Слайд 1
Тема. Наука как форма духовного освоения действительности.
Вопросы:
1. Отличия науки
от других сфер человеческой деятельности.
2. Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины.
Слайд 2
Познание - процесс погружения человеческого интеллекта в действительность, который
осуществляется для получения знаний.
Признаки практического знания:
возникает и функционирует в
контексте различной человеческой деятельности;
институтом формирования является ученичество;
использует специальный искусственный язык;
не может быть вытеснено наукой;
критерий применимости – эффективность.
Отличия науки от других
сфер человеческой деятельности
Слайд 3Отличия науки от других
сфер человеческой деятельности
ПРЕДМЕТ НАУКИ - мир
объективный и субъективный
Слайд 4Отличия науки от других сфер человеческой деятельности
Знание, обладающее рядом
особенностей:
систематизированное
обоснованное
интерсубъективное
Стиль
научной
рациональности
постоянная апелляция к доводам
разума и рассудка, максимальное
исключение
эмоций, страстей,
личных мнений при принятии
решений, касающихся фактов,
требование дискурсивности,
логичности, доказательности,
подчиненности определенным
методологическим нормам)
РЕЗУЛЬТАТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 5Отличия науки от других сфер человеческой деятельности
НАУКА ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ
Наука
– социальное явление. Она создается
сообществом ученых, которое имеет систему
передаваемых по традиции норм и ценностей.
Способы социальной организации и взаимоотношений ученых меняются в соответствии с особенностями развития науки, изменением статуса науки в обществе, и с развитием самого общества.
Слайд 6Отличия науки от других сфер человеческой деятельности
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНОГО ЯЗЫКА
Язык науки
имеет следующие признаки:
специфическая лексика,
особая стилистика,
определенность используемых понятий,
стремление
к четкости и однозначности утверждений,
стремление к строгой логичности в изложении материала.
Слайд 7Отличия науки от других сфер человеческой деятельности
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ И
МЕТОДОВ
Научный метод- совокупность регулятивных
принципов, приемов и процедур, функция
которых состоит
в том, чтобы
ориентировать и направлять научный поиск
по пути достижения объективной истины.
Слайд 8МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Свойства научного метода:
✓ ясность, общепонятность
✓ детерминированность или отсутствие
произвола в применении соответствующих регулятивных принципов, что в частности обеспечивает
обучаемость методам;
✓ направленность или способность давать кроме намеченных результатов еще и другие побочные;
✓ надежность и способность с большой вероятностью обеспечивать получение искомого результата;
✓ экономность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.
Слайд 9МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 10НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
- целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на
чувственные способности (ощущение, восприятие, представление), имеющее итогом фиксацию средствами языка
исходных сведений об изучаемом объекте .
Слайд 11НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
- активный целенаправленный метод изучения явлений в точно
фиксированных условиях их протекания, которые могут создаваться и контролироваться самим
исследователем. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.
Структура эксперимента:
1. определение задачи и цели (для чего, с какой целью);
2. выбор объекта, предмета и ситуации: естественная - экспериментальная;
управляемая – неуправляемая; спонтанная - организованная, нормальная –
экстремальная (что наблюдать);
3. выбор способа наблюдения (как наблюдать?)
4. выбор способов регистрации наблюдаемого явления (как вести запись?)
5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)
Слайд 12НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Преимущества эксперимента:
воспроизводится по желанию субъекта;
возможно наблюдение
свойств, отсутствующих в естественных условиях;
позволяет изолировать изучаемое явление от
усложняющих обстоятельств через вариацию условий;
расширяет арсенал приборов и инструментов.
Слайд 13ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:
ГИПОТЕЗА, ТЕОРИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ -
1) усиление деятельности теоретического
мышления; увеличение теоретических методов;
2) реализация способности к воспроизводству теоретического знания
на своей собственной основе и совершенствование теории систем, что предполагает относительную независимость от эмпирии.
3) способно исследовать природу самих понятий, развивать и совершенствовать понятийный аппарат.
Цель – установить законы и принципы, позволяющие систематизировать, объяснить и предсказать факты, установленные в ходе эмпирического исследования. Однозначно дискурсивного пути от знания о фактах к знанию о законах не существует.
Слайд 14НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА
а) форма существования знания, характеризующаяся недостаточностью, недостоверностью, проблематичностью; в
широком смысле – любое предположение, догадка или предсказание, основывающееся на
предшествующем знании, либо на новых фактах (иногда и на том и на другом одновременно);
б) метод формирования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов и принципов.
В научном познании гипотеза используется для:
а) объяснения существования фактов;
б) предсказания новых фактов.
То есть, научной гипотезу делает
ее выдвижение в рамках науки.
Слайд 15Требования к научной гипотезе:
Призвана объяснить весь круг явлений, для
анализа которых она выдвигается, должна по возможности не противоречить ранее
установленным фактам.
Принципиальная проверяемость гипотезы – следствия из гипотезы должны быть доступны опытной проверке.
Наивозможнейшая принципиальная простота гипотезы – ее способность, исходя из единичного основания, описать возможно более широкий круг различных явлений, не прибегая к искусственным построениям и произвольным допущениям.
Слайд 161)осмысленность – операциональная определяемость входящих в теорию понятий.
2)непротиворечивость – логическая
согласованность принимаемых в теории высказываний.
3)верифицируемость – возможность сравнения высказываний теории
с опытом.
4)подтверждаемость – соответствие теории фактам с заданной степенью точности.
5)экстраполируемость – способность к обобщению за пределы того опыта, на основе которого она первоначально основывалась.
6)адаптивность – способность путем каких-либо модификаций объяснять новые факты.
7)потенциальная фальсифицируемость – существование таких метаопределений, которые однозначно указывают в каких случаях теория расходится с опытом.
Гипотеза становится теорией, если удовлетворяет следующим требованиям:
Слайд 17Научная теория
Теория - развитая форма организации
научного знания, дающая целостное
представление о закономерностях
определенной области действительности.
Слайд 18Отличия науки от других сфер человеческой деятельности
НАУКА ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ:
1.
Описание – фиксация данных эксперимента или наблюдения с помощью принятых
в науке определенных систем обозначения.
2. Объяснение – выявление, раскрытие связей между объектами объяснения (явлениями, событиями) и другими объектами, считающимися понятными и известными.
3. Предсказание - определение, описание тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем.
Слайд 19Выводы: отличия науки от других сфер человеческой деятельности
НАУКА
имеет предметом
исследования - мир объективный и субъективный;
результатом научной деятельности является получение
знания, выработка стиля научной рациональности;
использует специальные методы и приемы деятельности;
функционирует как социальный институт;
формирует и использует научный язык;
выполняет функции описания, объяснения, предсказания.
Слайд 20Естествознание и гуманитарные науки: черты сходства и различия
Два основных определения
понятия «естествознание».
1. естествознание есть особая, отдельная наука о природе
как едином целом. Целью естествознания в таком случае выступает поиск единого основания, на котором построено бесчисленное разнообразие предметов и явлений природы, и основных законов микро- и макромира.
2. естествознание есть множество наук, совокупность наук о природе.
Слайд 21Естествознание и гуманитарные науки: черты сходства и различия
Разделение наук на
науки о природе и науки о культуре введено в Баденской
школе неокантианства
(кон. XIX – нач. ХХ в.)
Вильгельм Виндельбанд
Генрих Риккерт
Слайд 22Естествознание и гуманитарные науки
Слайд 23Естествознание и гуманитарные науки
Слайд 24Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины
Слайд 25Выводы: естественнонаучные и гуманитарные дисциплины
Разбиение наук на естественные и гуманитарные
достаточно условно. В одной и той же науке могут быть
использованы различные методологические стратегии.
Механизм господствует в физик и химии, органицизм – в биологии, а историцизм - в истории. Однако эти методологические стратегии считать жестоко связанными со своими науками. Основанием для использования метода является его прогностичность.