Слайд 1
Глобальные проблемы человечества
Слайд 2Глобальные проблемы современности - это совокупность проблем, от решения которых зависит
социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы для своего
решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.
Термин появился в 1960-е гг. благодаря деятельности Римского клуба
Слайд 3РИМСКИЙ КЛУБ, международная общественная организация. Основан в 1968 с целью
исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет ок. 100
ученых, общественных деятелей, бизнесменов из многих стран, в т. ч. России. Поощряет исследовательские проекты и публикует т. н. доклады Римскому клубу, которые привлекли внимание к глобальным проблемам и вызвали острую полемику.
Слайд 4Задание:
Составить кластер на тему «Глобальные проблемы человечества», указав направления решения
проблем.
Слайд 6Глобальные проблемы:
1. необходимость победы над старением человека1. необходимость победы над старением человека -
убийцей №1 на планете и необходимость радикального продления жизни людей;
Слайд 7Старение человека —
это биологический процесс постепенной деградации частей и систем тела человека и последствия
этого процесса.
Слайд 8Для человека старение всегда имело особое значение. Веками философы обсуждали причины старения, алхимики искали эликсир
молодости. Однако даже сегодня биология процесса старения всё же известна
очень плохо, а каких-либо методов изменить скорость старения человека не существует. Несмотря на интенсивные исследования, учёные ещё далеки от преодоления старости.
Слайд 9Процесс старения изучает наука геронтология. Цель исследований геронтологии — преодоление возможных недостатков,
связанных со старением.
Слайд 10Старение объясняется накоплением повреждений
молекул в клетках, тканях и органах. На протяжении жизни процесс отмирания отдельных
клеток происходит всегда и организм обеспечивает своевременную замену новыми клетками
и удаление остатков или мусора из распавшихся клеток. Поэтому большая часть медицины, для увеличения продолжительности жизни предлагает активизировать системы организма диетами, пищевыми добавками и витамины. Другой, менее популярный метод — это применение гормонов или гормональных препаратов.
Слайд 11Клонирование и замена органов
Исследования по клонированию в настоящее время проводятся на животных
и не могут предложить замену каких либо частей стареющего тела
'новыми' частями, выращенными искусственно. Эксперименты по пересадке мозга, проводимые на обезьянах и собаках, в середине 20-ого столетия, потерпели неудачу из-за процессов отторжения и неспособности организма быстро восстановить нервные связи, обеспечивающие процессы функционирования организма.
Исследования клонирования вызывают противоречия с моральными нормами (биоэтика).
Слайд 12Криоконсервация
Обоснование для применения этого метода заключается на предположении, что при
криогенных температурах не возникнет изменений в биологической ткани в течение
тысяч лет, — и даёт сторонникам этого метода надежду, что будущая медицина решит их проблемы. Однако ещё никто не проводил столь длительного опыта. При криоконсервации людей или животных не замораживают, так как лёд разрушает ткани тела. Все известные методы включают использование дополнительных средств — криопротекторов, предотвращающих формирование льда, подобно антифризам.
Слайд 13Приостановленная мультипликация — замедление процессов жизни искусственными средствами. Дыхание, биение
сердца могут происходить, но обнаружить их можно только специальными средствами.
Эксперименты проводились на собаках, свиньях и мышах. Используется сильное охлаждение для замедления функций. Ученые замещают кровь животных на охлажденные растворы (физиологический раствор) и они находятся в состоянии клинической смерти в течение трех часов. Затем возвращают кровь и запускают систему кровообращения с помощью электростимуляции сердца.
Известны такие состояния человека как летаргический сон, в некоторых случаях невозможно обнаружить дыхание и биение сердца, отсутствуют признаки старения, иногда человека признают умершим. Однако в тех редких случаях, когда пациенты выходили из состояния летаргического сна, процессы старения ускорялись.
Слайд 14Перезагрузка сознания — передача человеческого разума или сознания на какой либо материальный носитель
подобно технологии компьютера.
В настоящее время неизвестно, как существует сознание, как
и с помощью чего «читать» «содержание» человеческой памяти.
Слайд 15Глобальные проблемы:
2. предотвращение термоядерной войны2. предотвращение термоядерной войны, недопущение распространения ядерных технологий, радиоактивного
загрязнения2. предотвращение термоядерной войны, недопущение распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;
Слайд 16Ядерная война — военный конфликт между государствами, обладающими ядерным и термоядерным оружием.
Во второй
половине XX века считалась одним из возможных вариантов развития холодной войны.
Слайд 17ДоктринаДоктрина ядерной войны была принята в СШАДоктрина ядерной войны была принята в США сразу после Второй
мировой войны. На первом этапе рассматривалась возможность лишь всеобщей ядерной войны,
для которой характерно массированное применение всех видов ядерного оружия как по военным, так и по гражданским целям, в сочетании с другими средствами. Преимущество в таком конфликте должна была иметь сторона, которая первая нанесёт массированный ядерный удар по территории противника.
Слайд 18Однако такая атака создавала большую вероятность нанесения ответного удара по
крупным городам и промышленным центрам. А выделение огромного количества энергии
в результате взрывов, а также выбросы сажи и пепла из-за пожаров (так называемая «ядерная зимаОднако такая атака создавала большую вероятность нанесения ответного удара по крупным городам и промышленным центрам. А выделение огромного количества энергии в результате взрывов, а также выбросы сажи и пепла из-за пожаров (так называемая «ядерная зима» или «ядерная ночь»), и радиоактивноеОднако такая атака создавала большую вероятность нанесения ответного удара по крупным городам и промышленным центрам. А выделение огромного количества энергии в результате взрывов, а также выбросы сажи и пепла из-за пожаров (так называемая «ядерная зима» или «ядерная ночь»), и радиоактивное заражение имели бы катастрофические последствия для жизни на всей Земле. Прямо или косвенно в такую войну — «третью мировую» — оказались бы вовлечены все или большинство стран мира. Существовала вероятность того, что развязывание такой войны привело бы к гибели человеческой цивилизации, глобальной экологической катастрофе.
Слайд 19СШАСША — единственное государство, которое на практике применило ядерное оружиеСША — единственное государство,
которое на практике применило ядерное оружие в ходе боевых действий, сбросив в 1945США —
единственное государство, которое на практике применило ядерное оружие в ходе боевых действий, сбросив в 1945 две атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.
Слайд 2029 августа29 августа 1949 года29 августа 1949 года в Советском Союзе были проведены
первые испытания ядерной бомбы на Семипалатинском ядерном полигоне29 августа 1949 года в Советском
Союзе были проведены первые испытания ядерной бомбы на Семипалатинском ядерном полигоне. Американские учёные из Манхэттенского проекта и раньше предостерегали, что со временем СССР обязательно создаст свой собственный ядерный потенциал — тем не менее, этот ядерный взрыв оказал ошеломляющее воздействие на США, поскольку военные стратеги США не ожидали, что им придётся лишиться своей монополии так скоро.
Слайд 21В 1952В 1952 свою бомбу испытала ВеликобританияВ 1952 свою бомбу испытала Великобритания, в 1960В 1952 свою бомбу испытала Великобритания, в 1960 — Франция. В
конце 1940-х гг. в США обсуждались планы нанесения атомных ударов
по СССР. Предполагалось в течение нескольких месяцев сбросить около 300 атомных бомб по советским объектам.
Слайд 22После окончания «холодной войны» новой концепцией ограниченной ядерной войны стала
американская концепция контрраспространения. Согласно этой теории, остановить распространение оружия массового
уничтожения с помощью дипломатии невозможно. Перед вооруженными силами США ставилась задача быть готовыми нанести удары по объектам производства и хранения ядерного, химического и биологического оружия.
Слайд 23В настоящее время стратегия контрраспространения включает в себя 5 вариантов
действия:
1. «выкуп» ядерной программы у потенциально опасного государства;
2. установление контроля
над ядерными объектами «проблемных» (с точки зрения США) стран;
3. частичное признание ядерного статуса нарушителя в обмен на соблюдение им некоторых соглашений;
4. силовые угрозы;
5. воздействие на крупнейшие уранодобывающие компании и страны-поставщики уранового сырья.
В любом случае США оставляют за собой право использовать силу, что чревато началом военного конфликта
Слайд 24 С экологической точки зрения поражение ядерных
объектов будет мало отличаться от эффекта ограниченной ядерной войны из-за
повышенного выброса в атмосферу радиоактивных веществ.
Скорее всего, оно приведет к эффекту ядерной осени.
Слайд 25Глобальные проблемы:
3. регулирование стремительного роста населения;
Слайд 26В начале нашей эры на Земле было уже 230 млн, в 1800 —
1 млрд, в 1960 — 3 млрд, 12 октября 1999года население Земли составило ровно 6
млрд человек, на 1 июля 2009 - 6 768 167 712 человек, прогноз на 2050 год — 9,2 миллиардов.
Вплоть до 1970-х годов численность населения мира росла по гиперболическому закону; в настоящее время наблюдается прогрессирующее замедление темпов роста населения Земли.
Слайд 27Глобальные проблемы:
4. предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;
Слайд 28Загрязнение - это процесс отрицательного видоизменения окружающей среды - воздуха,
воды, почвы - путём её отравления веществами, которые угрожают жизни
живых организмов.
Слайд 29БиологическоеБиологическое — загрязнителем являются не свойственные экосистеме организмы. Наиболее известный пример —
бесконтрольно расплодившиеся в АвстралииБиологическое — загрязнителем являются не свойственные экосистеме организмы. Наиболее
известный пример — бесконтрольно расплодившиеся в Австралии кролики.
Слайд 30Механическое загрязнение - протаптывание тропинок и прочее механическое воздействие на среду.
Слайд 31Химическое — загрязнителем являются вредные химические соединения.
Слайд 32ЭлектромагнитноеЭлектромагнитное — загрязнение радиоэфираЭлектромагнитное — загрязнение радиоэфира; может мешать как жизнедеятельности некоторых организмов, так
и радиоприёму.
Слайд 33Визуальное загрязнение — порча естественных пейзажей постройками, мусором, шлейфами самолётов и т. д.
Слайд 34Глобальные проблемы:
5. обеспечение человечества ресурсами;
Слайд 35
Приро́дные ресу́рсы — тела и силы живой и неживой природы, которые
используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных
потребностей человека.
Слайд 36
Классификация:
1. Ресурсы промышленного производства
2. Энергетические ресурсы
3. Неэнергетические ресурсы (минеральные,
водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы)
4. Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельно-почвенные,
растительные ресурсы — кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания)
Слайд 371. Исчерпаемые
2. Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы)
3. Возобновляемые (ресурсы растительного и животного
мира)
4. Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления
(пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы)
5. Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические)
Слайд 38Глобальные проблемы:
6. преодоление разрыва в развитии между богатыми и
бедными странами, устранение нищеты6. преодоление разрыва в развитии между богатыми и
бедными странами, устранение нищеты, голода6. преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности;
Слайд 39Бе́дность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут
удовлетворить определенный круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности,
продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.
Слайд 40Причины возникновения бедности
1. экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),
2. социально-медицинские
(инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),
3. демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),
4. социально-экономические
(низкий уровень социальных гарантий),
5. образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),
6. политические (военные конфликты, вынужденная миграция),
7. регионально-географические (неравномерное развитие регионов
Слайд 41Среди государственных мер по снижению бедности выделяют:
1. создание условий для
роста производства и увеличения денежных доходов населения,
2. проведение антиинфляционной политики,
3. установление минимального
размера оплаты труда,
4. разработка социальных программ и механизмов их реализации.
Слайд 42Голод — состояние организма, вызванное недостаточным поступлением веществ, необходимых для поддержания организма.
Это социальное явлениеЭто социальное
явление, определяемое отсутствием или нехваткой жизненно необходимых компонентов в рационе питания,
является одной из глобальных проблем человечества.
Слайд 43
Согнувшаяся суданскаяСогнувшаяся суданская девочка умирает от голода. Неподалёку находится стервятник, ожидающий добычу.
Слайд 44По данным ООНПо данным ООН на декабрь 2008 года число голодающих во всем мире превысило
960 миллионов человек. Большинство голодающих (907 миллионов человек) проживает в
развивающихся странах. 65 процентов из них живут в Индии, Китае, Конго, Бангладеш, Индонезии, Пакистане и Эфиопии. [3]
Слайд 47По информации ООН в 2004—2005 гг. каждый день от голода в
мире умирало 24000 человек.
Слайд 48Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Людей, умеющих только читать, называют «полуграмотными».
Уровень грамотности взрослого населения — доля грамотных в возрасте 15 лет
и старше.
Индекс грамотности данного народа есть отношение между числом лиц грамотных и численностью всего населения. Отношение это обыкновенно выражается в процентах.
Слайд 49Глобальные проблемы:
7. озоновые дыры;
Изображение антарктической озоновой дыры, сентябрь 2000.
Слайд 50Озо́новая дыра́ — локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли. По общепринятой в научной
среде теории, во второй половине XX века всё возрастающее воздействие антропогенного
фактора в виде выделения хлор- и бромсодержащих фреонов привело к значительному утончению озонового слоя.
Слайд 51Согласно другой гипотезе, процесс образования «озоновых дыр» в значительной мере
естественный и не связан исключительно с вредным воздействием человеческой цивилизации.
Слайд 52Озоновая дыра диаметром свыше 1000 км впервые была обнаружена в 1985 в Южном
полушарии над Антарктидой группой британских учёных. Каждый август она появлялась, к декабрю или
январю прекращая своё существование. Над Северным полушарием в Арктике образовывалась другая дыра меньших размеров.
Слайд 53Последствия
Ослабление озонового слоя усиливает поток солнечной радиации на землю и
вызывает у людей рост числа раковых образований кожи. Также от
повышенного уровня излучения страдают растения и животные.
Слайд 54Глобальные проблемы:
8. проблема СПИДа
Слайд 55Источником инфекции является только больной человек.
Основными путями передачи инфекции являются:
1.
Половой
2. Инъекционный и инструментальный — при использовании загрязнённых вирусом шприцев, игл,катетеров и т. п. —
особенно актуальный и проблематичный в среде лиц, употребляющих инъекционные наркотики (наркомания);
3. Гемотрансфузионный (после переливания инфицированной крови или её компонентов
4. Перинатальный (от инфицированной матери)
5. Трансплантационный (пересадка инфицированных органов, костного мозга);
6. Молочный (заражение ребенка инфицированным молоком матери);
7. Профессиональный и бытовой — заражение через повреждённые кожные покровы и слизистые оболочки людей, контактирующих с больными ВИЧ-инфекцией.
Слайд 56Количество людей, живущих с ВИЧ, в 2006 г.
Всего — 39,5 миллиона (34,1-47,1
миллиона)
Взрослых — 37,2 миллиона (32,1-44,5 миллиона)
Женщин — 17,7 миллиона (15,1-20,9 миллиона)
Детей младше
15 лет — 2,3 миллиона (1,7-3,5 миллиона)
Слайд 57Количество смертей от СПИДа в 2006 г.
Всего — 2,9 миллиона (2,5-3,5 миллиона)
Взрослых —
2,6 миллиона (2,2-3,0 миллиона)
Детей младше 15 лет — 380000 (290000-500000)
Слайд 58При этом, из общего числа инфицированных, две трети (63 % — 24,7 млн.[21,8-27,7 млн.])
всех взрослых и детей с ВИЧ в мире живут в
странах Африки к югу от Сахары, в основном в южной части Африки.
Слайд 59На Российскую Федерацию и Украину приходится около 90 % всех ВИЧ-инфекций в Восточной Европе и Центральной Азии, где
использование зараженного инъекционного инструментария для употребления наркотиков остается основным путем передачи ВИЧ[3]. Рискованное
сексуальное поведение потребителей инъекционных наркотиков также повышает вероятность распространения ВИЧ среди них.
Слайд 60К медицинским профилактическим мероприятиям относятся:
1. Обследование доноров крови, лиц из
групп риска.
2. Обследование на антитела к ВИЧ всех беременных.
3. Контроль
деторождения у инфицированных женщин.
Слайд 61В Российской Федерации и ряде других стран установлена уголовная ответственность за заведомое
поставление другого лица в опасность заражения, а также за заражение
заболеванием СПИД (ВИЧ-инфекцией).
Слайд 62Попытки решения
1. Демографический переход1. Демографический переход — естественный конец демографического взрыва 1960-х
2. Ядерное
разоружение
3. Энергосбережение
4. Монреальский протокол4. Монреальский протокол (1989) — борьба с озоновыми
дырами
5. Киотский протокол5. Киотский протокол (1997) — борьба с глобальным потеплением.
6. Научные призы за успешное радикальное продление жизни млекопитающим (мышам) и их омоложение.
Слайд 63Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года.
Он обязывает
развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать
выбросы парниковых газов .
Слайд 64Монреа́льский протоко́л по вещества́м, разруша́ющим озо́новый слой — международный договор, разработанный
с целью защиты озонового слоя с помощью снятия с производства некоторых химических
веществ, которые ответственны за истощение озонового слоя.