Слайд 2 Ислам-монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя
Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В арабском языке слово «ислам»
— отглагольное существительное, образованное от глагола سلم, который означает «быть благополучным», «спасаться», «сохраняться», «быть свободным». В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам; отстранение от многобожия.
Слайд 3Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран.
Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был
сформулирован в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман.
В мире на данный момент насчитывается, по некоторым оценкам, около 1,57 млрд мусульман (т. е. 23% населения Земли)[3].
Согласно хадисам Мухаммеда, ко всем народам отправлялись пророки и посланники (всего около 124 000 пророков), которые вели их по монотеистическому пути, но со временем люди отходили в сторону заблуждений, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды. В череде всех пророков, посланных на Землю, мусульмане считают Мухаммеда последним, после которого не будет других пророков.
Слайд 4Все страны и города мира имеют свои культурные и духовные
символы (в переводе с греческого символ - «знак», «опознавательная примета»).
Наряду с гербом, флагом и гимном символами Санкт-Петербурга являются архитектурные и скульптурные памятники, связанные с важнейшими этапами его истории.
Одним из главных символов Северной столицы считается Петропавловская крепость, заложенная 16 (27) мая 1703 года в день основания города. Именно в первое десятилетие XVIII века начинается формирование татарской общины Петербурга, которая со временем обрела свои культурные традиции и духовные символы, связанные с памятными местами этого города.
Слайд 5Жизнь и творчество великого поэта Габдуллы Тукая увековечены в памятнике,
открытом 25 июня 2006 года, и в мемориальной доске, появившейся
год спустя на доме № 5 на Казанской улице, в котором в апреле 1912 года жил Тукай, посетивший Петербург по приглашению просветителя Мусы Бигиева. Скульптурный памятник Тукаю установлен на углу Кронверкского проспекта и Зверинской улицы, в районе бывшей Татарской слободы, где в начале XVIII века селились татары - первые строители Петербурга.
Слайд 6Автор бронзового памятника Тукаю - Ян Нейман и Ахнаф Зиякаев.
Важным элементом образного решения являются рельефные изображения персонажей сказок и
поэм Тукая «Шурале», «Алтынчач» и «Сак-Сок», окаймляющие постамент памятника. Одухотворенность образа поэта заключается в выразительно найденном движении руки, прикоснувшейся к груди, в пластичном силуэте хрупкой фигуры, в некоторой ее неустойчивости, передающей трагическую судьбу поэта, и наконец, в точной передаче яркого национального образа, исполненного внутреннего достоинства. Художественное решение рельефов Зиякаева обнаруживает свои истоки в скульптурных горельефах Клодта, украшающих пьедестал памятника Крылову в Летнем саду.
Высокое мастерство исполнения позволило авторам памятника передать своеобразие поэтического мира Тукая и фантастических народных преданий, ставших основой его творчества. Благодаря этому памятник Габдулле Тукаю можно поставить в один ряд с другими известными памятниками великим поэтам и писателям Омару Хайяму, Пушкину, Гоголю, Шевченко, Достоевскому, Горькому, Анне Ахматовой, установленными в разные годы в нашем городе.
Слайд 7
Таким образом, в скульптурных памятниках Петербурга нашей современности представлены
духовные символы истории петербургских татар, которые вписывают сегодня в историческую
топографию города новые татарские адреса.