Слайд 1Развитие обществознания в средние века и в новое время
Урок-презентация разработан
преподавателем высшей категории Копыловым Ю.Г. в учебных целях на основе
учебников по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н, Лазебниковой А.Ю., Кравченко А.И., презентаций Чернова А.И. и других открытых источников Интернета
Слайд 2План изучения новой темы
Социальные учения средневековья
Философия нового времени
Теория общественного договора
Экономическое
учение Адама Смита
Теории социалистов-утопистов
Социологическое учение
Марксизм
Слайд 3Схоластика
тип религиозной философии, основанной на соединении церковных догматов (непреложных истин)
с рациональной методикой объяснения формально-логических проблем
Слайд 4 Социальные учения средневековья (схоластика)
Фома Аквинский (1226-1274 г.) г.
доказательство существования
Бога, который является первопричиной и целью всего существующего,
природа завершается
в благодати,
разум – в вере,
познание в сверхъестественном откровении
+ Альберт Великий
Слайд 5 Социальные учения средневековья (схоластика)
Сигер Барбанский (1235 — 1282 гг.)
Развивал учение о двойственной истине, считал мир «совечным» богу, отрицал
свободу воли, бессмертие личной души. Учение Сигера Брабантского было осуждено католической церковью (1270 и 1277).
Слайд 7Теория общественного договора
- передача части прав человека государству для сохранения
основных прав и свобод личности
Томас Гоббс
«государство – результат договора,
прекратившего войну «всех против всех»
Слайд 8Теория общественного договора
- передача части прав человека государству для сохранения
основных прав и свобод личности
Джон Локк
теория естественного права, разделение
властей
Слайд 9Теория общественного договора
Т.Гоббс (1588-1679)
государство
до государства: война всех против
всех
Часть прав государству,
чтобы остальные сох-
ранить за собой
Д.Локк
(1632-1704)
Общественный договор отрицал.
Идея разделения властей на зако-
нодательную и исполнительную
Слайд 10Теория общественного договора
- передача части прав человека государству для сохранения
основных прав и свобод личности
Жан-Жак Руссо
выступал против деспотизма королевской власти,
за равенство в имущественном положении, которое разрушила частная собственность
Слайд 11Теория общественного договора
- передача части прав человека государству для сохранения
основных прав и свобод личности
Вольтер
Борьба против религиозной нетерпимости и мракобесия,
критика феодально-абсолютистской системы
Вольтерьянство –
дух свободомыслия, пафос
ниспровержения авторитетов,
ирония
Слайд 12Французские просветители.
Вольтер
Руссо
Рост населения и климат
приводят к соперничеству.
Появляется неравенство.
Равенство
людей
перед законом
и правом.
Слайд 13Экономическое учение Адама Смита
господство частной собственности, свободная конкуренция, невмешательство
государства в экономику
Закон джунглей – выживает сильнейший
Слайд 14Трудовое общество
А.Смит (1723-1790).
Общественные связи между
людьми возникают на
основе общественного
разделения труда.
Столкновения неизбежны!
Слайд 15Гражданское общество Г.Гегеля
гражданское общество
Система всеобщей зависимости
Сфера материальной, экономической жизни
и деятельности людей
Основа исторического развития
развитие абсолютной идеи
-Абсолютная идея
(Мировой дух) возвышается надо всеми.
-основа развития-внутренние противоречия вещей.
-отрицание отрицания.
-обновление и преемственность.
Слайд 16Теории социалистов-утопистов
- в качестве цели и идеала выдвигается осуществление
принципов социальной справедливости, свободы и равенства
Анри Сен-Симон
всеобщий обязательный труд,
плановое хозяйство,
благоденствие пролетариев,
сохранение частной собственности, монархии для борьбы с «паразитическими» слоями – дворянами и духовенством
Слайд 17Теории социалистов-утопистов
- в качестве цели и идеала выдвигается осуществление
принципов социальной справедливости, свободы и равенства
Шарль Фурье
труд – наслаждение
и необходимость,
основа общества – фаланга (община),
равенство мужчин и женщин,
равенство умственного и физического труда
Первым выступил за равенство полов!
Слайд 18Теории социалистов-утопистов
- в качестве цели и идеала выдвигается осуществление
принципов социальной справедливости, свободы и равенства
Роберт Оуэн
переустройство общества путем
создания самоуправляющихся
«поселков общности и
сотрудничества» без классов,
эксплуатации и частной
собственности
Попытка практического применения-
община «Новая Гармония». Неудача!
Слайд 19Золотой век социалистов-утопистов
Капитализм-основан
на частной
собственности.
Свободы,
равенства
и братства он
принести
не может.
Идеальное общество-
-социальная гармония,
-общность интересов,
-свободный труд,
-равноправие в
возможности применить
свои
способности.
Производство должно
развиваться на основе
плана.
Все члены общества
трудятся.
Блага распределяются
по труду.
Установление социалистического общества-
объективный, закономерный процесс .
Слайд 20Социологическое учение
Огюст Конт
теория трех стадий эволюции человечества –
теологической (божественной),
метафизической (философской),
позитивной (научной)
Слайд 21Социологическое учение
Спенсер Герберт
один из родоначальников позитивизма,
основатель органической школы в
социологии;
идеолог либерализма.
развил механистическое
учение о всеобщей эволюции
Слайд 22На пути к научной социологии
Система наук:
математика-астрономия-физика-
химия-биология-социология
(ввел впервые)
Каждая наука опирается на
предшествующую и
оперирует новыми понятиями.
Два типа общества:
-«военное»-основано на принуждении
-«промышленное»-добровольное.
Общество состоит
из 3 систем:
-производящая,
-распределительная,
-регулятивная (социальный контроль держится на страхе).
Общество не должно поглощать
личность!
Слайд 23Научный коммунизм (марксизм)
Карл Маркс, Фридрих Энгельс
общественно-политическая формация,
история –
борьба классов,
пролетариат – «могильщик капитализма»
Слайд 24Марксизм об обществе
основные идеи:
Основа развития общества-
трудовая деятельность людей
Общественное бытие
определяет общественное сознание
В производстве 2 стороны-
-производительные силы
-производственные отношения.
Как живёшь,
так и мыслишь
Слайд 25основные идеи:
Главная сила общества
Люди с их умениями
и навыками
В
процессе производства-
производственные
отношения
Если основа – частная
собственность на средства
производства
Марксизм об обществе
Слайд 26Марксизм об обществе
основные идеи:
Базис (фундамент)
Производительные силы
+
+
Производственные отношения
Общественно-экономическая
формация (строй)
- ОЭФ
Способ производства
Слайд 27Марксизм об обществе
основные идеи:
вывод
Производств. отношения
Не соответствуют
Производительные силы
+
+
= конфликт
Смена
общественно-
экономической
формации (строя)
Кровопролитие неизбежно, нормально…
Слайд 28Марксизм о будущем
Маркс: «…призрак бродит
по Европе, призрак
коммунизма»
признаки:
-
отсутствие товарно-денежных отношений
- свобода выбора между умственным и физическим трудом,
-
труд не средство к жизни, а первая жизненная потребность,
- всестороннее развитие личности,
- высочайший уровень развития производительных сил,
- «От каждого по способностям - каждому по потребностям»
Слайд 29Задания для повторения
Ответы на тестовые задания запишите в тетради или
на листке бумаги
Слайд 30Задание для повторения № 1
Т.Гоббс называл догосударственное состояние общества:
1) Дикостью.
2)
Варварством.
3) Войной всех против всех.
4) Первобытным обществом.
Слайд 31Задание для повторения № 2
Автором классической экономической теории был:
1) Т.Мор.
2) К.Маркс.
3) А.Смит.
4) Д.Локк
Слайд 32Задание для повторения № 3
К социалистам-утопистам не относится:
1) А.Сен-Симон.
2)Т.Мор.
3) Р.Оуэн.
4) Вольтер.
Слайд 33Задание для повторения № 4
К.Маркс и Ф.Энгельс считали определяющим фактором
в жизни общества:
1) Духовную жизнь.
2) Религию.
3) Материальное производство.
4) Идеологию.
Слайд 34Задание для повторения № 5
Понятие «социология» введено в научный оборот:
1)
Ж.Ж.Руссо.
2) Ф. Гизо.
3) О. Контом.
4) Аристотелем.
Слайд 35Правильные ответы
1 – 3
2 – 3
3 – 4
4 – 3
5
- 3