Слайд 1*
Бородина Т.Л.
CASE-STUDY
КЕЙС-СТАДИ
Использование конкретных ситуаций
Слайд 2ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была
реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г., поэтому не
редко ее называют гарвардским методом.
В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е гг. В1970-80 годы – повсеместное распространение метода
Использование в СССР при обучении управленцев.
90-е годы – новая волна интереса к методике кейс-стади
В России активно данная технология стала внедряться лишь последние 5-7 лет.
Слайд 3Прообраз КЕЙС-МЕТОДА
Библейские притчи, беседы Сократа с учениками
Подготовка медиков
Подготовка правоведов, юристов
Все эти подходы построены на использовании описаний конкретных случаев
из жизни
Слайд 4CASE
от латинского casus «случай, обстоятельство, происшествие»
случай; обстоятельство, положение; дело,
история; экземпляр, представитель множества, факт
юридические и другие связанные с тяжбой
и спором значения: судебное дело; случай, прецедент; судебная практика
медицинские и околомедицинские значения: случай заболевания; история болезни; состояние здоровья больного
любовь, ситуация, когда двое влюбляются друг в друга; любовь с первого взгляда
Слайд 5Case – это (портфель, или набор документов)
Карточка больного в медицине
Дело
подозреваемого в юриспруденции.
Описание практической ситуации, содержащей некоторую проблему, требующую
разрешения.
Слайд 6КЕЙС
представляет собой описание действительных событий в словах, цифрах,
образах, действиях.
КЕЙС-СТАДИ – это «срез» процесса, фиксация его
динамики в определенных временных границах в целях постановки обучающегося перед выбором путей и способов дальнейшего решения проблемы или определением перспективных тенденций развития ситуации
Слайд 7Что такое кейс в образовании
(учебно-конкретная ситуация)?
Кейс – это учебное пособие
в котором описываются реальные факты и события, позволяющие студентам прочувствовать
рассматриваемую ситуацию, самостоятельно провести, исследование, анализ и дать оценку на описываемое событие;
Кейс-это инструмент позволяющий трансформировать учебный процесс с преподавания в обучение, снизить разрыв между преподаванием и обучением
Кейс – это действенный инструмент обучения управленческим и бизнес навыкам
Слайд 9КЕЙС-МЕТОД
порожден естественной потребностью участников образовательного процесса обращаться к жизненным
реалиям для их последующего осмысления и преобразования
Слайд 10Case study или кейс-метод - это
исследовательская стратегия, направ-ленная на глубокий,
полный и комп-лексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического
случая.
метод активного обучения, при кото-ром происходит понимание изучаемого предмета, содержащего неоднознач-ное, вероятностное знание, выявляе-мое при анализе практической ситуации.
Слайд 11Кейс-метод (Case study)
— это техника обучения, использующая описание реальных
экономических и социальных ситуаций (от англ. case — «случай»). Под
ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации на производстве, или история образования, организационное становление компании, ее развитие, результаты в бизнесе. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.
Слайд 12В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование.
Использованию этого
метода в обучении учащихся предшествует разработка конкретного примера или использование
готовых материалов с описанием ситуаций из реальной профессиональной деятельности.
Слайд 13КЛАССИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КЕЙС-МЕТОДА
Это метод обучения, когда учащиеся
и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или
случаям (cases) бизнеса.
Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде, изучаются учащимися, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя.
Метод Case Studies, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию (techniques) использования этих материалов в учебном процессе
Слайд 14Кейс-метод как технология работает
за счет ориентации учебных целей на обучение
через конкретные, практические проблемы, с которыми сталкиваются и решают специалисты
очень многих сфер деятельности, меняется мотивация учащихся, так как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности. У них развиваются очень важные интеллектуальные навыки, которые будут нужны им в дальнейшем обучении и освоении профессиональной деятельности.
Слайд 15Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
Индивидуальный подход к каждому
обучающемуся, учет особенностей познавательных стилей и потребностей, в процессе обсуждения
и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
Вариативность, данный метод предпола-гает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу в обучении и возможность выбора.
Слайд 16Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
Обеспечение обучающихся широким набором
наглядных материалов, которые касаются задач, решаемых в кейсах, это приобретает
очень важное значение в связи с недостаточным количеством материалов, используемых в рамках УМК по учебным предметам, либо с большим количеством информации о предмете изучения, но неумением ее использовать и анализировать и делать выводы.
Слайд 17Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
Прагматизм в обучении, ибо
большой теоретический материал, предоставляемый для обучения, не всегда хорошо логически
структурирован и тем самым затрудняет его усвоение, к тому же не всегда соблюдается важное соотношение существенной инфор-мации для усвоения и так называемой «воды», а обучающийся редко может самостоятельно «отделить зерна от плевел». При работе с кейсами восприятие
обучающегося направлено в первую очередь на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопросы.
Слайд 18Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
Активность обучения обеспечивается непосредственным
вовлечением обучающихся в решение «реальных» проблем.
Самоменеджмент, т. е. умение работать
с информацией.
Успешность в обучении, которая обеспечивается за счет опоры на сильные стороны обучающихся.
Проблемность, проявляющаяся в опоре на конкретные проблемы, возникающие в реальной практике жизни, науки, образования, бизнеса.
Слайд 19Основными целями занятия по КС
являются не только закрепление теоретических
знаний, но также предоставление учащимся возможности проявления и развития инициативы,
коммуникативных навыков, аналитических способностей, умения вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения.
Слайд 20Навыки, развиваемые CASE
Аналитические навыки
Практические навыки
Творческие навыки
Коммуникативные навыки.
Социальные навыки.
Самоанализ.
Слайд 21ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕТОДА
проблемно-поисковый анализ
прагматическое обучение
ориентация на создание ситуаций выбора (обучение
с учетом вариативности)
обучение через анализ собственного опыта
Слайд 22Основания классификации кейсов по
Наличию сюжета
Временной последовательности изложения материла
Субъекту
(ам) кейса
Способу представления материала
Объему
Наличию приложений
Типу методической
части
Слайд 23Основания классификации кейсов по
По названию доминирующей функции кейса
Тренинг
Обучение
Анализ
Исследование
Систематизация
Прогнозирование
Слайд 24 Классификация кейсов
Тренировочный Тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях
Обучающий
Овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов
Аналитический Выработка умений и навыков
аналитической деятельности
Исследовательский Получение нового знания относительно развивающихся объектов
Систематизирующий Систематизация ситуационного знания
Прогностический Получение сведений о развитии данной системы
Слайд 25КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ КЕЙС
Классический кейс – развернутое описание ситуации
Мини-кейс –
сокращенное описание конкретной ситуации, в которой предельно конкретизирована учебная проблема
Кейс,
представленный в форме видеоматериала
Газетная статья (или подборка статей)
Официальный документ (или подборка документов)
Описание случая из жизни или профессиональной практики, произошедшего с кем-либо из участников учебного процесса
Случай, возникший в процессе обучения
Повторный случай, то есть анализ принятого решения по конкретной ситуации
Слайд 26Функции преподавателя
Готовит кейсы и задания к ним
Проводит разбор кейсов
в аудитории
Ведет обсуждение кейсов
Оценивает групповую работу
Слайд 27Функции обучаемого
Ознакомление с материалами кейса
Диагностика проблемной ситуации
Разработка вариантов решения проблемы
Оценка
вариантов решений
Обсуждение проблемы, вариантов ее решения и их оценки в
группе
Слайд 28Условия эффективного применения
технологии кейс-стадии
Наличие у учащихся :
базовых теоретических знаний;
базовых знаний по методам и процедурам анализа и исследования научных
и производственных процессов и явлений;
навыков участия в дискуссии и работы в малых группах. Это предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса;
предварительной самостоятельной подготовки к анализу и обсуждению кейс-технологии
Слайд 29Условия эффективного применения
технологии кейс-стадии
Профессиональная готовность преподавателя к:
формированию интегрированного
межпредметного знания;
использованию методов активного обучения и приемов стимулирования творческого
мышления;
постоянному удержанию учащихся на пике напряженности, используя, в том числе, и жесткий регламент обсуждения