Слайд 1Межличностные отношения
(урок обществознания
6 класс)
Работу выполнила:
учитель истории и обществознания
Колпикова С.Н.
МОУ СШ №118
Красноармейского района Волгограда
Слайд 2Цели и задачи:
Познакомить учащихся с сущностью и видами межличностных отношений;
Исследовать
сферу чувств как основу данных отношений;
Определить факторы, способствующие и препятствующие
их эффективному выстраиванию.
Слайд 3«Один мулла хвастался, что с любым человеком без слов найдет
общий язык. Как-то в дороге ему представился случай продемонстрировать это своим спутникам.
Встретившемуся на пути пастуху он показал указательный палец. Пастух аналогично показал ему два пальца. Далее мулла показал пастуху растопыренную ладонь с пятью пальцами. На что пастух в ответ показал ему кулак.
- Вот видите – воскликнул мулла – мы прекрасно поняли друг друга. Я ему показал палец, спрашивая «Признаешь ли Аллаха, единственного творца нашего?», а он, показав два пальца, ответил «и его и Пророка его, Мухаммеда тоже». Далее показав пять пальцев, я спросил «А соблюдаешь ли требование пять раз на дню читать намаз?», а он, показав кулак, ответил «Я крепко придерживаюсь канонов Ислама». Спутники решили узнать, так ли действительно все понял пастух. Пастух отвечал: - Он мне показал палец и я подумал, что он хочет выколоть мне глаз. На что я ему ответил, что выколю ему оба глаза. Потом он показал ладонь, видимо говоря, что ударит меня по лицу. А я ответил, что тоже дам ему кулаком по голове. Я его прекрасно понял».
Вопрос классу:
-Как вы поняли смысл притчи?
Вспомним:
Можно ли назвать личностью животное?
Что такое чувства?
Какие чувства вы знаете?
Слайд 4План урока:
Какие отношения называются межличностными
Чувства – основа межличностных отношений
Виды межличностных
отношений
Слайд 5Вопросы классу:
Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?
Почему всегда
возникает проблема выстраивания отношений с другими людьми?
Как правильно это делать?
Что при этом необходимо знать и учитывать?
Слайд 61. Какие отношения называются межличностными
Межличностные отношения – это взаимосвязи между
людьми в процессе совместной деятельности и общения
Слайд 7Задание:
Прочитайте п.1 §6 на с. 50 – 51 учебника, изучите
схему и прокомментируйте ее
Слайд 92. Чувства – основа межличностных отношений
Задание:
Прочитайте п.2 §6 на с.
51-52 учебника, обсудите чувства, которые способствуют и препятствуют развитию межличностных
отношений. Во время обсуждения заполните схему
Слайд 11Вопросы для обсуждения:
Какие люди вызывают у вас симпатию?
Всегда ли впоследствии
они оправдывают это чувство?
Какие люди вызывают у вас антипатию?
Всегда ли
ваши чувства оправданны?
Слайд 13Вопросы классу:
В чем была ошибка Элли?
Почему она неправильно думала о
разных фруктах?
От этого она выиграла или проиграла? А фрукты?
Вывод: можно
сказать, что Элли попала в плен к стереотипам.
Слайд 14 Стереотип – устойчивый образ какого – либо явления или человека,
складывающийся в условиях дефицита информации, другими словами, штамп, к которому
мы обращаемся.
Баба Яга – злая, коварная
Рыцарь Дон Кихот – благородный, самоотверженный
Слайд 15Стереотипы имеют свою сферу социального применения: используется при оценке групповой,
национальной или профессиональной принадлежности человека
Слайд 16 Создавая стереотипы, мы классифицируем поведение окружающих и пытаемся объяснить его
причины путём отнесения к уже известным явлениям, т.е. социальным стереотипам.
Например, в классе есть дети, которые носят очки. И учителя, и все школьники воспринимают их как более умных, прилежных, трудолюбивых.
Слайд 17 То же относится и к людям, у которых высокий лоб.
Эта ассоциация возникает потому, что считается, что люди с высоким
лбом имеют большое пространство для мозга.
Слайд 18 Эксперименты американского психолога Г. Олпорта показали, что испытуемые видели в
пожилых и полных мужчинах людей надежных, уверенных в себе, а
владельцев улыбающихся лиц воспринимали как умных и доброжелательных людей.
Слайд 19 Именно на стереотипности восприятия людей построена наука ФИЗИОГНОМИКА - учение
о связи между обликом человека и его принадлежностью к определенному
типу людей.
Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким – нибудь животным. По мнению Аристотеля, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями (как у свиньи) – глупость, нос, похожий на нос льва, - важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, - робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, - храбрость.
Слайд 20 Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его
внешности черты сходства с каким – нибудь животным.
По мнению
Аристотеля, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями (как у свиньи) – глупость, нос, похожий на нос льва, - важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, - робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, - храбрость.
Слайд 21При описании особенностей человека, физиогномисты использовали самые различные признаки. Так,
отмечалось, что у волевых людей губы плотно сжаты; расслабленные губы
– признак мягкости, любезности, а у глупого человека – рот вообще открыт.
Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой, холодной, насмешливой.
Слайд 22 Еще древние говорили: «Глаза – это зеркало души». Аристотель указывал,
что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости.
Слайд 23 Американские психологи пришли к выводу, что люди с темными глазами
обладают большей инициативностью и более неспокойным характером, нежели дети со
светлыми глазами. Люди с темно-серым цветом глаз упрямы и смелы, а обладатели темно-карих глаз веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы, влюбчивы, общительны.
Слайд 24 Наиболее популярны, живучи и далеко не всегда верны этнические стереотипы-образы
типичных представителей определенных наций. Даже не имея личного опыта общения,
мы наделяем иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера. Таковы наши представления о чопорности и худобе англичан, педантичности немцев, легкомыслии французов, эксцентричности итальянцев.
Слайд 25 Велика живучесть и профессиональных стереотипов: дисциплинированный военный, точный математик, строгий
прокурор, сердечная медсестра.
Слайд 26Вопросы классу:
Что такое стереотип? Приведите примеры.
Помогают они или мешают в
процессе восприятия? Ответ аргументируйте.
Какую положительную роль стереотипы играют в жизни?
В
чем отрицательная роль стереотипов?
Слайд 27Ученые установили интересную закономерность: то, как другие относятся к вам,
во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Они
называют это важнейшим законом межличностных отношений.
Слайд 283. Виды межличностных отношений
Взаимосвязи человека с другими людьми могут быть
классифицированы по различным признакам.
Задание: прочитайте текст на с.52-54 §6 учебника
и заполните таблицу.
Слайд 30Рефлексия:
Вам понравился урок?
Чему он нас научил?
Какие полезные, нужные знания вы
извлекли из урока?
Слайд 31Подведение итогов урока:
Смогли ли мы разобраться в сущности межличностных отношений?
Какова
была цель нашего урока? Достигли мы ее? Проверим это с
помощью упражнения «Метафора»
Слайд 32Упражнение «Метафора»
Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих,
какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе
не замечается.
(Выбирается один участник, который станет «предметом творчества» для остальных. Им предлагается ответить на вопросы.
Слайд 33Какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя?
Какую
картину можно было бы нарисовать к этому образу?
Какие люди могут
его окружать?
Какой интерьер или пейзаж составляет фон картины?
Какие времена все это напоминает?
Слайд 34Итак, мы убедились, что не так-то просто строить межличностные отношения.
Стоит прислушаться к заповедям древних: «Тому, кто хочет получить удовольствие
от общения, необходимо доверие к тому, с кем общаешься; вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться; уважение к тому, с кем общаешься; признание того, что он равен тебе и с ним надо общаться бережно и вежливо».
Слайд 35«Спешите делать добро» - таков был девиз Ф.П. Гааза –
врача, жившего в России в первой половине XIX в. Пусть
он станет девизом и для каждого из нас.
Слайд 36Домашнее задание
Прочитать §6 учебника
Найти пословицы и поговорки о дружбе
Слайд 37Список источников:
Шаблон https://powerpoint-shablony.ru/detskie/deti-s-pustym-plakatom.html
Притча https://mylove.ru/newmelek/diary/img-29055900-img-i-odin-mulla-hvastalsya-chto-s-lubim-chelovekom-bez-slov-naydet-obshiy-yazik
https://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/10335/
Поурочные разработки по обществознанию к учебнику под
ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, М.: Просвещение, «Вако» 2016г.