Слайд 1Кому нужна профориентация?
Детям?
Школе?
Обществу?
Слайд 2Изменения культуры
Постфигуративная культура
Опыт и знания передаются от старших поколений младшим
Слайд 3Изменения культуры
Конфигуративная культура
Знания распространяются внутри одного поколения через взаимное обучение,
подражание
Слайд 4Изменения культуры
Префигуративная культура
Опыт прежних поколений не востребован, им самим приходится
учиться у молодых
Слайд 5Выбор неоднократен
Теперь выбор профессии не означает выбор судьбы на всю
жизнь
Проще?
или
труднее?
Слайд 6Что влияет на выбор направления и будущей профессии подростка?
Популярность
(среди
сверстников,
в семье, в СМИ)
Материальный
достаток
Личные интересы
(ситуативные, диффузные или
устойчивые)
Способности и личностные особенности
Ценности и нравственные ориентации
Слайд 7Директивный подход к профориентации и выбору
Решение о выборе
профессии принимают старшие, имеющие на это право и власть.
Выбор
профессии согласуется с традицией, культурной нормой.
(отсутствие самостоятельного выбора)
Слайд 8Информативный подход к профориентации и выбору
решение принимает сам человек, основываясь
на предлагаемых альтернативах.
Задача профориентации - предоставить наиболее полное представление
о различных профессиях, их особенностях
(предоставление максимально широкого выбора)
Слайд 9Индивидуальный подход к профориентации и выбору
решение о профессии основывается на
особенностях индивидуальности человека, его сильных и слабых сторонах.
Задача профориентации
– диагностика
(выбор обоснован, исходя из особенностей субъекта)
Слайд 10Системный подход к профориентации и выбору
решение о выборе разворачивается в
контексте системы ресурсов, возможностей, актуальной социальной, экономической ситуации.
Задача профориентации
- включение индивидуальных особенностей, способностей в систему общественной необходимости
(выбор основан на особенностях субъекта и внешнего мира)
Слайд 11Изменяющийся мир
постоянное изменение спроса на профессии
появление новых профессий
(мерчендайзеры, IT специалисты, системные администраторы, менеджеры и проч.)
появление междисциплинарных
областей знания
сверх-техничный мир,
известный подросткам
лучше, чем многим
взрослым
Слайд 12Постмодернистский подход к профориентации и выбору
невозможно утверждать что-либо о мире,
и о человеке, поскольку они изменяются каждый момент времени.
Задача
профориентации - научить использовать информационные потоки, анализировать их, деконструировать, усложнять и обогащать информацию о профессии, активизировать собственную поисковую деятельность, дать ориентиры
(выбор уходит за пределы профориентации, производится самостоятельно в каждый момент выбора профессии)
Слайд 13Мифология профессии (нарративный подход)
Профессия проявляется как социальный конструкт в сознании
подростка.
Изменению и исследованию подлежат не люди, выбирающие профессию, а эти
конструкты или мифы о профессиях: их следует деконструировать, усложнять, расширять рамки представлений и проч.
Иллюзорные представления о профессиях рассматриваются с различных сторон, давая возможность более реалистично и разнопланово смотреть на профессию.
Слайд 14Принципы профориентации на Западе:
Функции school counselor в старшей школе
Оценка эффективности
программ по профориентации
Принципы построения профориентационных программ (комплексность, системность, адресность, предпочтение
тренинговых форм).