урока
Общение как понимание
Слайд 2Антуан Сент-Экзюпери
Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого
общения.
Слайд 3Жан Лабрюйер
Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит
сам, а тот, с кем охотно говорят другие.
Слайд 4Теодор Рузвельт
Самая главная формула успеха — знание, как обращаться
с людьми.
Слайд 5Людвиг Фейербах
Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно,
без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве.
Слайд 6План урока:
Как происходит восприятие
Стереотипы и «эффекты восприятия».
Слайд 7Социальная перцепция
– процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг
с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми
социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей
Слайд 8Особенности процесса восприятия:
Объект не пассивен, по существу действуют два субъекта,
и отношения носят субъектно-субъективный характер. Каждый из субъектов стремится определённым
образом представить себя, привлечь внимание, создать необходимое впечатление.
Слайд 9
Важную роль играет субъективная сторона, восприятия подвержены изменениям в зависимости
от конкретных условий, настроения партнёров по общению. Нередко оценка сопровождается
приписыванием партнёру тех свойств, которыми тот не обладает. Отсюда и ошибки в восприятии партнёров.
Слайд 10
Связано с эмоциональной стороной межличностных контактов. Люди преувеличивают достоинства того
человека, который им нравится, и недостатки того, кто им не
нравится.
Слайд 11Наша задача-
рассмотреть и проанализировать основные механизмы, лежащие в основе восприятия
партнёров по общению.
Слайд 12I. Как происходит восприятие.
Разбившись на творческие группы, изучив рабочие материалы,
охарактеризовать и проанализировать процесс восприятия.
Слайд 13Методы социальной перцепции-способы, посредством которых
люди воспринимают и определённым образом
интегрируют,
понимают и оценивают друг друга
Повторение
Аттракция
Казуальная
атрибутика
Идентификация
«Встречают по
одёжке»
Эмпатия
Переживание
Сочувствие-
высшая форма
Рефлексия
При
работе можно пользоваться следующим планом:
1.Охарактрезовать механизм социальной перцепции.
2.Пронализировать механизм социальной перцепции.
3. Описать его в соответствии со схемой.
Слайд 14 Вопросы к группе 1
Что собой представляет первый
шаг к восприятию?
Какую роль этот механизм играет в
формировании статуса?
Какие практические советы вы можете дать партнерам по общению?
Слайд 15 Вопросы к группе 2
Что такое «эмпатия»?
Какую
роль она играет в процессе социальной перцепции?
Какие виды эмпатии вы
знаете? Дайте им характеристику.
Проанализируйте процесс эмпатии?
Почему эмпатия чаще проявляется в горе, а не в радости?
Слайд 16Вопросы к группе 3
Что такое «аттракция»?
В каких случаях она возникает?
Какие
свойства имеет?
Какую роль играет в социальной перцепции?
Слайд 17 Вопросы к группе 4
Что такое «казуальная атрибуция»?
Назовите и охарактеризуйте
ее виды.
Какие закономерности ее протекания вы заметили?
Какую роль она играет
в социальной перцепции?
Слайд 18Вопросы к группе 5
Что такое «идентификация»?
Приведите примеры, поясняющие смысл
этого термина.
Какую роль играет идентификация в ходе общения?
Слайд 19 Вопросы к группе 6
-Что такое «социальная рефлексия»?
- Для чего она нужна?
- Опишите ее механизм и виды.
Слайд 20II. Стереотипы и «эффекты восприятия»
Стереотип-это устойчивый, а нередко и упрощённый
образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации.
Слайд 21 Социальные стереотипы складываются в условиях дефицита информации, а также
в предвзятых представлений, заимствованных у других людей
Общество прививает людям сходные
правила поведения в типичных ситуациях, навязывает установки, стремления, формирует потребности.
Социальные стереотипы возникают прежде всего под воздействием групповых норм
Слайд 22 назвал внутреннюю предрасположенность к общепринятой оценке мира, к
его порой искаженному восприятию проблемой «идолов».
Английский мыслитель Фрэнсис
Бэкон (1561—1626 гг.)
Слайд 23ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ
Идолы пещеры-
стереотипы,
сформировавшиеся
в общении
Идолы рода-ошибки
под влиянием
общественного
мнения
Идолы рынка
возникли под
давлением авторитетов
Стереотипы-
устойчивые образы
Слайд 24Домашнее задание:
выучите & 33, выполните задание.
«Разведчик».
Выбирается один из участников - «разведчик». Ведущий произносит: «Замерли!»
- и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза . В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза, его задача - обнаружить все изменения.
Слайд 26-Выполним упражнение «Понял- не понял».
Упражнение выполняется двумя участниками. Первый действует
с воображаемыми предметами, не рассказывая, что он делает (действие должно
быть достаточно сложным, чтобы не сразу можно было догадаться о содержании). Партнер должен определить, чем занят его товарищ, и, сказав «Понял!», должен подойти и продолжить действие с того же движения. Если он правильно разгадал действие первого участника, то они оба продолжают единое действие. В данное упражнение попарно включаются все члены группы, затем организуется анализ работ.
Слайд 27«На чужом месте».
Один из участников получает от ведущего или
от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен
вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему.
Слайд 28«Зеркало».
Ведущий предлагает выполнить несколько несложных заданий, точнее, сымитировать их
выполнение; их всего пять. Задания следующие:
делаем маникюр;
собираемся в поход;
готовим обед;
занимаемся
спортом;
строим дом.
Особенность этих заданий в том, что каждое из них следует выполнять попарно, причем напарники становятся друг против друга и один из них выполняет на время роль зеркала, т. е. копирует все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями.
Остальные участники группы - зрители, которые наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом, перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе.
Слайд 29«Монолог с двойником».
Кто-то из участников группы вступает в центр
круга и произносит монолог. Говорить нужно о своих мыслях, чувствах,
переживаниях. Желательно не произносить речь, а спонтанно излагать вслух свои мысли. При этом можно свободно двигаться по комнате, представив, что в ней никого нет.
Через несколько минут другой член группы по своей инициативе подходит и встает позади произносящего монолог, принимая его позу и повторяя его мимику, жесты, движения. Следует копировать невербальное поведение и не мешать монологу. Через несколько минут участники меняются местами.
Слайд 30«Я тебя понимаю».
Каждый член группы выбирает себе партнера и
затем в течение 2-3 мин в устной форме описывает его
состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен подтвердить правильность и достоверность предположений или опровергнуть их.
Оба партнера вправе комментировать высказывания друг друга.
Слайд 31
Какое впечатление произвёл на вас урок?
Что из изученного материала больше
всего вам понравилось?