низкая стрессовая толерантность, трудность волевых усилий).
Слайд 25Виды суицидального поведения
психически нормальных людей
демонстративно-шантажное (когда целью попытки
является не уход из жизни, а привлечение внимания к своим
проблемам),
аффективное (попытка убить себя в состоянии аффекта),
альтруистическое (суицид-самопожертвование во имя какой-то значимой идеи, группы, человека),
истинное (цель попытки – уход из жизни под воздействием тяжелых жизненных обстоятельств).
Слайд 26ВНЕШНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ (горе, инвалидность, несчастная любовь, физические страдания и
др.)
ВНУТРЕННИЕ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ (слабо развитые волевые качества, патология смысловой регуляции,
низкий уровень социальной компетенции, неадекватность самооценки, непереносимость фрустрации и др.)
Антивитальные переживания
Суицидальные намерения
Суицидальный поступок
Повторная суицидальная попытка
Первичная
Вторичная
Третичная
Профилактика суицидального поведения
Слайд 27«Мифы» о самоубийстве
1. «Самоубийства совершаются психически ненормальными людьми».
2. «Суицидальные намерения
неотвратимы, если человек решил покончить с собой, то никто и
ничто не сможет его остановить».
3. «Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства».
4. «Если люди будут загружены работой и за ними будет осуществляться жесткий контроль, то проблема профилактики будет решена».
5. «Нет внешних признаков, указывающих на то, что человек решил покончить с собой».
Слайд 28Педагогические ошибки как фактор суицидального поведения
1-ая группа педагогических ошибок связана
с профессиональной непригодностью учителя и низким уровнем педагогического мастерства (грубость
учителя, унижение ученика, “наклеивание ярлыков”, публичная компрометация учащегося, нарушение педагогического этикета, прямой диктат, месть или косвенное сведение счетов, запугивание).
2-ая группа ошибок детерминирована определенной педагогической позицией учителя, что проявляется в его отношении к ученику: демонстрация превосходства, равнодушие к учебным успехам, предвзятое отношение, лицемерие, игнорирование учащегося.
3-я группа ошибок – неправильное конструирование педагогических действий (обсуждения на занятиях самоубийств художественных героев, известных личностей, в ходе которых суицидальные поступки трактуются как нормальные, приемлемые, а иногда как высоконравственные образцы поведения в трудной ситуации).
Слайд 29Виды профилактики суицидального поведения
Первичная диагностика и профилактика направлены на выявление,
формирование и развитие тех черт личности, которые позволяют либо не
позволяют адекватно реагировать на возникающие жизненные трудности и превращать их в ситуации саморазвития.
Вторичная диагностика и профилактика заключается в работе с личностью, которая уже проявила признаки суицидального поведения. Большинство существующих методик диагностики и профилактики
Третичная диагностика и профилактика заключается в предотвращении повторной суицидальной попытки (в случае, если предыдущая не удалась).
Слайд 30Сравнительный анализ характеристик
«суицидальной» и жизнестойкой личности
Слайд 31Требования к профилактике суицидального поведения
1. Содержание
диагностического и профилактического материала не должно носить «агитационный» характер.
2.Методика выявления суицидальной предрасположенности должна разрабатываться с учетом психологических, гендерных и возрастных особенностей детей, подростков, молодежи.
3.Одним из условий разработки методики диагностики и профилактики должно быть понимание того, что суицидальное поведение формируется под воздействием двух видов факторов: социопсихологические особенности личности и неблагоприятная жизненная среда.
Слайд 32Жизнестойкость личности – способность личности не только противостоять внешним психотравмирующим,
стрессовым условиям и обстоятельствам, но и превращать их ситуации собственного
развития
Компоненты жизнестойкости:
Нормальная смысловая регуляция личности
Стремление к саморазвитию
Развитые волевые качества
Высокий уровень социальной компетентности
Навыки целеполагания и целедостижения
Развитые коммуникативные и рефлексивные способности
Высокий уровень самоконтроля.
Слайд 33Асоциальные группы молодежи - это малые неформальные, спонтанно возникающие, развивающиеся
в процессе асоциальной деятельности группы, в которых имеются и сохраняются
чуждые обществу взгляды, обычаи, традиции, антиобщественные нормы поведения
Слайд 34Признаки асоциальных объединений
возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях
социальной ситуации;
самоорганизация и независимость от официальных структур;
обязательные для
участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка);
относительная устойчивость, высший уровень включения индивида в функционирование общности, определенная иерархия;
выраженные особенности (или система) мировоззрения, ценностных ориентации, отношений к окружающей среде, стереотипов поведения;
атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
Слайд 35Классификации молодежных формирований
Башкатов И.П., 2002:
Социально нейтральные («озорные») группы общения;
предкриминальные, или асоциальные, группы подражания;
неустойчивые криминальные, или антиобщественные, группы;
устойчивые криминальные, или преступные, группы
Слайд 36Михайлова Л.И. , 1999:
Просоциальные, или социально активные (с позитивной
направленностью деятельности), группы социальной помощи, экологической защиты, этнические,
историко-патриотические объединения
и иные формирования с социально-одобряемой деятельностью;
асоциальные, или социально пассивные, группы, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, находятся в стороне от общественных проблем;
антисоциальные группы, деятельность которых носит социально негативный характер
Слайд 37Позоровский В.Н., 2000:
Романтико-эскапистские (хиппи, индеанисты, толкиенисты);
гедонистско-развлекательные (рейверы, рэпперы,
металлисты);
полуделинквентные («люберы», «гопники»);
радикально-деструктивные, или анархо-нигилистические (анархисты,панки)
Слайд 38Сидоров П.Е., Нелидов А.В., 1998:
Криминальные группы;
дворовые асоциальные группы
(группы «бизнеса»; группы «азартных» игр; досуговые;
группы психосексуального общения;
группы
захвата, удержания и доминирования на «своей» территории;
хулиганские группы, группы общего девиантного поведения — хулиганства, воровства и уходов из дома);
группы протеста против социума и взрослых, группы подростковых компенсаторных и гиперкомпенсаторных реакций и деятельностей на этой основе;
группы совместного наркоманического поведения: алкогольные, наркотические, токсикоманические;
группы, реализующие (сублимирующие) психопатические тенденции участников (склонность к агрессии и насилию, попрошайничество, суицидальное поведение);
школьные асоциальные группы (доминирование над сверстниками, доминирование на «территории», принудительное отбирание денег, компенсаторное, гиперкомпенсаторное и протестное поведение в связи с развивающейся педагогической запущенностью, внутришкольное девиантное поведение — хулиганство и воровство)
Слайд 39Объективные предпосылки формирования асоциальных групп
1. Наличие различных деформаций в
деятельности, отношениях и общении социально полезных групп, которые формируют те
или иные негативные качества у подростков.
2. Возникающее на основе этих деформаций нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, а также появление первых отклонений в деятельности и поведении подростков, отсутствие у них твердых нравственных взглядов и убеждений.
Слайд 403. Перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного
общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим
увеличение неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений.
4. Постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы, производственного коллектива), что влечет за собой нарушение социализации личности.
5. Появление в рамках социально полезных групп первых признаков асоциальной группы, выражающихся в аморальных суждениях, нормах и ценностях, вступающих в противоречие с установками официальной организации.
6. Наличие за пределами социально полезных групп асоциальных, отчужденных лиц, склонных к антиобщественному поведению, и групп асоциальной направленности.
Слайд 41Субъективные предпосылки возникновения асоциальных групп
Стремление отчужденных подростков удовлетворить свою потребность
в интимно-личностном общении и этим самым улучшить свое положение в
системе межличностных отношений со сверстниками.
Потребность подростков в эмоциональном благополучии, признании, взаимопонимании, сочувствии.
Страх перед социальной изоляцией, одиночеством.
Потребность в престиже, самоутверждении.
Стремление обособиться от взрослых, показать свою «взрослость», самостоятельность.
Слайд 42Возможность свободного установления межличностных отношений и общения, свобода обмена мыслями,
представлениями, мнениями, чувствами, интересами и т. п. в процессе совместной
асоциальной деятельности и отсутствие контроля со стороны официальных органов.
Сходство социально враждебных потребностей, интересов, склонностей, ценностных ориентации.
Единство асоциальных целей совместной деятельности с индивидуальными потребностями подростков и стремление к их удовлетворению.
Стремление к взаимному приспособлению подростков друг к другу
Слайд 43Признаки сформированности асоциальной группы
1. Наличие непосредственных личных контактов подростков.
2. Высокая
эмоциональная вовлеченность каждого подростка в групповые дела.
3. Сильно выраженное у
всех членов группы чувство принадлежности к ней, чувство «мы» и противопоставление его чувству «они».
4. Высокая степень идентифицированности каждого с асоциально-криминальными групповыми нормами и ценностями, стандартами поведения и убеждениями.
Слайд 445. Противоправность средств и способов удовлетворения возникающих потребностей, интересов и
склонностей.
6. Строгая стратификация ролевых позиций.
7. Негативные взгляды на мир, выработка
общих норм и правил поведения, выражающихся в особой «субкультуре».
8. Создание специфического климата группы с интимностью и доверительностью отношений.
9. Автономизация, закрытость, замкнутость группы, существование круговой поруки, групповых секретов и тайн, отдаление ее от других социальных общностей
Слайд 45Дезорганизация асоциальной группы — это разрушение ее композиции, ее неформальной
организации. Оно направлено на нарушение связей между членами группы и
вносит расстройство в неформальную структуру группы, ее внутреннюю дисциплину, согласованность.
Реорганизация, наоборот, предполагает перестройку не только структуры асоциальной группы, но и изменение направленности ее деятельности. Суть реорганизации заключается в переделке, перестройке существующей организации асоциальной группы на принципиально новых просоциальных началах.
Слайд 46Факторы разрушения группы
усиление недовольства в группе в связи с дифференциацией
ролевых функций;
уменьшение эмоциональной удовлетворенности в результате постоянных неудач, ссор, конфликтов,
поражений;
ослабление межличностных связей в группе;
девальвация групповых норм и ценностей;
общая неудовлетворенность деятельностью группы;
стремление отдельных членов перейти в другую группу.