Слайд 1«Молодёжные субкультуры как фактор формирования современной картины мира»
Баженова Ольга Александровна
11
«1» класс, МОУ «СОШ №14»
Научный руководитель –
Ерофеева Наталья Николаевна
Слайд 2 Введение:
Целью работы является определение социализирующих и коррекционных возможностей неформального
молодежного объединения для развития личности молодого человека.
Объект исследования –
неформальные молодежные объединения.
Предмет исследования – факторы, способствующие социализации молодых людей, членов неформального объединения.
Задачей моего исследования стало изучение различных видов неформальных молодежных объединений, их отличий друг от друга, основных идей, форм организации, элементов субкультуры, отношение к другим организациям, связь с обществом. При работе я опиралась на исследования С.А.Сергеева, В.Т. Лисовского, А.И. Кравченко. Также я использовала материалы омского молодежного журнала «Real Экстрим» и другие (см. список литературы) .
Понятия
Cоциальная картина мира- совокупность мотивационных установок деятельностного
социального субъекта.
Под деятельностным социальным субъектом подразумеваем, как человека, так и человечество в целом, причём на уровне «зрелости».
Для человечества таким уровнем является цивилизация.
Близкие явления хобби и фэндом.
Слайд 4Субкультура-свод накопленных определений мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объеденённых
специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.
Слайд 5 Многие отечественные молодежные субкультуры — явление органическое, а не
привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности
во многих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и российской ментальности.
Особенность отечественных молодежных субкультур и в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.
Слайд 6Классификация молодежных субкультур С. А. Сергеева
Романтико-эскапистские субкультуры (хиппи,
индеанисты, толкинисты, с известными оговорками – байкеры)
Хиппи
. Одна из самых старых молодужных субкультур
Внешний вид:
Длинные распущенные волосы, джинсы или
джинсовая куртка, иногда балахон
неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» т.е. самодельные браслеты или бусы. В Омске хиппи находятся в упадке.Частично вытеснены субкультурой ролевиков.
Слайд 7
Рэйверы.
Обычно рэйверов относят к
музыкантам. В России распространяется с начала 90-х гг. В музыкальном
отношении стиль рэйв — преемник стилей техно и эйсид. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни — ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности психостимуляторов амфетаминового ряда («экстэзи», «скорость»). Принятие стимуляторов и галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры
гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.)
Слайд 8криминально- делинквентные («гопники», «люберы»)
Гопники
Они быстро
проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов, роллеров и т.д. Любой подросток, заподозренный в принадлежности к той или иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен.
Слайд 9анархо-нигилистические (панки)
экстремистские политизированные
Мировоззрение: быть врагом системы всегда
и везде, ниспровергать традиционные культурные и моральные ценности.
Внешний образ: нарочито
небрежная одежда, часто купленная в second-hand, железные побрякушки, часто сделанные своими руками, тяжелые ботинки либо, наоборот, кеды, шокирующие прически, провокационные надписи на
футболках, сумках и значках.
Музыкальные предпочтения:
панк-рок, грандж, иногда – русский
рок
Слайд 10Славянские субкультуры – субкультуры, которые объединяют под собой совокупность течений,
которые выросли на почве верований и предпочтений дохристианских и ранних
христианских времен. Появление современного язычества как субкультуры датируется концом восьмидесятых годов. . Основной этап ее развития пришелся на девяностые года, хотя она продолжает совершенствоваться и по сей день.
Слайд 11Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках
одиночество
непонимание
родителей
стремление к защищенности
обособленность
подражание
группирование
свобода
стремление компенсировать недостатки традиционных институтов
семьи и школы.
Эмоциональная насыщенность общения
Слайд 12Черты характера, которые нравятся в подростках из группировок:
умение постоять за
себя (54%),
смелость (40%),
независимость (35 %).
Слайд 13Три «модели» отношения к «неформалам» по Л.Жуховицкому
1. не относиться никак,
т.е. просто принимать их как факт, спокойно и с пониманием;
2. более трудоемкая, но и более продуктивная – поощрять и стимулировать их творческое начало, выделяя хотя бы скромные средства на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали;
3. считать «неформалов» датчиками на теле эпохи, внимательно изучать их показания и не обижаться на этот нестандартный инструмент познания.
Слайд 14 Заключение:
График, основанный на проведённом мною тесте:
Слайд 151.Знакомы ли Вы с понятием «субкультура»?
2.Если да, то какие направления
молодёжных субкультур Вы знаете?
3.Принадлежите ли Вы к какой либо молодёжной
субкультуре?
4.Нужны ли обществу молодёжные субкультуры?
Слайд 16Список литературы:
1. Волков Ю.Г. Социология. – М.: Гардарики, 2000.
2. Жуховицкий
Л. Что же делать с этой молодежью?// Юность, 1988, №9.
3.
Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.- 190 с.
4. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с.
5. Лисовский В.Т. Советское студенчество: соц. очерки. – М.: Высшая школа, 1990. – 304 с.
6. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова. – М.: издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 672 с.
7. «Real Экстрим» журнал об экстремальном спорте и развлечениях. Пилотный выпуск. Август 2004.