Исследовательская работа
по русскому языку на тему:
«Лексикон обучающихся моей школы».
МБОУ Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа
Озёрский филиал
Работу выполнила:
Шарапова Александра, обучающаяся 10 класса
Руководитель: Балабаева Л.Л.,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Проблема
В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и
школьников? Бороться с ними или принимать их? Данное противоречие и
способствовало возникновению интереса к исследованию лексики обучающихся, определило проблему моего исследования
Слайд 3Актуальность
Данная тема является актуальной, так как обусловлена желанием выделить на
основе изученной литературы, сбора и записи информации истоки пополнения лексикона
учащихся.
- ограниченная лексика распространена среди школьников, однако ее происхождение недостаточно представлено в школьных учебниках русского языка;
- молодежный сленг и жаргонизмы –явления которые присутствуют повсюду.
Слайд 4Цель исследования:
проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими
общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения
словарного запаса обучающихся моей школы.
Слайд 5Область исследования:
жаргонизмы и молодежный сленг
как слой лексики,
тесно связанный с жизнью современного школьника
Объект исследования:
устная
речь обучающихся моей школы
Слайд 6Гипотеза:
в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг,
жаргонизм - часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление
связано с желанием выделиться среди людей, быть современными;
жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Так ли это?
Слайд 7Задачи проекта:
Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика- диалектизмы и профессионализмы
в речи обучающихся.
Определить понятия "жаргон" и "сленг".
Провести социологическое исследование среди
обучающихся среднего звена школы с целью определения :
круга наиболее употребительных жаргонных слов;
частоты употребления жаргонизмов;
причин употребления школьниками жаргонизмов.
Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.
Систематизировать материал.
Сделать выводы по теме исследования
употребляется свободно,
неограниченно
не вошло в состав свободно
употребляемой лексики
Общеупотребительная лексика
Профессио-нальная лексика
Диалект-ная лексика
Жаргонная лексика
ЛЕКСИКА
Если слово в современном русском языке
Слайд 9
Причины редкого употребления диалектизмов школьниками:
диалектизмы- это лексика старшего поколения, людей
пожилого возраста;
в наши дни использовать диалектизмы неактуально, смешно и «старомодно».
Примеры
диалектизмов:
курчата (цыплята), кошелка (корзина), цибарка( ведро), буряк ( свекла),
дите (ребенок) и др.
Слайд 10
Лексика ограниченного употребления
Профессионализмы
Термины
синтаксис, неравенство, климат, остров, монитор, подлежащее
и другие
.
карбюратор, штемпель, товарооборот, скальпель аккумулятор, радиатор, коробка передач, севооборот
Слайд 11
Что такое сленг?
Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами
группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений,
не вполне понятных окружающим.
Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.
Молодёжный сленг —это социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.
Слайд 12Практические исследования
Вопросы анкеты для обучающихся:
Что такое молодежный сленг?
Знаешь ли
ты слова молодежного сленга? ( да, нет)
Да-25 чел. Нет -4 чел.
Используешь ли ты эти слова в своей речи?
часто- 19чел., редко-6 чел., никогда- 4 чел.)
Напишите известные вам жаргонные слова.
Слайд 13
Анкетирование показало, что обучающиеся активно используют молодежный сленг
Слайд 16С какой целью используете сленг в речи?
Слайд 17 Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и
выражений?
Слайд 18Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?
Слайд 19 Вывод:
гипотеза, которую я выдвигала,
верна- в речи обучающихся преобладает ограниченная в употреблении лексика.
Наша задача- учиться уместно использовать ограниченную лексику в соответствии с ситуацией общения.
Знать о невозможности ее применения в нормированной речи.
Чтобы избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики, надо хорошо знать нормы литературного языка- нормы произношения, ударения, словоизменения.
Слайд 20Список использованной
литературы:
С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. -
(под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 1989
В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.
Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант).
Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979.
О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003.
В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.
Материалы Интернет