Слайд 1Молодёжная политика в Республике Беларусь
Подготовила : Чернявская М.А.
Слайд 2Государственная молодежная политика представляет собой систему социально-экономических, политических, организационных и правовых
мер, направленных на поддержку молодых белорусских граждан и позволяющих обеспечить
наиболее полное раскрытие потенциала молодежи в интересах всего общества.
Слайд 3 Молодежь является особой социально-демографической группой, включающей в себя
людей в возрасте от 14 лет до 31 года
Слайд 4 Молодежная политика белорусского государства опирается
на серьезную нормативно-правовую базу, которая создана за годы существования суверенной
Республики Беларусь.
В ее основе Конституция Республики Беларусь, которая провозглашает и закрепляет право молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие, подчеркивает обязательства государства создать все необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии страны.
Конституцию дополняют:
Закон «Об общих началах государственной молодежной политики Республики Беларусь»;
соответствующие указы Президента и постановления Совета Министров;
нормативные акты отраслевых министерств и ведомств страны, ответственных за реализацию основных направлений молодежной политики.
Слайд 5Основные принципы молодёжной политики:
сочетание государственных, общественных интересов с интересами и
правами молодых граждан;
последовательность и комплексность;
научная обоснованность;
учет интересов и потребностей молодых
граждан;
гарантированность защиты прав и интересов молодых граждан;
гласность и открытость;
участие самой молодежи в разработке и реализации молодежной политики.
Слайд 6Проект клуба молодых экспертов научно-исследовательского центра «Мизеса»
Семь сфер молодежной политики
Беларуси:
Образование;
Студенческое самоуправление;
Рынок труда;
Предпринимательство;
Жильё;
Молодая семья;
Армия.
Слайд 7ОБРАЗОВАНИЕ
Система образования Беларуси не соответствует современным
требованиям. Школы и вузы производят услуги, которые во многом не
пользуются спросом на рынке труда. Родители и дети в средних
школах лишены
возможности влиять
на учебный процесс.
Слайд 8«Сколько денег вы потратили, чтобы собрать ребенка к школе?»
Слайд 9Основные барьеры на пути развития системы образования:
Отсутствие возможности для развития
частного образования;
Чрезмерная централизация;
Уравниловка в системе образования;
Дискриминация при поступлении в вузы
по месту жительства и учебы;
Принудительное распределение студентов;
Отсутствие признания образования за рубежом;
Идеологизация образования;
Ограничения по набору студентов;
Отсутствие возможности выбора предметов;
Наличие профессионально-психологического тестирования;
Неадекватное финансирование;
Законодательный запрет домашнего образования.
Слайд 10 Основные меры молодежной политики в сфере образования :
1. Введение
образовательных ваучеров.
2. Свобода школ и университетов в выборе программ обучения
3.
Большее влияние родителей на процесс образования.
4. Снятия всех бюрократических барьеров на пути создания и функционирование частных школ.
5. Переход к полной автономии школы в проведении кадровой политики и определении зарплат учителей.
6. Свобода университетов в выборе системы вступительных экзаменов.
7. Запрет на дискриминацию месту обучения при приеме в государственные вузы.
8. Отмена принудительного распределения студентов.
9. Присоединение к Болонскому процессу.
10. Упрощение процедуры перехода из одного вуза в другой.
11. Автономия
12. Ликвидация практики одобрения
13. Расширение практики выделения кредитов
14 Снятие запрета на домашнее образование.
Слайд 11РЫНОК ТРУДА
Молодежь – наиболее мобильная - она всегда гибкая, энергичная
часть рабочей силы. Молодежь быстро реагирует к меняющемуся спросу, отслеживает
инновации и способна интегрировать их в Беларуси. Именно молодежь является основной движущей силой структурной перестройки страны.
Слайд 12Проблемы и вызовы занятости молодежи:
чрезмерное регулирование рынка труда, сложности с
наймом и увольнением работников;
высокая административная и налоговая нагрузка для юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей;
недостаточная подготовленность к условиям реальной работы после окончания большинства учебных заведений;
обязательная работа по распределению, лишающая самостоятельного выбора работы и приводящая к неэффективному распределению рабочей силы;
наличие серьезных ограничений и государственное регулирование условий контракта между нанимателем и работником, что снижает стимулы для работы на взаимовыгодной основе;
блокировка государством стимулов к нахождению лучших условий работы, карьерному росту и инновационной деятельности.
Слайд 13Основные меры молодежной политики по развитию рынка труда:
существенное снижение налоговой
нагрузки на фонд заработной платы;
развитие системы страхования по временной нетрудоспособности;
либерализация
процедуры найма на работу и увольнения;
отмена законодательной нормы об обязательной минимальной заработной плате;
отмена любых ограничений по времени и режиму работы;
ликвидация практики выписывания и ведения трудовой книжки;
создание благоприятных условий для самозанятости;
Наниматель и наемный рабочий в индивидуальном контракте вправе самостоятельно определять размер выходного пособия и выплат по больничным листам.
Слайд 14ЖИЛЬЁ
Свое жилье – это основа большой,
крепкой семьи, успешной трудовой карьеры, душевного комфорта и творческой самореализации.
Чтобы купить квартиру
белорусу со средним
уровнем дохода нужно
работать почти 30 лет.
Слайд 17Основные проблемы и препятствия для развития рынка жилья:
Макроэкономическая нестабильность, неразвитость
финансовых институтов и политика антисбережения.
Забюрократизированность строительного рынка.
Монополистические практики государства.
Ловушка занятости
по распределению.
Благие намерения закона по льготному кредитованию жилья.
Дороговизна и недоступность жилья
Ограничение предложения строительных услуг
Неразвитость жилищных товариществ.
Слайд 18Основные меры жилищной молодежной политики:
открытие строительного рынка Беларуси для
зарубежных строительных компаний, что увеличит предложение жилья и конкуренцию на
данном рынке;
упрощение процесса сбора необходимой документации для строительства дома;
прекращение строительства так называемого социального жилья (по стоимости гораздо ниже рыночной) за счет остальных участников кооператива путем распределения сверхнормативных затрат;
поощрение предприятий, осуществляющих жилищное строительство для своих сотрудников;
отмена 13-процентного налога в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства;
реализация принципа одного окна, когда все услуги по оценке строительного проекта оказываются в одном месте;
создание условий для динамичного развития частной банковской и страховой систем;
развитие системы жилищных товариществ.
Слайд 19Молодая семья
С каждым годом белорусов становится
все меньше и меньше. Примерно 2,5 тысячи человек в год
кончают жизнь самоубийством. По уровню потребления алкоголя Беларусь и интенсивности курения мы входим в число самых неблагополучных стран в мире.
Слайд 20Из 700тыс семей, стоящих в очереди на получение жилья:
Ежегодно улучшать
жилищные условия могут только 6тыс семей, что составляет примерно 3
% от стоящих на учёте. При таком темпе расчетное время пребывания на квартирном учете молодых семей превысит 30 лет
Слайд 22Основные проблемы молодой семьи:
Отсутствие жилья и резкая ограниченность способов его
приобретения;
Некачественная институциональная среда и система мотивации для создания семьей и
рождения детей;
Неадекватная материальная поддержка матери при рождении ребенка;
Слабая поддержка многодетных семей;
Неадекватная и неэффективная система дошкольного воспитания;
Неэффективность организации школьного питания;
Неразвитая инфраструктура для физкультуры и детского спорта.
Слайд 23Основные меры по поддержке молодой семьи:
Строительство общежитий для учащейся и
работающей молодежи;
Поддержка беременной женщины;
Пособие по уходу за ребенком старше трех
лет;
Пособия многодетным семьям;
Введение системы медицинского страхования школьников и студентов;
Поддержка дошкольного воспитания;
Модернизация системы питания детей в школах;
Поддержка физкультуры и здорового образа жизни.
Слайд 24АРМИЯ
Создание в армии приемлемых условий
работы и жизни – это важнейшая часть политики государства.
Призывная армия является источником социального напряжения и опасности в первую очередь для тех ребят, кто в ней служит, их родных и близких.
Будущее белорусских вооруженных сил – в формировании полноценной, боеготовой контрактной армии.
Слайд 25Количество преступлений в армии снижается однако в непрофессиональной армии невозможно
избавиться от дедовщины и других форм вопиющего нарушения фундаментальных прав
человека.
Слайд 26Почему необходима реформа белорусской армии?
Несоответствие вооруженных сил Республики Беларусь современным
вызовам и угрозам в сфере национальной безопасности;
Дефицит финансовых средств и
ресурсов для поддержания большой армии;
Высокие упущенные выгоды экономики от призыва молодежи в армию;
Дедовщина и неуставные отношения;
Бюрократия военных комиссий и комиссариатов.
Перенос негативных армейских практик в гражданскую жизнь.
Слайд 27Основные меры по реформе вооруженных сил:
Переход на качественно новый принцип
комплектования вооруженных сил: профессиональную армию, состоящую исключительно из военнослужащих контрактников;
Сокращение
общей численности вооруженных сил Республики Беларусь;
Постоянный парламентский контроль над деятельностью вооруженных сил;
Проведение широких общественных дискуссий по широкому спектру вопросов, связанных с функционированием и реформой армии;
Материальная, моральная и социальная мотивация солдат и офицеров контрактников;
Разработка вместе с молодежными организациями и гражданским обществом новой Концепции национальной безопасности;
Отделение армии от коммерции.
Слайд 28Результаты социальных опросов молодёжи Беларуси
Социальное самочувствие молодежи:
«В какой мере Вас
устраивает сейчас Ваша жизнь?»
Слайд 29Оценка молодежью социально-экономической и политической обстановки в стране:
«Как, на Ваш
взгляд, меняется социально-экономическая ситуация в Беларуси?»
Слайд 30«Согласны ли Вы с утверждением, что Беларусь развивается в правильном направлении?»
Слайд 31Уровень доверия социальным институтам
«В какой степени Вы доверяете следующим социальным институтам?»
Слайд 32Отношение к молодежным организациям
«Как Вы считаете, чем обусловлено в первую
очередь участие молодого человека в деятельности общественных объединений?»
Слайд 33«Молодежные организации какой направленности Вам интересны?»