Слайд 1Новелла
Особенности жанра
Prezentacii.com
Слайд 2Джованни Бокаччо «Декамерон»
Презентация к уроку литературы
Нарвская Православная гуманитарная школа
Учитель Чалых
Н.П.
Слайд 3Новелла – это особый рассказ
Новелла (итал. novella — новость) — повествовательный
прозаический — новость) — повествовательный прозаический жанр — новость) —
повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа или называется его разновидностью.
Нарвская Православная гуманитарная школа.
Нарва, Графова, 4.
Слайд 4
Жанр утвердился после появления книги Джованни БоккаччоЖанр утвердился после появления
книги Джованни Боккаччо «Декамерон» (ок. 1353), сюжет которой состоял в
том, что несколько человек, спасаясь от чумы за городом, рассказывают друг другу новеллы. Боккаччо в своей книге создал классический тип итальянской новеллы, получивший развитие у его многочисленных последователей в самой Италии и в других странах. Во Франции под влиянием перевода «Декамерона» около 1462 года появился сборник «Сто новых новелл» (впрочем, материалом больше обязанный фацециям Поджо Браччолини), а Маргарита Наварская по образцу «Декамерона» написала книгу «Гептамерон» (1559).
Слайд 6
Новелла характеризуется несколькими важными чертами: предельная краткость, острый, даже парадоксальный
сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма и описательности, неожиданная развязка.
Действие новеллы происходит в современном автору мире. Фабульная конструкция новеллы схожа с драматической, но обычно проще.
Слайд 7
В новелле подчёркивается значение развязки, которая содержит неожиданный поворот (пуант,
"соколиный поворот"). По утверждению французского исследователя, «в конечном счёте, можно
даже сказать, что вся новелла задумана как развязка». Виктор Шкловский писал, что описание счастливой взаимной любви не создаёт новеллу, для новеллы необходима любовь с препятствиями: «А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б». Он выделил особый тип развязки, названный им «ложный конец»: обычно он делается из описания природы или погоды.
Слайд 9
У предшественников Боккаччо новелла имела морализующую установку. Боккаччо сохранил этот
мотив, но у него мораль вытекала из новеллы не логически,
а психологически и часто являлась только поводом и приёмом. Позднейшая новелла убеждает читателя в относительности моральных критериев.
Слайд 10Джованни Боккаччо
Незаконный сын флорентинского купца и француженки. Семейство его
происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да
Чертальдо. Уже в младенчестве он выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятом году отец отдал его в ученье к купцу, который провозился с ним целых 6 лет и всё-таки принуждён был отослать его обратно к отцу ввиду неискоренимого отвращения молодого Боккаччо к купеческому занятию. Тем не менее, Боккаччо пришлось ещё 8 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе, пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучать каноническое право. Только после смерти отца (1348) Боккаччо получил возможность вполне отдаться своей склонности к литературе.
Слайд 12Первый гуманист
Боккаччо был первым гуманистом и одним из учёнейших людей
Италии. У Андалонэ дель Неро он изучал астрономию. Подобно своему
другу Петрарке, он собирал книги и собственноручно переписал очень многие редкие рукописи, которые почти все погибли во время пожара в монастыре Санто-Спирито (1471).
Слайд 13
Его стараниями во Флоренции была основана кафедра греческого языка и
его литературы. Одним из первых он обратил внимание общества на
жалкое состояние наук в монастырях, которые считались их хранителями. В монастыре Монте-Кассино, самом знаменитом и учёном во всей тогдашней Европе, Боккаччо нашёл библиотеку запущенной до такой степени, что книги на полках были покрыты слоями пыли, у одних рукописей были выдраны листы, другие были изрезаны и исковерканы, а, например, чудные рукописи Гомера и Платона были исчерчены надписями и богословской полемикой. Там он узнал, между прочим, что братья делают из этих рукописей свистульки детям и талисманы женщинам.
Слайд 16
Главным произведением Боккаччо является "Декамерон", написанный приблизительно в 1353-1354 гг.
Опираясь на традиции средневековых рассказчиков, Боккаччо взял у своих предшественников
все заключенные в них плодотворные элементы: анекдотическую фабулу, трезвый бытовой элемент, жизненную непосредственность, прославление находчивости и остроумия, непочтительное отношение к попам и монахам. К этим унаследованным элементам он добавил интерес к жизни, последовательную реалистическую установку, богатство психологического содержания и сознательный артистизм формы, воспитанный внимательным изучением античных авторов.
Слайд 17
Обрамляющей новеллой "Декамерона" является описание флорентийской чумы 1348 г. Мрачный,
трагический колорит этого описания эффектно контрастирует с веселым, жизнерадостным настроением
всего сборника. Таким образом, новеллы "Декамерона" рассказываются в обстановке "пира во время чумы". Рассказчики забывают о чуме, они беспечно проходят мимо ужасов смерти
Слайд 19
Поразительное богатство идей, сюжетов, образов, ситуаций, присущее "Декамерону", находит отражение
также в его стиле, во всей той сумме средств и
приемов, которая говорит о важном этапе в развитии именно художественной итальянской прозы. Новеллы Боккаччо отличаются на редкость богатым и красочным языком. Боккаччо создал в них стиль итальянской прозы, которая до него была бессвязна, наивна, необработанна
Слайд 20
Боккаччо весьма искусно сочетает обе отмеченные стилистические тенденции — бытовизм
и романтику, комизм обыденной жизни и трагизм сильных страстей. Разрабатывая
традиционные сюжеты, он обогащает их множеством личных наблюдений и впечатлений, углубляет идеи и чувства своих персонажей, стремится передать впечатления живой жизни, схватить в каждом предмете или образе наиболее характерные, живые черты.
Боккаччо создал в своем "Декамероне" классический тип итальянской новеллы, получивший дальнейшее развитие у его многочисленных последователей в самой Италии и в других странах.