Слайд 1Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №5 им.С.М.Кирова
Сборщикова Н.Г.
Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средства
формирования учебных и социальных компетентностей
Слайд 2Научить учиться,
а именно усваивать и должным
образом перерабатывать информацию
–
главный тезис
деятельностного подхода к обучению.
Слайд 3Соответствует современной государственной образовательной политике;
Нацелен на личностно-ориентированное, деятельностное обучение;
Способствует реализации
компетентностного подхода.
Актуальность опыта:
Слайд 4Хотите, чтобы ваши дети
не ожидали готовых знаний, а
сами их вырабатывали,
чтобы ученики не просто слушали, а
слышали друг друга и учителя,
чтобы соотносили теорию с реальной жизнью,
могли формулировать вопрос и аргументировать ответ,
делать собственные выводы и отстаивать своё мнение?
Значит, этот метод для вас.
Слайд 5Кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций.
Суть его в
том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной
самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей, учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Слайд 6 Кейс-стади – метод, позволяющий учащемуся принимать решения и брать
на себя ответственность за принятые решения.
Слайд 7Цели использования метода:
«погружение», в ходе которого ученики эмоционально переживают
то, что чувствовали
участники событий (это формирует их ценностные установки)
способствую тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот
или иной выход, т.е. формируется ответственность детей за выбор
развитие компетентностей учащихся
Слайд 10Виды кейсов:
обучающие кейсы - основной задачей которых выступает обучение;
практические кейсы - которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
научно-исследовательские кейсы - ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Структура кейса:
Ситуация;
Проблема;
Сюжет.
Слайд 11К кейс технологиям относятся:
метод инцидента;
метод разбора деловой
корреспонденции;
метод ситуационного анализа.
Слайд 13Источники кейсов:
Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником
сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.
Образование определяет цели и
задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания.
Наука задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.
Слайд 14Преимущества кейс-метода:
Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не
на овладение готовым знанием.
Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении
сложных вопросов.
Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.
Слайд 15Методы, интегрированные в кейс - технологию
- Моделирование
- Построение модели ситуации;
- Мысленный эксперимент - Способ
получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования;
- Метод описания - Создание описания ситуации;
- Проблемный метод - Представление проблемы, лежащей в основе ситуации;
- Игровой метод - Представление вариантов поведения героев ситуации;
- «Мозговой штурм» - Генерирование идей относительно ситуации;
- Дискуссия - Обмен взглядами по поводу проблем и путей их решения.
Слайд 16Задания, опирающиеся на позицию современного человека
Ты – человек XXI
века, попал в 1095 г. и слышишь призыв папы Римского
Урбана II об освобождении Гроба Господня в Иерусалиме. Ты уже знаешь итоги и последствия крестовых походов. Поддержал бы ты Папу или убедил его отказаться от походов? Какие аргументы бы ты привел?
Слайд 17«2/3 российского населения находится за чертой бедности.
Это тем более
парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50
% мировых природных богатств, Россия – страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек».
(Аргументы и факты)
Вопросы к тексту:
В чем заключается проблема?
Как государство ее решает?
Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
Слайд 18Задания на основе анализа произведений живописи
Сделай запись в дневник Ивана
Грозного о событии, изображенном на картине И. Репина «Иван Грозный
и сын его Иван». Постарайся выразить чувства отца, подумай оправдывал ли он свой поступок и чем объяснял?
Слайд 19«Ирина закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту
жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не
отличалась примерным поведением. Ирину отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Ирины были не согласны с этим решением. Что им делать?»
Вопросы:
Какое право нарушено?
Кем нарушено?
На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?
Что нужно сделать для его восстановления?
Кто обязан это сделать?
Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».