Слайд 1
«Формирование положительной самооценки подростка – важная составляющая семейного воспитания»
Михайлова Елена
Викторовна
МОУ СОШ № 1 п. Селижарово
Слайд 2Есть люди, которым всегда везет. А есть неудачники. За что
бы они ни брались, все у них валится из рук,
всюду они опаздывают, всюду оказываются последними, никогда не выигрывают и во всем всегда оказываются виноваты. Как объяснить причины таких неудач? Психолог сказал бы, что у таких людей занижена самооценка.
Слайд 3Что же такое самооценка?
Самооценка – это то, как человек оценивает
себя, свои возможности, свои поступки. Мы постоянно сравниваем себя с
другими и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.
Слайд 4Люди бывают с заниженной самооценкой и завышенной самооценкой. Если самооценка
занижена – это приводит человека к неуверенности в себе, робости
и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такая оценка проявляется в высказываниях вида: «У меня это никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что…» и т. п.
Слайд 5Завышенная самооценка тоже не украшает человека, такие люди самоуверенны, часто
переоценивают свои силы. Он идет на игнорирование неудач ради сохранения
привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Справедливые замечания воспринимаются такими людьми как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Слайд 6 Тогда возникает вопрос. Какой же должна быть самооценка человека?
Реальной. Человек должен оценивать себя реально, то есть таким, каков
он есть на самом деле. В этом случае говорят, что у него адекватная самооценка. Адекватная - значит соответствующая действительности.
Слайд 7 Подростку необходимо иметь положительное представление о себе, что является
непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях.
Если у ребенка отрицательная самооценка, то он способен находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия. Ситуация экзамена для таких подростков оказывается просто катастрофической.
Слайд 8Здесь важна роль семьи в формировании положительной самооценки учащегося. В
ученическом коллективе, а особенно в семейном обществе, каждый подросток должен
стоять в центре внимания, тогда он будет иметь адекватную самооценку.
Слайд 9формирование адекватной самооценки в значительной степени зависит от справедливой оценки
всех этих людей. Особенно важно помочь поверить в себя, в
свои возможности, в свою ценность. В этом, уважаемые родители, главная роль – ваша. Вам ребенок доверяет свои секреты, делится своими успехами и неудачами. Вы должны поддержать его, формируя у него адекватную положительную самооценку.
Слайд 10Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки подростка
-Не оберегайте
подростка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все
проблемы, но и не перегружайте его. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
• Оставляйте ребенку право выбора.
• Не перехваливайте своего сына или дочь, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
• Поощряйте в ребенке инициативу.
• Не забывайте, что подросток внимательно наблюдает за вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
• Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
• Не бойтесь искренне любить своего ребенка и, главное — показывать ему свою любовь!