Слайд 2Немного о лабиринтах.
Самый знаменитый лабиринт, безусловно, тот, что, по преданию,
построил на Крите афинский скульптор Дедал. Лабиринт в Кносе на
острове Крит был построен позже египетского лабиринта. Критский лабиринт напоминал египетский, но его размеры были намного меньше. В I веке н. э. римский ученый Плиний заметил, что жители Крита построили свой лабиринт в одну сотую величины египетского лабиринта.
Слайд 3Что означает слово лабиринт.
Лабиринт - храм Зевса Лабрандского на Крите,
т.е. Labrynthios, поскольку основным символом и атрибутом этого Зевса является
топор (по греч. - labrys). Среди рисунков во многих помещениях дворца часто встречаются изображения двустороннего топорика. Это символический знак, связанный с религиозным культом критских жителей. Такие же топорики были найдены среди сталактитов и сталагмитов в одной из пещер, где, по преданию, родился Зевс. Двойная секира с острием по-гречески называется "лабрис". Ученые предполагают, что именно отсюда происходит слово "лабиринт", которым первоначально называли "дом двойного топора" - дворец царя Миноса.
Слайд 4Немного о Дедале и его племяннике.
Дедал был величайшим архитектором и
изобретателем древности. Ему приписывают множество необыкновенных изобретений: топор, бурав, клей,
роботы, планеры и т.д. Ареопаг приговорил Дедала за это преступление к смерти, но тому удалось бежать на остров Крит к царю Миносу. На этом острове Дедал построил царю дворец и лабиринт, но Минос не разрешил ему покинуть остров, чтобы он нигде в другом месте не построил подобного чуда.
Слайд 5Миф.
Миф рассказывает, что в этом лабиринте царь Минос скрывал тайну
своей неверной жены Пасифаи, которая, воспылав страстью к священному белому
быку, родила чудовище Минотавра, что означает "бык Миноса" - получеловека-полубыка. Дедал выстроил Лабиринт с такими запутанными ходами, что никто не мог найти из него выход.
Согласно мифу, Афины потерпели поражение в войне с Критом и каждые 9 лет афиняне должны были посылать 7 девушек и 7 юношей на Крит, чтобы там их приносили в жертву Минотавру. Этих молодых людей отправляли в лабиринт, и, как предполагалось, там их съедал Минотавр. Но однажды юноша по имени Тесей вызвался добровольно отправиться в Лабиринт, чтобы сразиться с чудовищем. Дочь Миноса Ариадна, полюбившая героя, втайне от отца дала ему острый меч и клубок ниток. Привязав один конец нити у входа и разматывая клубок, Тесей пошел вглубь дворца на бой с Минотавром. Меч Ариадны помог ему победить чудище, а ее нить - найти выход из Лабиринта. Так рассказывает древний греческий миф.
Слайд 6Жизнь лабиринта.
За свою долгую историю критский Лабиринт несколько раз разрушался
и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры
был разрушен и заброшен окончательно. Однако жители острова долго помнили о знаменитом дворце - археологи нашли на Крите монеты, изготовленные примерно за 300 лет до рождения Христа, их украшало изображение Дедалова Лабиринта.
Слайд 7Кто такой Эванс.
Сегодня о нем говорят с достоверностью благодаря английскому
археологу А.Эвансу, прибывшему сюда в поисках загадочного иероглифического письма, которое
он увидел в Оксфордском музее на печатях, происходивших якобы из Спарты или с Крита. Артуру Эвансу было почти сорок лет, когда он, уже мастистый ученый, оксфордский профессор, знаток древнеегипетской письменности, в 1900 году прибыл на Крит. Эванс думал здесь задержаться на неделю, но во время прогулки по городу Гераклиону его внимание привлек холм Кефал, который показался ему сугробом над старым городом.
И Эванс начал раскопки.
Слайд 8Дворец-город.
…Зданию, казалось, не будет конца. Все новые и новые стены
вырастали из-под земли, образуя причудливые переходы, сложную систему комнат, залов,
внутренних двориков, световых колодцев, кладовых, и нельзя было предсказать даже приблизительно, что откроет следующий взмах лопаты и когда же и где наружные стены замкнут этот дворец-город.
Слайд 9Минойская цивилизация.
Проходили годы, были открыты тысячи квадратных метров дворца, а
из-под земли поднимались все новые и новые стены. Из непостижимых
глубин времени вставала цивилизация – настолько древняя, что даже для современников Гомера она была тысячелетней легендой. И когда Эванс – по праву первооткрывателя – дал этой цивилизации имя «минойская», никто не посмел оспорить его.
Слайд 10Таинственный лабиринт.
Артур Эванс вел раскопки почти 30 лет и раскопал
не город, а дворец, равный по площади целому городу -
Кносский лабиринт. Это целые комплексы построек, которые группируются вокруг большого внутреннего двора. Расположены они причудливо на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из которых уходят глубоко под землю. Одни помещения дворца освещались ярче, другие были погружены в полумрак, неравномерность освещения создавала эффект особой таинственности.
Слайд 11Дворец восстановлен.
После долгих лет раскопок и кропотливой реконструкции археологи сумели
восстановить образ стройного архитектурного ансамбля. Вокруг просторного вымощенного камнем двора
размером 50х50 метров были выстроены самые разнообразные сооружения. Этажи дворца опирались на колонны и соединялись между собой монументальными лестницами. Сотни залов и комнат предназначались для торжественных приемов, служили покоями для царя и царицы, сановников и придворных дам, слуг и невольников. Здесь же располагались и просторные мастерские царских ремесленников.
Слайд 12Ещё немного о лабиринте.
Тринадцать столетий строился Лабиринт – столько же,
сколько существовала минойская цивилизация. На первый взгляд план дворца поражает
своей хаотичностью – столь причудливо, бессистемно лепятся друг к другу бесчисленные комнаты, залы, переходы, дворики Лабиринта. Но в основе этого создававшегося более тысячи лет хаоса – единый замысел, сложнейшая архитектурно-художественная композиция, которая ставила себе целью передать в архитектуре понятие бесконечности времени.
Слайд 13Ещё немного о лабиринте.
Коридоры и переходы кносского дворца изогнуты, перспективу
их невозможно охватить взглядом с одного места - она открывается
только в движении, как лента времени, которую она изображает. Здесь нет привычных дворцовых анфилад – комнат и залов, нанизанных на единую ось. Помещения дворца как будто бы заходят друг за друга, и взгляду каждый раз открываются все новые и новые неожиданные пространственные формы.
Слайд 14Ещё немного о лабиринте.
Лабиринт и снаружи нельзя воспринять сразу, окинув
одним взглядом – «движение» его внешних стен было столь же
прихотливо, как и во внутренних покоях. К тому же он не был отгорожен от города стенами или пустотой дворцовой площади – он являлся продолжением сплетения его кривых улиц.
Слайд 15Бык.
Стены залов дворца были покрыты великолепными фресками, краски которых дошли
до наших дней яркими и свежими. В "тронном" зале Кносского
дворца на стенах изображены грифоны - мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой орла. Среди многочисленных фресок, скульптур, рельефов, изображающих то учтивые беседы изящных женщин и мужчин, то диких животных и птиц, то морских животных - китов и дельфинов. Бык изображался в скульптурах и фресках, на сосудах, кольцах и в мелкой пластике, на изделиях из слоновой кости и глины, золота, серебра и бронзы. Сосуды для церемониальных возлияний изготавливались в виде бычьих рогов, и алтари украшались жертвенными рогами. А на одной из стен дворца археологи увидели фреску: две девушки и юноша играют с быком – юноша, на мгновение опередив его движение, опершись на его рога, делает стойку над его головой… . Сказания о чудовищном быке возникли, видимо, не случайно. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками, которые хорошо сохранились. На них, а также на каменных и золотых сосудах, постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом.
Слайд 16Ещё немного об Эвансе.
…Когда Эванса спросили, почему он почти сразу,
не колеблясь, заявил о том, что открыл дворец Минотавра, хотя
фактов, подтверждающих его версию, еще не было, тот ответил: «Я поверил в ариаднину нить истории - мифы». Ему возразили: «Но ведь они слишком красивы, чтобы показаться истиной?». Тогда Эванс сказал: «Любой самый красивый узор на ковре вышит обычной нитью, скрученной из овечьей шерсти. Так говорят на Крите. Я забыл про фантастические узоры и увидел нить, скрученную из фактов…».
Слайд 17Майкл Эртон.
Майкл Эртон, который предложил свою модель критского лабиринта, пишет:
"Жизнь каждого человека - лабиринт, в центре которого находится смерть,
прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит последний лабиринт". В свете такого понимания мифологическое избавление Тесея из лабиринта символизировало его второе рождение, избавление от смерти.