Разделы презентаций


Нарушения письма

Содержание

Нарушение письмаНарушение письма принято рассматривать в трёх парадигмахСвязана с законами нормального овладения навыком письма.В рамках этой парадигмы говорится об ошибках особого характера: "ошибки роста", "функциональные ошибки", "физиологические ошибки" (по Ананьеву Б.Г.)Не

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Нарушение письма
Работу выполнили:
Студентки 304 группы
Денисова В.
Молодцова Д.
Черкасина А.
Преподаватель:
Профессор Иншакова О.Б.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Нарушение письмаРаботу выполнили:Студентки 304 группыДенисова В.Молодцова Д.Черкасина А.Преподаватель:Профессор Иншакова О.Б.ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ

Слайд 2Нарушение письма
Нарушение письма принято рассматривать в трёх парадигмах
Связана с законами

нормального овладения навыком письма.
В рамках этой парадигмы говорится об ошибках

особого характера: "ошибки роста", "функциональные ошибки", "физиологические ошибки" (по Ананьеву Б.Г.)

Не имеют ничего общего с расстройством механизма письма, появляются и пропадают только в период усвоения программы обучения письму.

Нарушение письмаНарушение письма принято рассматривать в трёх парадигмахСвязана с законами нормального овладения навыком письма.В рамках этой парадигмы

Слайд 3Нарушение письма
2. Связана с трудностями овладения письма, которые возникают на

фоне задержанного развития.

Задержка какой-либо функции, отклонение в формировании функции, которая

не достигла своего уровня зрелости.

Дидактогенные проблемы
по причинам дидактического характера
по причинам гармонического характера

Ребёнок будет овладевать навыком письма, но требуется помощь.

Нарушение письма2. Связана с трудностями овладения письма, которые возникают на фоне задержанного развития.Задержка какой-либо функции, отклонение в

Слайд 4Нарушение письма
3. Связана с нарушением навыка овладения письмом
Носят индивидуальный характер.
Возникает

под влиянием различных паталогических факторов
Ошибки не укладываются в рамки нормальных

закономерностей развития навыка.

Будут встречаться во всех видах письма, но количество может быть разное, характер будет оставаться одинаковым.

Нарушение письма3. Связана с нарушением навыка овладения письмомНосят индивидуальный характер.Возникает под влиянием различных паталогических факторовОшибки не укладываются

Слайд 5Нарушение процесса письма
Аграфия
Дизорфография
Дисграфия
Акустическая
Оптическая
Аграмматическая
Артикуляторно-акустическая
На фоне нарушения языкового анализа и синтеза

Нарушение процесса письмаАграфияДизорфографияДисграфияАкустическаяОптическаяАграмматическаяАртикуляторно-акустическаяНа фоне нарушения языкового анализа и синтеза

Слайд 6Виды нарушений письма
Дисграфические ошибки
Связаны с несоблюдением фонематического принципа письма
Дизорфографические ошибки
Связаны

с нарушением в усвоении и использовании морфологического принципа письма

Виды нарушений письмаДисграфические ошибкиСвязаны с несоблюдением фонематического принципа письмаДизорфографические ошибкиСвязаны с нарушением в усвоении и использовании морфологического

Слайд 7Дисграфия
— это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии

интеллекта.
В нашей традиции принято различать нарушение письма (дисграфия) и нарушение

чтения (дислексия).

За рубежом используется термин дислéксия (dislexia), который обозначает:

нарушение чтения,
нарушение письма,
нарушение овладения нотными знаками,
акалькулию

Дисграфия— это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.В нашей традиции принято различать нарушение письма

Слайд 8Дисграфия
Изучается как у взрослых, так и у детей
Однако причины возникновения

этого нарушения разные
У взрослых
У детей
В результате инсульта и др. причин


Афазия, часто сопровождающаяся на первых этапах аграфией.

При выходе их такого состояния возникает дисграфия.


Связана с нарушением развития.

Дизонтогенез становления речевой функции и функции письма.

Дисграфия


ДисграфияИзучается как у взрослых, так и у детейОднако причины возникновения этого нарушения разныеУ взрослыхУ детейВ результате инсульта

Слайд 9Динамика нарушения
Регридиентный тип
Npsi обследование:
интеллект на границе высокой нормы;
недостаточность развития

отдельного компонента;
речевые недостатки встречаются редко, не ярко выражены.
При корригировании всех

отстающих функций –> норма и выше.

Неравномерность развития психических функций.

Задержка показателей развития.

Динамика нарушенияРегридиентный типNpsi обследование: интеллект на границе высокой нормы;недостаточность развития отдельного компонента;речевые недостатки встречаются редко, не ярко

Слайд 10Стационарный тип
Npsi обследование указывает на нарушения многих когнитивных компонентов, которые

участвуют в процессе письма. Помимо этого часто обнаруживается сниженный показатель

функции 1ФБ мозга.
-> этих детей нужно сопровождать на всем периоде начального обучения + помощь нейропсихолога

Большое количество ошибок.

"Волнообразное течение" от нач. года к концу года.

Стационарный типNpsi обследование указывает на нарушения многих когнитивных компонентов, которые участвуют в процессе письма. Помимо этого часто

Слайд 11Прогредиентный тип.
Количество ошибок будет постоянно увеличиваться.
Манифестация ДГ происходит только во

2 классе. В 1 классе этих детей можно обнаружить только

по анамнезу, по количеству ошибок - норма.

Исследование когнитивных функций покажет на недостаточность когнитивных функций программирования и контроля и организации серийных движений - нарушение моторного компонента. Т.е. идиомоторная диспраксия.

Устная речь детей, как правило, не нарушена.

Показатель интеллекта приближен к низкой границе нормы.

Прогредиентный тип.Количество ошибок будет постоянно увеличиваться.Манифестация ДГ происходит только во 2 классе. В 1 классе этих детей

Слайд 12Подходы к изучению дисграфии
1. Психофизиологический подход
Классификация О.А. Токаревой
Дисграфия рассматривается как

следствие нарушения аналитико-синтетической деятельности анализаторов.
Акустическая
Оптическая
Моторная
• на фоне нарушения фонематического восприятия;
• на фоне

нарушенного звукового анализа и синтеза.

У детей отмечаются неустойчивые зрительные впечатления и представления.

Ребенок не может вспомнить нужные речевые движения


воспроизводит ошибочные артикуляции

отображение на письме.


Подходы к изучению дисграфии1. Психофизиологический подходКлассификация О.А. ТокаревойДисграфия рассматривается как следствие нарушения аналитико-синтетической деятельности анализаторов.АкустическаяОптическаяМоторная•	на фоне нарушения

Слайд 132. Клинико-психологический подход
Классификация А.Н. Корнева
Дисграфия рассматривается как один из симптомов,

входящих в комплекс других, преимущественно неврологических или энцефалопатических нарушений
Дисграфия
Дисфонологические
Метаязыковые
Паралитическая
Вследствие нарушений

языкового анализа и синтеза

Фонематическая

Диспраксические (моторные)

2. Клинико-психологический подходКлассификация А.Н. КорневаДисграфия рассматривается как один из симптомов, входящих в комплекс других, преимущественно неврологических или

Слайд 143. Нейропсихологический подход
Нарушения письма рассматриваются как нарушения формирования и развития

высших психических функций
Варианты трудностей письма
(по Т.В. Ахутиной)
Виды нарушений письма
(по

А.Л. Сиротнюк)

По типу регуляторной дисграфии;
Дисграфия, обусловленная трудностями поддержания рабочего состояния, активного тонуса коры головного мозга;
Зрительно-пространственную дисграфию по правополушарному принципу

Речевые дисграфии (моторная и сенсорная);
Неречевые дисграфии (гностические);
Дисграфии как нарушение (или несформированность) целенаправленного поведения, его организации и контроля, несформированности мотивов

3. Нейропсихологический подходНарушения письма рассматриваются как нарушения формирования и развития высших психических функцийВарианты трудностей письма (по Т.В.

Слайд 154. Логопедический подход
Дисграфия у детей рассматривается как речевое нарушение (является

нарушением функционирования речевой системы)
Классификация Р.И. Лалаевой
Дисграфия
Акустическая
Оптическая
Аграмматическая
Артикуляторно-акустическая
На фоне нарушения языкового анализа

и синтеза
4. Логопедический подходДисграфия у детей рассматривается как речевое нарушение (является нарушением функционирования речевой системы)Классификация Р.И. ЛалаевойДисграфияАкустическаяОптическаяАграмматическаяАртикуляторно-акустическаяНа фоне

Слайд 16Симптоматика дисграфии
Проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма:
Искажения

и замены
Искажения звукослоговой структуры слова
Нарушения слитности написания отдельных слов в

предложении

Аграмматизмы на письме

Симптоматика дисграфииПроявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма:Искажения и заменыИскажения звукослоговой структуры словаНарушения слитности написания

Слайд 17Симптоматика (продолжение)
Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой
Неврологическими нарушениями
Нарушением познавательной деятельности
Нарушением

внимания, восприятия, памяти
Психическими нарушениями
Неречевые симптомы совместно с нарушением письма входят

в структуру нервно-психических расстройств (при алалии, дизартрии и др.)
Симптоматика (продолжение)Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикойНеврологическими нарушениямиНарушением познавательной деятельностиНарушением внимания, восприятия, памятиПсихическими нарушениямиНеречевые симптомы совместно с

Слайд 18Дизорфография
Это стойкое и специфическое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями

и навыками
(Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова и др.)
Проявляется

в структуре общего недоразвития речи

Характеризуется полиморфными нарушениями в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками, обусловленными несформированностью языковых обобщений

ДизорфографияЭто стойкое и специфическое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками (Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В.

Слайд 19Симптоматика
стойкостью,
прогрессирующей динамикой,
невозможностью овладеть новыми орфографическими правилами по причине неусвоения

предыдущих правил.
Характеризуется

Симптоматикастойкостью, прогрессирующей динамикой,невозможностью овладеть новыми орфографическими правилами по причине неусвоения предыдущих правил. Характеризуется

Слайд 20
Симптоматика (продолжение)
• нечётко владеют учебной терминологией (понятия «звук», «слог», «гласные», «согласные»)
• не

умеют пересказывать своими словами правила правописания и применять их на

письме,

• затрудняются при распознавании «ошибкоопасных мест» (термин М.Р. Львова) в слове,

• «не узнают» встретившуюся орфограмму, не находят в словах тех букв и их сочетаний, которые требуют проверки (ОРО, ОЛО, СТН, ЧК, ЧН).

?

Ворона
или
Варона

Симптоматика (продолжение)•	нечётко владеют учебной терминологией (понятия «звук», «слог», «гласные», «согласные»)•	не умеют пересказывать своими словами правила правописания и

Слайд 21Источники
Иншакова, О.Б. - лекции
Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед.

высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е

изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитр.изд.центр Владос, 2007, - 703с.
Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 173, [1]с.: ил. – (Библиотека логопеда).

ИсточникиИншакова, О.Б. - лекцииЛогопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С.

Слайд 23Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
Московский Педагогический Государственный

Университет
Презентацию подготовили
студентки дефектологического факультета
отделения логопедии 304 группы
Денисова Варвара
Молодцова Дарья
Черкасина Анастасия
Нарушения

чтения
Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение высшего профессионального образованияМосковский Педагогический Государственный УниверситетПрезентацию подготовилистудентки дефектологического факультетаотделения логопедии 304 группыДенисова

Слайд 24Нарушения чтения
Интеллект – норма
Ребёнок не успевает по нескольким предметам
Особенности чтения:
Трудности

слияния букв в слоги и слова
долго сохраняются непродуктивные способы чтения
Много

разных ошибок устойчивого характера

Благоприятный прогноз: нарушение чтения преодолевается полностью

Интеллект – высокий
Ребёнок не успевает только по чтению
Особенности чтения:
Стойкая неспособность овладения слогослияниями и автоматизированным чтением
За весь год обучения может усвоить 10-15 букв
Может знать все буквы, но не может образовывать слог
Много ошибок более стойкого характера
Неблагоприятный прогноз: нарушение чтения наблюдается в течение всей жизни

Нарушения чтения

Дислексия

Нарушения чтенияИнтеллект – нормаРебёнок не успевает по нескольким предметамОсобенности чтения:Трудности слияния букв в слоги и словадолго сохраняются

Слайд 25Дислексия
Дислексия (от dis — нарушение и греч. lexsikos — касающийся

слова, речи) — комплексное нарушение чтения и письма (письменной речи)

у детей с нормальным интеллектом при нормальных социокультурных условиях развития.
ДислексияДислексия (от dis — нарушение и греч. lexsikos — касающийся слова, речи) — комплексное нарушение чтения и

Слайд 26Дислексия




«Дислексия – частичное расстройство чтения, основным симптомом которого является наличие

специфических ошибок»
И. Н. Садовникова
«Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся

в многочисленных ошибках стойкого характера,

обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением»

Р. И. Лалаева:

«Дислексия – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный уровень IQ и речевого развития, отсутствие нарушений зрения и слуха, сохранную устную речь и оптимальные условия обучения»
А. Н. Корнев

Дислексия –несформированность/ серьёзные трудности овладения правильным и быстрым чтением (или письмом)
К дислексии относят трудности восприятия: чтение, письмо, нотная грамота, математика.

Зарубежный взгляд

Дислексия«Дислексия – частичное расстройство чтения, основным симптомом которого является наличие специфических ошибок»И. Н. Садовникова«Дислексия – частичное нарушение

Слайд 27Ребёнок не осваивает буквы (10-12 букв)
Не осваивает слоги из 2-3

букв
Слова читает целиком по отношению к картинке
Старается избегать уроков чтения
Урок

чтения является стрессом для ребёнка

Частые ошибки в устной речи
Медленное чтение с ошибками
Трудности восприятия сукцессивных рядов
Трудности пространственно-временной ориентации
Ошибки в письменных работах

Проявления дислексии у детей

Ребёнок не осваивает буквы (10-12 букв)Не осваивает слоги из 2-3 буквСлова читает целиком по отношению к картинкеСтарается

Слайд 28Ошибки при чтении
Замена букв по оптическому сходству
Замена и смешение фонетически

близких звуков при чтении
Побуквенное чтение (нарушение слияния звуков в слоги

и слова)
Пропуск звуков
Добавление лишних звуков

Перестановка слогов
Перемена букв местами
Повторы/реверсии в обратном направлении
Аграмматизмы при чтении
Пропуск строк
Потеря строки во время чтения

Ошибки при чтенииЗамена букв по оптическому сходствуЗамена и смешение фонетически близких звуков при чтенииПобуквенное чтение (нарушение слияния

Слайд 29Теория
речевого дефицита
Современные
теории дислексии
Теория
зрительного дефицита
Нарушения речи мешают овладеть

технической стороной чтения
Дислексические трудности вызваны особенностями зрительной обработки информации (при

нормальном физическом зрении)

Врожденная «словесная слепота».

Теория речевого дефицитаСовременные теории дислексииТеория зрительного дефицитаНарушения речи мешают овладеть технической стороной чтенияДислексические трудности вызваны особенностями зрительной

Слайд 30Теория речевого дефицита
Нарушения речи мешают овладеть технической стороной чтения.
На протяжении

всей начальной школы наблюдается медленная скорость чтения
Долго сохраняется непродуктивный способ

чтения:
Чтение по буквам
Отрывистое слоговое чтение
Звуковое чтение с очень большими интервалами
Поочерёдное чередование звуков и букв
Теория речевого дефицитаНарушения речи мешают овладеть технической стороной чтения.На протяжении всей начальной школы наблюдается медленная скорость чтенияДолго

Слайд 31Теория речевого дефицита
Ошибки чтения:
Замена букв по оптическому сходству
Повторы, реверсии
Смешение согласных

букв
Смешение гласных букв
Ошибки ударения
Пропуски букв
Антиципация букв
Потеря строки во время чтения
Отсутствие

выразительности

Нарушение технической стороны чтения может быть изолированным (ребёнок читает медленно, но понимает текст и может пересказать)

Теория речевого дефицитаОшибки чтения:Замена букв по оптическому сходствуПовторы, реверсииСмешение согласных буквСмешение гласных буквОшибки ударенияПропуски буквАнтиципация буквПотеря строки

Слайд 32Теория речевого дефицита
Смысловая сторона чтения:
Невозможность самостоятельного пересказа
Отсутствие смысловой адекватности
Невозможность программирования

текста при пересказе
Страдает связность
Бедное лексическое оформление
Грамматические ошибки

Теория речевого дефицитаСмысловая сторона чтения:Невозможность самостоятельного пересказаОтсутствие смысловой адекватностиНевозможность программирования текста при пересказеСтрадает связностьБедное лексическое оформлениеГрамматические ошибки

Слайд 33Теория зрительного дефицита
Чтение при дислексии зависит от освещения. Имеются особенности

работы коры головного мозга, проецирующей звучание на зрительную кору.
Специфика чтения

при дислексии:
Правильно читают только первое слово
Видят промежутки между буквами
Текст движется (буквы пульсируют, вращаются, вибрируют, пропадают)
Теория зрительного дефицитаЧтение при дислексии зависит от освещения. Имеются особенности работы коры головного мозга, проецирующей звучание на

Слайд 34Теория зрительного дефицита
Специфика чтения при дислексии:
Нарушено зрительное распознавание элементов

букв, текста (текст закручивается, строчки нелинейны)
С трудом читают текст на

широком формате
Теория зрительного дефицитаСпецифика чтения при дислексии: Нарушено зрительное распознавание элементов букв, текста (текст закручивается, строчки нелинейны)С трудом

Слайд 35Теория зрительного дефицита
Ошибки чтения:
Дети не могут запомнить образ букв
Путают графически

сходные буквы
Теряют строку
Пропуск строки
Реверсия во время чтения

Теория зрительного дефицитаОшибки чтения:Дети не могут запомнить образ буквПутают графически сходные буквыТеряют строкуПропуск строкиРеверсия во время чтения

Слайд 36Виды дислексии
Проявления:
замены фонетически близких звуков при чтении
трудности усвоения букв, обозначающих

акустически и артикуляторно сходные звуки б-п, д-т, с-ш, ж-ш.
Причины: нарушения

формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза.

Фонематическая дислексия.

1. Нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциация фонем)

Виды дислексииПроявления:замены фонетически близких звуков при чтениитрудности усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки б-п, д-т,

Слайд 372. Нарушение чтения, обусловленное недоразвитием фонематического анализа
Проявления:
побуквенное чтение
искажение звукослоговой структуры

слова:
-пропуски согласных при стечении
СКАМЕЙКА – КАМЕКА
вставки гласных между согласными


ТАСКАЛИ – ТАСАКАЛИ
перестановки звуков
АРБУЗ – РАБУЗ
пропуски и перестановки слогов КАВАНА

Фонематическая дислексия.

2. Нарушение чтения, обусловленное недоразвитием фонематического анализаПроявления:побуквенное чтениеискажение звукослоговой структуры слова:-пропуски согласных при стечении СКАМЕЙКА – КАМЕКАвставки

Слайд 38Аграмматическая дислексия.
Проявления:
аграмматизмы при чтении (морфологические и морфосинтаксические)
нарушение согласования,

управления
неправильное воспроизведение окончаний, префиксов, суффиксов
изменение грамматических форм слов.
Причины: Недоразвитие грамматического

строя речи, морфологических и синтаксических обобщений
(словоизменение, словообразование, связь слов в предложении).
Аграмматическая дислексия. Проявления:аграмматизмы при чтении (морфологические и морфосинтаксические) нарушение согласования, управлениянеправильное воспроизведение окончаний, префиксов, суффиксовизменение грамматических форм

Слайд 39
Аграмматическая дислексия.
Изменение падежных окончаний существительных
Изменение числа имени существительного,

местоимения

ОТКРЫЛ ФОРТОЧКА, У ТОВАРИЩАХ
Неправильное согласование в роде, числе и

падеже существительного и прилагательного, прилагательного и местоимения


Изменение окончаний глаголов 3 лица прошедшего времени

СКАЗКА ИНТЕРЕСНОЕ, НАШ РАКЕТА

ПИСЬМА - ПИСЬМО

Изменение формы, времени и вида глаголов


ЭТО БЫЛ СТРАНА,
НЕ ХОТЕЛОСЬ - НЕ ХОТЕЛИ

ОБЪЯВИЛИ - ОБЪЯВЛЯЛИ, ВИДИТ - ВИДЕЛ

Аграмматическая дислексия. Изменение падежных окончаний существительных Изменение числа имени существительного, местоимения ОТКРЫЛ ФОРТОЧКА, У ТОВАРИЩАХНеправильное согласование в

Слайд 40Мнестическая дислексия.

Причины: нарушены процессы памяти
Проявления:
трудности в усвоении всех букв,


их недифференцированных замен
нарушаются ассоциации между
зрительным образом буквы и


произносимым звуком

Трудности возникают уже на начальном этапе овладения чтением (звукобуквенными обозначениями).

Мнестическая дислексия. Причины: нарушены процессы памятиПроявления:трудности в усвоении всех букв, их недифференцированных замен нарушаются ассоциации между зрительным

Слайд 41Семантическая дислексия.
(механическое чтение)
Проявления:
Нарушение понимания прочитанных слов при технически правильном

чтении.
Причины:
трудности звукослогового синтеза
нечёткость представлений о синтаксических связях

внутри предложения.

После прочтения слов по слогам дети затрудняются показать соответствующие карточки.

Не могут слитно произнести слова, предъявленные в виде изолированно произнесённых звуков (р,у,к,а)
Не могут воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам

Семантическая дислексия.(механическое чтение) Проявления:Нарушение понимания прочитанных слов при технически правильном чтении. Причины: трудности звукослогового синтеза нечёткость представлений

Слайд 42Оптическая дислексия.
Причины: несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и

синтеза, пространственных представлений.
Проявления:
сложности усвоения оптически (графически) сходных букв и

их недифференцированных замен:
- литреальные - нарушения при изолированном узнавании и различении буквы
вербальные - нарушения при чтении слов
Может наблюдаться зеркальное чтение.

Оптическая дислексия наблюдается чаще всего при умственной отсталости, ЗПР, ДЦП.

Оптическая дислексия.Причины: несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Проявления:сложности усвоения оптически (графически)

Слайд 43Оптическая дислексия.
Дети плохо дифференцируют 2 группы графически сходных букв:

1. Буквы,

отличающиеся одним элементом
Нарушения процесса чтения сопровождаются большими трудностями рисования,

конструирования:
упрощение фигур, уменьшение количества элементов;
неправильное пространственное расположение элементов по сравнению с образцом.

2. Буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве

В-З

Д-Л

Ь-Ъ

Т-Г Р-Ь Х-К

Оптическая дислексия.Дети плохо дифференцируют 2 группы графически сходных букв:1. Буквы, отличающиеся одним элементом Нарушения процесса чтения сопровождаются

Слайд 44Инновационные идеи
Быстрое решение проблем научного характера
Решают проблемы интуитивно правильно
Творческий подход
Положительные


качества при дислексии

Инновационные идеиБыстрое решение проблем научного характераРешают проблемы интуитивно правильноТворческий подходПоложительные качества при дислексии

Слайд 45Источники
1. Иншакова, О.Б. Лекции
2. Яковлева, Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи:

Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. - СПб.:

КАРО, 2013. - 208 с.
Источники1. Иншакова, О.Б. Лекции2. Яковлева, Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н.

Слайд 46Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
Московский Педагогический Государственный

Университет
Презентацию подготовили
студентки дефектологического факультета
отделения логопедии 304 группы
Денисова Варвара
Молодцова Дарья
Черкасина Анастасия
Организация


логопедической работы
при нарушениях письма и чтения
Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение высшего профессионального образованияМосковский Педагогический Государственный УниверситетПрезентацию подготовилистудентки дефектологического факультетаотделения логопедии 304 группыДенисова

Слайд 47Логопункт
Логопедический пункт (кабинет) – подразделение образовательного учреждения, реализующее программы коррекционно-педагогического

сопровождения обучающихся, имеющих нарушения устной и письменной речи.
Основные задачи работы

логопедического пункта (кабинета):
Коррекция нарушений устной и письменной речи;
Своевременное предупреждение и преодоление трудностей усвоения образовательных программ;
Разъяснение специальных знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся
ЛогопунктЛогопедический пункт (кабинет) – подразделение образовательного учреждения, реализующее программы коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих нарушения устной и письменной

Слайд 48Организация
коррекционной работы
При организации коррекционного процесса необходимо ознакомить с расписанием занятий

учителей, воспитателей групп продлённого дня, администрацию школы. Из группы продлённого

дня воспитатель направляет школьников на логопедическое занятие с любого режимного момента.

Основная задача логопеда общеобразовательной школы – предупреждение неуспеваемости, обусловленной нарушениями устной и письменной речи.

Организациякоррекционной работыПри организации коррекционного процесса необходимо ознакомить с расписанием занятий учителей, воспитателей групп продлённого дня, администрацию школы.

Слайд 49Годовой план
работы логопеда
26 августа – 1 сентября – подготовка

кабинета
1 сентября-15 сентября – обследование
15 сентября – 15 мая –

коррекционная работа
15 мая – 30 мая – обследование
Годовой план работы логопеда26 августа – 1 сентября – подготовка кабинета1 сентября-15 сентября – обследование15 сентября –

Слайд 50Организация логопедической работы
Регулярные занятия в логопункте проводятся с 16 сентября

по 15 мая в часы, свободные от уроков в образовательном

учреждении, с учётом режима работы учреждения.
Основная форма организации учебной коррекционно-развивающей работы – групповые логопедические занятия.

Занятие проводится с группой детей, имеющих:
Нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи (не менее 3 раз в неделю)
Нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи (2-3 раза в неделю)

Организация логопедической работыРегулярные занятия в логопункте проводятся с 16 сентября по 15 мая в часы, свободные от

Слайд 51Организация коррекционно-логопедических занятий
Фронтальные занятия (4-6 человек) – 2 раза в

неделю, продолжительность 40 минут;
Групповые занятия (2-3 человека) – 2-3 раза

в неделю, продолжительность 20-30 минут;
Индивидуальные занятия – 2-3 раза в неделю, продолжительность 20-25минут
Организация коррекционно-логопедических занятийФронтальные занятия (4-6 человек) – 2 раза в неделю, продолжительность 40 минут;Групповые занятия (2-3 человека)

Слайд 52Требования к организации
коррекционно-развивающих занятий
Руководство учебной программой при выборе темы

занятия
Соответствие темы занятия тематическому плану учителя
Чёткая постановка целей занятия (дидактической,

коррекционной и воспитательной)

Использование игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

Реализация охранительного режима обучения (смена видов деятельности и опора на различные анализаторы)
Уяснение дидактической функции наглядности

Требования к организации коррекционно-развивающих занятийРуководство учебной программой при выборе темы занятияСоответствие темы занятия тематическому плану учителяЧёткая постановка

Слайд 53Требования к организации
коррекционно-развивающих занятий
Занятие умеренной трудности, доступное для ученика
На

первых этапах коррекционной работы ребёнку необходимо обеспечить субъективное переживание успеха

на фоне определенной затраты усилий!

Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания.
Цель и результаты должны быть значимы для учащихся,
Система условной качественно-количественной оценки достижений ребенка.

Трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Требования к организации коррекционно-развивающих занятийЗанятие умеренной трудности, доступное для ученикаНа первых этапах коррекционной работы ребёнку необходимо обеспечить

Слайд 54Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Оказание помощи педагогам и родителям учащихся в

вопросах воспитания и обучения ребенка,
Разработка рекомендаций родителям и педагогам

в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья,

Подготовка и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач,
Работа по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.

Консультативно-просветительское и профилактическое направлениеОказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, Разработка рекомендаций

Слайд 55Организационно-методическое
направление
Подготовка и участие логопеда в консилиумах, методических объединениях, педагогических

советах,
Оформление документации.
Инструктивное письмо.
Сборник приказов и инструкций.
Должностные инструкции.
Программы обучения.
 
Журнал.
Тетрадь обследования.
Речевая

карта.
Годовой план работы логопеда.
Рабочие тетради детей.
Организационно-методическоенаправление Подготовка и участие логопеда в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, Оформление документации.Инструктивное письмо.Сборник приказов и инструкций.Должностные

Слайд 56Ведение документации
Логопед оформляет документацию установленного образца:
Карта обследования
Список обследованных детей
Журнал посещаемости

учащихся
Журнал консультаций
Перспективное и календарно-тематическое планирование
Отчёт о динамике коррекции речевых нарушений

за год

Ведение документацииЛогопед оформляет документацию установленного образца:Карта обследованияСписок обследованных детейЖурнал посещаемости учащихсяЖурнал консультацийПерспективное и календарно-тематическое планированиеОтчёт о динамике

Слайд 57Источники
Бачина, О.В., Вилочева, М.П. Школьный логопункт: Организация и содержание работы.

– М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
Тягунова, Е.А.

Организация логопедической работы на школьном логопункте: учеб.пособие \ Е.А. Тягунова ; КамГУ им. Витуса Беринга. – Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. – 141 с.
Ястребова, А.В. , Бессонова, Т. П.. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя—логопеда при общеобразовательной школе». — М.: 1996/Пост.: А.В. Ястребова, Т. П. Бессонова.



ИсточникиБачина, О.В., Вилочева, М.П. Школьный логопункт: Организация и содержание работы. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64

Слайд 58

Коррекция нарушений письма и чтения

Коррекция нарушений письма и чтения

Слайд 59Для полноценной компенсации нарушений письма и чтения необходимо соблюдение условий

(по Х. Спионеку).
Внутренние:
Высокий общий уровень умственного развития ребенка.


Высокий или нормальный уровень развития психофизических функций (особенно тех, которые вовлекаются в компенсаторные процессы).
Хорошее состояние здоровья и высокая общая работоспособность.
Сбалансированность нервных процессов.
Нормальное развитие эмоционально-мотивационной сферы.
Внешние:
Хорошие социально-экономические условия.
Нормальный эмоциональный климат в семье.
Высокий уровень преподавания в школе.
Доброжелательное отношение учителя и сверстников.
Для полноценной компенсации нарушений письма и чтения необходимо соблюдение условий (по Х. Спионеку). Внутренние: Высокий общий уровень

Слайд 60Концепции понимания нарушения письма и чтения.
Нарушение письма всегда возникает вместе

с нарушением чтения (Левина). Связаны друг с другом и работа

ведется одинаково. В основе лежит то, что эти нарушения являются следствиями нарушения устной речи.
Нарушения письма и чтения могут встречаться изолированно друг от друга. Нарушения устной речи может и не быть.
Концепции понимания нарушения письма и чтения.Нарушение письма всегда возникает вместе с нарушением чтения (Левина). Связаны друг с

Слайд 61Аспекты логопедической работы:
Преодоления отклонений в речевом развитии.
Восполнение пробелов в знании

программного материала.
Осуществление коррекционно-воспитательного процесса.

Аспекты логопедической работы:Преодоления отклонений в речевом развитии.Восполнение пробелов в знании программного материала.Осуществление коррекционно-воспитательного процесса.

Слайд 62Основные принципы логопедической работы.

Общие дидактические (педагогические) и специальные (логопедические).



1.

Патогенетический - принцип учета механизма нарушений.
2. Онтогенетический принцип.
3. Принцип опоры

на сохранные звенья.
4. Принцип поэтапного
5. Принцип учета психологической структуры процесса письма и чтения.
Основные принципы логопедической работы. Общие дидактические (педагогические) и специальные (логопедические).1. Патогенетический - принцип учета механизма нарушений.2. Онтогенетический

Слайд 63Этапы коррекционной работы:
1 Этап.
Преодоление недочетов в фонетической стороне

речи, недочетов в фонематическом восприятии (от 102 до 108 занятий).
Содержание

коррекционной работы:
1) Преодоление нарушений звукопроизношения.
2) Развитие фонематического восприятия и представления.
3) Развитие фонемного анализа и синтеза.
Используемые грамматические темы:
Звуки и буквы, Гласные и согласные, Деление слов на слоги, Твёрдые и мягкие согласные. Способы обозначения мягких согласных.
Звонкие и глухие согласные. Ударение. Дифференциация звуков ч-щ, ж-ш, (+правописание ча-ща, жи-ши).

Этапы коррекционной работы: 1 Этап. Преодоление недочетов в фонетической стороне речи, недочетов в фонематическом восприятии (от 102

Слайд 642 Этап.
Восполнение пробелов в области лексики и грамматики (около

60 занятий, 1 полугодие).
Содержание коррекционной работы:
1) Обогащение словарного запаса детей.
2)

Уточнение и развитие грамматического строя.

На этом этапе может закончиться работа с детьми с ФФН.

Используемые грамматические темы:
Темы совпадают с содержание работы учителя во 2 классе.

2 Этап. Восполнение пробелов в области лексики и грамматики (около 60 занятий, 1 полугодие).Содержание коррекционной работы:1) Обогащение

Слайд 653 Этап.
Восполнение пробелов в формировании связной речи (30-40 занятий).
Содержание

коррекционной работы:
1) Развитие навыков связного высказывания:
- умение устанавливать последовательность высказывания;
- уметь отбирать

языковые средства;
- строить и перестраивать предложения по заданному образцу.

На этом этапе заканчивается работа с детьми с ОНР.

3 Этап. Восполнение пробелов в формировании связной речи (30-40 занятий).Содержание коррекционной работы:1) Развитие навыков связного высказывания:-	умение устанавливать

Слайд 66Коррекция при речевых нарушениях.
Коррекционная работа может проводится индивидуально и

фронтально и в основном рассчитана на учащихся 2-4 класса. В

1м классе – профилактика.
Не менее 2-3 раз в неделю в зависимости от степени нарушения.
Коррекция при речевых нарушениях. Коррекционная работа может проводится индивидуально и фронтально и в основном рассчитана на учащихся

Слайд 67Лурия А.Р. («Психологическое содержание процесса письма») перечислил основные специальные операции

письма, знание которых позволяет правильно организовать коррекционную работу:
1) Анализ звукового

состава: - выделение последовательности звуков; - превращение звуков в четкие, обобщенные речевые звуки – фонемы.
2) Перевод выделенной фонемы или их комплекса в зрительную графическую схему. Фонема переводится в букву.
3) Превращение подлежащих написанию оптических знаков – букв – в нужные графические начертания.
Лурия А.Р. («Психологическое содержание процесса письма») перечислил основные специальные операции письма, знание которых позволяет правильно организовать коррекционную

Слайд 68Этапы работы по коррекции нарушений письма:
I. Коррекционная работа на фонетическом

уровне.
II. Коррекционная работа на лексическом уровне.
III. Коррекционная работа на

синтаксическом уровне.

Коррекционная работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
развитие звукового анализа слов

• узнавание звука на фоне слова;
• определение первого и последнего звука в слове, поиск в середине;
• определение последовательности звуков, наполняющих слово.
- развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

Этапы работы по коррекции нарушений письма:I. Коррекционная работа на фонетическом уровне. II. Коррекционная работа на лексическом уровне.

Слайд 691. Развитие фонематического восприятия при устранении ошибок письма.
2. Работа по

постановке, автоматизации и дифференциации звуков проводится с порой на речеслуховой,

речедвигательный и зрительный анализаторы.
3.Работа по дифференциации смешиваемых звуков начинается с опоры на более сохранные звенья, а именно: зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения.
4. Развитие фонематического анализа и синтеза

Работа по дифференциации двух звуков включает всегда 2 этапа работы:
1. Этап работы над каждым из 2 звуков.
2. Этап работы по дифференциации этих звуков.

1. Уточнение артикуляции.
2. Характеристика звука
3. Зрительный образ буквы 4. Работа по выделению звука на слух и записи буквы.
5. Слоги, слова, словосочетания, предложения
+ нахождение различий

1. Развитие фонематического восприятия при устранении ошибок письма.2. Работа по постановке, автоматизации и дифференциации звуков проводится с

Слайд 70Коррекционная работа на лексическом уровне начинается с выяснения и пополнения

объема словарного запаса у учеников.
Основные задачи лексической работы:
количественный

рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
2) качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
3) очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов.
Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонимии, антонимии и омонимии.
Коррекционная работа на лексическом уровне начинается с выяснения и пополнения объема словарного запаса у учеников. Основные задачи

Слайд 71Коррекционная работа на синтаксическом уровне предполагает решение основных задач:

преодоление

и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости

слов, осознанное построение предложений;
обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне предполагает решение основных задач: 	преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся,

Слайд 72Коррекция нарушения письма, обусловленного моторными трудностями.

задерживать на моменте обучения, используя

карандаш и косые линии
использование перьевой ручки
Безотрывное письмо

Коррекция нарушения письма, обусловленного моторными трудностями.	задерживать на моменте обучения, используя карандаш и косые линиииспользование перьевой ручкиБезотрывное письмо

Слайд 73
-Списывание
- Слуховой диктант со зрительным самоконтролем -Графический диктант.
На логопедических занятиях по

коррекции дисграфии используются следующие виды письма:

-Списывание- Слуховой диктант со зрительным самоконтролем -Графический диктант. На логопедических занятиях по коррекции дисграфии используются следующие виды

Слайд 74Коррекция нарушений чтения.
К типичным проявлениям нарушения чтения относятся:
неспособность осуществить

звуковой анализ и синтез слов при чтении;
специфические замены букв

и общие искажения структуры слова;
недостаточный темп чтения и уровень понимания читаемого.
Коррекция нарушений чтения.К типичным проявлениям нарушения чтения относятся: неспособность осуществить звуковой анализ и синтез слов при чтении;

Слайд 75Коррекция нарушений чтения.
Нарушение чтения, обусловленное зрительно-гностическими и зрительно-пространственными трудностями.
Коррекция в

3 этапа, определяются индивидуально:
1.Работа над графическим образом буквы.
2.Работа над слогом.
3.Работа

над словом, словосочетанием, предложением.
Коррекция нарушений чтения.Нарушение чтения, обусловленное зрительно-гностическими и зрительно-пространственными трудностями.Коррекция в 3 этапа, определяются индивидуально:1.Работа над графическим образом

Слайд 76Работу первого этапа обязательно предваряет:
1.Работа по формированию зрительного гнозиса,

которая проводится на предметах и их изображениях.
сформировать реальное различение

предметов и их изображений
научить узнавать контурные изображения предметов;
узнавать наложенные изображения: от очень разных предметов к схожим

2.Работа по формированию зрительно-моторной координации.
- отработка направлений просмотра изображений предметов, моторная - с пальцем;
- раскладывание предметов, счет предметов;
называние с подчеркиванием предмета.

Работу первого этапа обязательно предваряет: 1.Работа по формированию зрительного гнозиса, которая проводится на предметах и их изображениях.

Слайд 773. Работа по формированию зрительно-пространственных функций.
При дислексии всегда страдают временные представления:

1

этап. Формирование соматотопической схемы.
2 этап. Перенос пространства на лист бумаги
3

этап. Пространство на доске.
4 этап. Ориентировка в зеркальном отображении.
+ буквы
+ слоги
+ предложения
3.	Работа по формированию зрительно-пространственных функций.При дислексии всегда страдают временные представления:1 этап. Формирование соматотопической схемы.2 этап. Перенос пространства

Слайд 78назови буквы, перечеркнутые другими буквами;
назови буквы, наложенные друг на

друга;
преврати Л в И, И в Ш, Л в

А, А в Д, Ь в В, К в Ж, Г в Б, З в В;
найди одинаковую букву в словах;
составь и прочитай 8 слов со слогами жи и ши, 4 слова из 2-х слогов, 4 слова из 3-х слогов
чтение и составление слов с оппозиционными звуками;
чтение слоговых таблиц;
чтение слов по группам;
чтение слогов с твердыми и мягкими согласными.

На логопедических занятиях используются следующие упражнения:

назови буквы, перечеркнутые другими буквами; назови буквы, наложенные друг на друга; преврати Л в И, И в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика