Слайд 1Культура выбора имени
и
наречение новорожденного у тувинцев
Слайд 2Традиционная тувинская семья
Слайд 3Тувинцы- традиционно очень
детолюбивый народ
Слайд 4Актуальность и новизна темы
Проблема культуры наречения новорожденного в современной тувинской
семье мало или почти не изучена.Как выбирают имя, какие обычаи
соблюдают в семьях, каково влияние духовенства, отношение людей к выборе имени? Эти вопросы представляют большой интерес.
Слайд 5Цель
Изучить обряды и обычаи тувинцев, связанные с наречением новорожденного, отношение
к выбору имени в современных тувинских семьях. Поднять некоторые вопросы
о семейной культуре по поводу рождения ребёнка.
Слайд 6Задачи:
Изучение научных работ и статей
Составить список всех антропонимов на территории
села
Изучить значения и способы образования некоторых современных имён. Выявить, насколько
знают носители имён о происхождении и значении своего собственного имени.
Выявить уровень влияния буддизма на выбор имени.
Слайд 7
Достижение целей и задач связано с применением следующих методов:
изучение
научных источников
изучение антропонимов своего села
анкетирование
интервью
Слайд 8 Практическая значимость
Работа рассчитана на педагогов, воспитателей,
а также читателей,
интересующихся этой проблематикой.
Читатели и родители могут использовать в воспитании
у детей духовно-нравственной культуры.
Может помочь школьникам, изучающим антропонимику, традиции своего народа.
Слайд 9
По тувинскому обычаю кому давали право нарекать именем?
Старшему из родственников,
обычно седовласый старец, или уважаемому гостю
Человеку, обрезавшему пуповину при родах
(хин авазы).
Близкому родственнику
Ламе-предсказателю
Слайд 12
По значению личные имёна, связанные
с буддизмом, разделяются на 6
групп:
Имена буддийских божеств, святых – хранителей учения
Имена, выражающие буддийские
философские понятия
Названия буддийских священных книг
Атрибуты и предметы буддизма
тибетское название дня недели или планеты
Защищённые имена
Слайд 13Значение личного имени и обычаи наречения новорожденного:
Табуирование имени
Имена – эвфемизмы
Слайд 16Имена-эвфемизмы
Обмануть злых духов», (кажарлаан аттар)
«Аза будалдырар»
Добрые пожелания
Чтобы прославить
свой род
Имя отражает желание видеть в ребёнке хорошие черты
характера
Слайд 19Изучили имена детей, родившихся в 2002-2009 годах. Всего антропонимов 75.
Кто нарекал именем?
-Родители сами- 27-54 %
-Врач-7-14 %
-Брат или сестра-5-10
%
-Старшие из родственников- 3-6 %
-Бабушка или дедушка -3-6 %
Другой или случайный человек – 1 –4 %
Лама -3 -6 %
Слайд 20Почему так нарекли? Какое значение имеет имя?
-Добрые пожелания – 45%
Мирослав.Кан-Демир, Аюш, Кудер, Болат, Арзылан, Тажы, Сергек,Чоргаар.
-Потому, что имя красивое
-26 % Ай-Хаана,Чайхаана,Лиана,Чайынды,Даяна,Роланда,Амилия
-По тувинскому обычаю – 10 % Очур,Аюуш,Серенмаа,Кежик,Артыш
-19 % - не знают значение или происхождение своего имени.
Слайд 21Имена детей до 10 лет -33.
-12 имён придумали или сочинили
сами родители: Аюсана,Айхана,Емчурка…
-Заимствованные имена-12 Кристина.Диана,Алсу.Сюзанна,Ева,Зураб…
-Исконно тувинские имена –4 Дарый,Кан-Демир.Субудай,Хорагай
-русского происхождения
5.
Слайд 22
Всего опрошено 75.
1.Кто нарекал именем? 48 %- родственники. 35 %
ответили, что родители. 17 % учащихся не знают, кто дал
ему имя.
2.На вопрос, почему так назвали? 56 % учащихся не знают о происхождении собственного имени.
3. Нравится ли тебе твоё имя? 79 %-нравится, 21 % -не нравится.
4. Какие личные имена тебе больше всего нравятся? Многим нравятся такие имена: Ариана, Арина,Александр,Денис,Михаил. Из тувинских имён –Чаяна,Хорагай, Анай-Хаак, Кудер,Буян.
Слайд 24Выводы:
1.Наречение у тувинцев имело глубоко символическое значение, люди верили в
сокровенную связь между нареченным именем и судьбой ребёнка. Наречение ребёнка
имеет смысл таинственности. В тувинских семьях к обычаям и обрядам наречения относились очень тщательно, ответственно.
2. Во многих семьях села к выбору имени подходят неосознанно, утрачена связь поколений. Сужается круг тувинских имён. Родители, особенно молодые, мало знают об обычаях своего народа. «С познания самого «я» начинается познание малой родины, истоков семьи.» В современных семьях на низком уровне воспитывается эта истина
Слайд 25
У тувинца история
начинается
с его чада