Слайд 1Презентацию выполнила
Анна Сергеевна Бочарова,
Учитель МХК 
МОУ лицея №12
г. Люберцы Московской
                                                            
                                    
области 
Аполлинарий 
Михайлович 
Васнецов. 
«На рассвете у
Воскресенского
моста.
Конец XVII века» 
1900,
                                    ГТГ
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Аполлинарий  Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец
                                                            
                                    
XVII века» 1900, ГТГ
	Полотно ≪На рассвете у Воскресенского моста≫ при-
надлежит
                                    к числу наиболее известных и удачных исторических пейзажей Аполлинария Васнецова. Написанное в пору первого увлечения художника старой Москвой, оно счастливо избежало ≪археологической≫ суховатости, почти неизбежной при слишком глубоком погружении в омут архитектурно-исторической реконструкции.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Аполлинарий  Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец
                                                            
                                    
XVII века» 1900, ГТГ
	Благодаря мягкому, ≪из ниоткуда≫, освещению, Москва
кажется немного
                                    нездешней, сказочной. Рассвет едва-едва занимается, Воскресенский мост, всегда такой оживленный, безлюден, лавки закрыты. И эта пустынность тоже добавляет очарованно-сказочных черт образу Москвы. 
	Если искать каких-то соответствий картине, то мы найдем их не у собратий Васнецова по кисти, а у М. П. Мусоргского. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Аполлинарий  Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец
                                                            
                                    
XVII века» 1900, ГТГ
	Благодаря мягкому, ≪из ниоткуда≫, освещению, Москва кажется
                                    немного нездешней, сказочной. 
	Рассвет едва-едва занимается, Воскресенский мост, всегда такой оживленный, безлюден, лавки закрыты. 
	И эта пустынность тоже добавляет очарованно-сказочных черт образу Москвы. 
	
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Аполлинарий  Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец
                                                            
                                    
XVII века» 1900, ГТГ
	Увлечение А. Васнецова ≪старой Москвой≫ началось в
                                    1891 году, когда он иллюстрировал
лермонтовскую ≪Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова≫. Нужен был вид Кремля из Замоскворечья — естественно, вид XVI века. Художник подошел к поставленной перед ним задаче с
максимальной добросовестностью — изучал старинные планы города, собирал материалы в архивах и библиотеках.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Аполлинарий  Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец
                                                            
                                    
XVII века» 1900, ГТГ
	Увлеченное знакомство с
Москвой, ≪вживание≫ в нее (как
                                    раз в 1891 году Васнецов окончательно обосновался в первопрестольной) стало для нашего героя судьбоносным. В своей ≪Автобиографической записке≫
он впоследствии отмечал: ≪Моя склонность к пейзажам исторического характера проявлялась в продолжение всей моей художественной деятельности, но первое более ясное выражение этого сказалось, когда я перебрался в Москву в 1891 году и поселился против самого Кремля≫.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Аполлинарий  Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец
                                                            
                                    
XVII века» 1900, ГТГ
	В 1897 году Васнецову вновь пришлось обратиться
                                    к старомосковской теме, работая над декорациями к ≪Хованщине≫ М. П. Мусоргского. И вновь мастер с головой погрузился в далекую эпоху, чувствуя, что она занимает его все больше и больше. Декорации были готовы, а Васнецов все не мог расстаться с темой. ≪Я теперь занят "старой Москвой", — писал он в 1899 году художнику Н. Н. Хохрякову, — и собираю по ней материал. Один холст подмалеван, другой в контурах. Работа очень интересная, и другого ничего не хочется делать≫. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Аполлинарий  Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец
                                                            
                                    
XVII века» 1900, ГТГ
	Постепенно А. Васнецов овладевал материалами по истории
                                    Москвы, разыскивая их в архивах, библиотеках, музеях. 
	Его интересовали старинные планы города, иконы и летописные миниатюры, на которых присутствовали те или иные московские здания, давно стертые с лица земли пожаром или неумолимым ходом времени. 
	В том же 1900 году Васнецов совершил полет над Москвой на воздушном шаре, изучая городской ландшафт — расположение возвышенностей, рек и тому подобных ≪подробностей≫.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Аполлинарий  Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец
                                                            
                                    
XVII века» 1900, ГТГ
	Однако основу творческого метода мастера составляло отнюдь
                                    не только скрупулезное собирание информации.
	Сам он писал: ≪Для художника, воссоздающего жизнь
прошлого, важно помимо сухого исторического материала нечто другое, что дает ему возможность "проникать« в это прошлое. Эта способность чисто творческая, где воображение и представление руководят работой художника несравненно в большей степени, чем какой бы то ни было сухой материал...»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Аполлинарий  Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец
                                                            
                                    
XVII века» 1900, ГТГ
«Утро красит нежным светом...
Арсенальная башня
≪Рельеф≫ левой, возвышенной,
                                    части городского пейзажа определяет мощный силуэт угловой
Арсенальной башни Кремля, контролировавшей
переправу через реку Неглинную. Арсенальная
башня была выстроена в 1492 году, а в 1680-х годах над нею возвели восьмигранный шатер, изображенный Васнецовым.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Аполлинарий  Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец
                                                            
                                    
XVII века» 1900, ГТГ
«Утро красит нежным светом...
Кутафья башня
В правой части
                                    картины Васнецов изобразил Кутафью башню — единственную предмостную башню, сохранившуюся до наших дней (именно через нее проходят сегодня в Кремль экскурсанты). Она была построена в 1516 году в конце Троицкого моста, напротив Троицкой башни Кремля.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Аполлинарий  Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец
                                                            
                                    
XVII века» 1900, ГТГ
«Утро красит нежным светом...
Кремлевские храмы
За стеной видны
                                    храмы Кремля и колокольня Ивана Великого, долгое время остававшаяся самым высоким зданием в Москве. Золотые купола выглядят тусклыми,
матовыми: солнце еще не успело взойти и оживить их своими лучами.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Аполлинарий  Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец
                                                            
                                    
XVII века» 1900, ГТГ
«Утро красит нежным светом...
Воскресенский мост
Построенный в 1601—03
                                    годах Воскресенский мост через реку Неглинную был первым каменным мостом в Москве. Он находился на территории нынешней Манежной площади, возле Воскресенских (Иверских ворот, и соединял Белый город с районом Кремля и Китай-города. Еще в XVI веке реку возле Воскресенского моста пере городили плотиной, а возле нее поставили мельницы. Вблизи моста и на нем самом шел бойкий торг, здесь располагалось
множество лавок, торговавших снедью —главным образом сластями: пряниками и ≪сахарным хрустом≫ (леденцами). После большого московского пожара 1812 года Неглинку перекрыли сводами, а мост засыпали землей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Аполлинарий  Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец
                                                            
                                    
XVII века» 1900, ГТГ
«Утро красит нежным светом...
Цветущий сад
Правая нижняя часть
                                    картины отдана живописному cстолпотворению зданий и усадеб Белого города. В саду одной из усадеб видна цветущая сирень —Васнецов указывает нам не только на эпоху и время суток, но и на сезон. Итак, Москва, XVII век, рассвет, поздняя весна.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Аполлинарий  Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец
                                                            
                                    
XVII века» 1900, ГТГ
«Утро красит нежным светом...
Деревянная Москва
В XVIIвеке большая
                                    часть строений Китай-города и Белого города все еще была деревянной, хотя правительство,
боясь пожаров, всячески пыталось склонить горожан к строительству каменных жилищ. Москвичи, однако, не торопились откликаться на ≪правительственные инициативы≫: бытовало убеждение, что в каменных домах жить нездорово.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Арсенальная башня
Кутафья башня
Кремлёвские храмы
Воскресенский мост
Цветущий сад
Деревянная Москва 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Источники:
Оформление
http://images.yandex.ru/
Текст:
Еженедельное издание
 «50 художников. Шедевры русской живописи. 
А. Васнецов №64»