Слайд 1ОСАНКА ЧЕЛОВЕКА
Выполнила ученица 10 класса
Киселева Влада, МОУ «Средняя
школа №13»
Г.Кимры, Тверской области.
Руководитель: Платонова Л.А.
Слайд 2Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении;
формируется в процессе роста, развития и воспитания (в период от
5 до 18 лет).
Эталоном для подражания может служить осанка балерин, а также спортсменок, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой, синхронным плаванием.
Слайд 3Признаки правильной осанки:
голова приподнята;
грудная клетка развернута;
плечи - на одном уровне;
если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую
вертикальную линию;
если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).
Слайд 4Признаки неправильной осанки:
голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);
плечи
сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);
круглая спина, запавшая грудная
клетка; живот выпячен, таз отставлен назад;
излишне увеличен поясничный изгиб.
Слайд 5Как обнаружить дефект:
Ребенок должен раздеться, встать прямо (пятки и носки
вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за его
спиной, надо внимательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки. При регулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы.
Слайд 6Неправильная осанка
Неправильная осанка становится причиной раннего появления остеохондроза, неблагоприятного положения
внутренних органов (со снижением их функций). Например, привычка сутулиться создает
такую позу, которая сжимает грудную клетку, дыхание становится поверхностным и частым. Это затрудняет работу легких, не позволяет насыщать организм кислородом в необходимом объеме. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. Это приводит к тому, что дети плохо переносят физические нагрузки, быстро устают, жалуются на боли в спине.
Слайд 7Разновидности нарушений осанки:
Нарушение осанки - это отклонения в положении позвоночника.
Круглая
спина: увеличен грудной кифоз и несколько уменьшен поясничный лордоз. Это
состояние называется сутулостью.
Плоская спина: грудной и поясничный изгибы уменьшены, амортизационная способность позвоночника снижена.
Седлообразная (кругловогнутая) спина: увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз, живот выпячен.
Слайд 8Проявления боковых искривлений позвоночника
Возможность проявления сколиоза особенно велика в возрасте
11-15лет, когда быстро растет скелет, а мышечная система отстает в
своем развитии. Именно в этот период на осанку влияют сон на мягкой постели, неправильное положение туловища во время сидения и стояния, неравномерная нагрузка на позвоночник.
Одна из причин нарушения осанки у детей школьного возраста - неправильная посадка(положение) за письменным столом во время школьных уроков, а также при выполнении домашних заданий или при чтении.
Слайд 9Меры профилактики:
При выполнении письменных и устных уроков опираться о
спинку стула спиной. Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову
или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы.
При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу, вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.
Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола.
Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.
Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.
Слайд 10Коррекция осанки:
Физические упражнения способствуют нормализации осанки. Однако эффект можно ожидать
только при систематическом и продолжительном их выполнении.
Используют: тренировку перед зеркалом
(зрительный самоконтроль); взаимоконтроль занимающихся; принятие правильной осанки и исправление дефектов у стены, когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные при соприкосновении со стеной.
Слайд 11Занятия:
В подготовительной части занятий, применяются упражнения в построениях и перестроениях,
дыхательные упражнения, ходьба.
В основной части используются упражнения, обеспечивающие общую
и силовую выносливость мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки. Применяемые исходные положения в этой части занятия - лежа и стоя в упоре на коленях. В конце основной части обычно проводят подвижную игру.
В заключительной части применяются бег, ходьба, упражнения на координацию, дыхательные. Целесообразно включать в эту часть занятия игры на внимание при условии сохранения правильной позы.
На занятии также следует использовать упражнения в равновесии и общеразвивающие упражнения: для мышц спины, живота, ягодиц; на растяжение; с гимнастической палкой, обручем; на гимнастической стенке; плавание (брасс) и др.