Слайд 1Князь Владимир и принятие христианства
Слайд 2Происхождение и воспитание
Внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича от уроженки
города Любеч по имени Малуша, ключницы княгини Ольги. Владимир —
сын рабы («робичич» по словам Рогнеды), но сын в обычаях язычников законный, так как понятия восточных славян о браке были прежними. Многожёнство оставалось в обычае, социальное происхождение определялось по отцу и династические права не ущемлялись, о чём свидетельствует и чётко выраженное княжеское имя.
Год рождения Владимира не известен. Его отец Святослав родился в 942, а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине под Псковом, куда разгневанная Ольга отослала Малушу.
О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины.
Слайд 3Приход на киевский престол
Вскоре после гибели в 972 году князя
Святослава вспыхнула междоусобная война между его тремя сыновьями. Хронология древнерусских
летописей до крещения условна, но известно, что 977 году удельный древлянский князь Олег погиб в бою с киевским князем Ярополком, а Владимир при этом известии бежал к королю Норвегии Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.
Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней варяжское войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.
Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью варяжского правителя города Рогволода. Его дочь Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Затем с большим войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родня, запугав мятёжом киевлян. В Родне Владимир заманил старшего брата на переговоры, где два варяга подымут Ярополка на мечи. Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.
Когда варяги потребовали себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.
По летописи Владимир воцарился на киевском престоле в 980 году.
Слайд 4Языческое правление
Новый князь киевский (величался также древним титулом каган) принял
меры к укреплению языческого культа. Воздвиг в Киеве пантеон с
идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши), ввёл практику человеческих жертвоприношений богам.
Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви.
Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.
Слайд 5Первая религиозная реформа Владимира
Первая религиозная реформа была осуществлена в 980
г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести
божеств, включенных в государственный пантеон.
Главным был Перун, бог грома и молнии, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.
Слайд 6Главное отличие славянского язычества от античного или скандинавского: по славянским
представлениям, ни один бог не являлся главным среди других, повелителем
богов, как Зевс или Юпитер!
Слайд 7Выбор веры
князем Владимиром
Изложение князю Владимиру своей веры хазарами
Изложение своей
веры князю Владимиру мусульманами
Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер»)
Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии
Слайд 8Великий князь Владимир избирает религию.
Слайд 10Условия принятия христианства
Неудача первой религиозной реформы;
Большое влияние соседских христианских
государств.
Дружеские отношения с Византией.
Династический брак с принцессой Анной.
Причины принятия христианства
Укрепление великокняжеской власти.
Объединение славянских племен в одно централизованное государство.
Слайд 11Купель баптистерия, где принял крещение князь Владимир. Раскопки в Херсонесе
(Корсуни)
Крещение Руси: 988год
Владимир крестил 12 сыновей своих и многих бояр.
Приказал уничтожить всех идолов, главного бога Перуна сбросить в Днепр. Владимир объявил христианство государственной религией. Всем киевлянам было приказано явиться на берег Днепра и принять крещение — « а кто не придет, тот враг мне».
В назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.
Слайд 13В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского
императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.
В Киеве
крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).
Слайд 14Древняя Русь:
до и после крещения
Образование
Искусство
Ремесло
Быт
Право
Идеология