Разделы презентаций


ОЦИОЛОГИЯ Фердинанда ТЁННИСА (1855-1936, Германия)

- 2 – Биографическая справкаФ. Тённис родился в богатой крестьянской семье в Дании, впоследствии переехавшей в Германию. Получил диплом филолога Страсбургского университета. Докторскую диссертацию по философии защитил в университете г.Киля.Занимался изучением

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 6. СОЦИОЛОГИЯ Фердинанда ТЁННИСА (1855-1936, Германия)
ПЛАН

Биографическая справка

Специфика видения социологии
Община и общество
2 типа воли
Социология

форм
Социология и политика

Лекция 6. СОЦИОЛОГИЯ Фердинанда  ТЁННИСА (1855-1936, Германия)ПЛАН Биографическая справка Специфика видения социологии Община и общество 2

Слайд 2- 2 –
Биографическая справка
Ф. Тённис родился в богатой крестьянской семье

в Дании, впоследствии переехавшей в Германию. Получил диплом филолога Страсбургского

университета. Докторскую диссертацию по философии защитил в университете г.Киля.
Занимался изучением социальной философии ХУШ-Х1Х вв. Написал книги о Гоббсе и Марксе, целый ряд статей о Спинозе, Лейбнице, Спенсере.
Социологическая концепция была сформулирована в работе «Общность и общество (теорема философии культуры)» – 1881.
В этот же период исследует проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения: преступности, самоубийства, бедности как основы девиантного поведения.
Был автором работ как теоретического, так и эмпирического характера. В ХХ столетии были опубликованы книги:
«Мораль»
«Критика общественного мнения»
«Собственность»
«Прогресс и социальное развитие»
«Введение в социологию»

- 2 – Биографическая справкаФ. Тённис родился в богатой крестьянской семье в Дании, впоследствии переехавшей в Германию.

Слайд 3- 3 -
Академическое признание пришло поздно. Только в 1913 г.

(в 58 лет) стал внештатным профессором университета в г.Киле. До

этого времени занимал позиции приват-доцента (преподавание с частичной занятостью).
Тем не менее, в 1921 г. избирается президентом Немецкого социологического общества. Остается на этом посту до его разгона нацистами в 1933 г.
Выступал против национал-социализма, подвергался преследованиям. В этот сложный период разделял взгляды социал-демократов, агитировал за Веймарскую республику.
2. СПЕЦИФИКА ВИДЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ
Одной из основных проблем изучаемой Тённисом философии 18-19 вв. было определение основополагающих принципов государственного устройства. Здесь определяющими были 2 подхода:
1-й подход – рационалистический. Основывался на признании:
естественных прав человека;
права на самоуправление народа;
необходимости установления разумных законов, разумного государственного устройства.



- 3 -Академическое признание пришло поздно. Только в 1913 г. (в 58 лет) стал внештатным профессором университета

Слайд 4- 4 -
Здесь общим был постулат: разумные основания соответствуют человеческой

природе.
2-й подход – исторический. Он отстаивал важность традиций, исторически закрепившихся

норм права и форм государственности.
Таким образом, рационалисты делали акцент на разуме и его возможностях, историцисты – на силе традиций.
Теннис решил объединить эти 2 подхода: рациональный научный метод следует дополнить историческим подходом к анализу общества.
Исторический подход предполагал выделение исходной пары антиномических понятий - «община» и «общество», определяющих основу 2-х типов государственности.
3. ОБЩИНА И ОБЩЕСТВО
Эти понятия были обоснованы в 1881 г. в работе с соответствующим названием (см. п. 1):
Gemeinschaft / community / община (сообщество);
Gesellschaft / society / общество.
Они рассматривались как идеальные типы, в реальной жизни встречающиеся в смешанном виде. Здесь необходимо определять, что доминирует.
- 4 -Здесь общим был постулат: разумные основания соответствуют человеческой природе.2-й подход – исторический. Он отстаивал важность

Слайд 5- 5 -
Противоположность понятий определялась противоположностью типов связей:
с одной

стороны, - общинных – эмоциональных, традиционных, длительных, объединяющих, основанных на

бескорыстии;
с другой, - общественных, основанных на рациональном обмене, договоре, отчуждении и конъюнктурных целях.
Общинные отношения:
родовые и кровно-родственные;
соседство (совместное проживание);
духовной близости, дружбы, религиозной общности и т.д.
Общественные отношения изначально основываются на общинных (осознаваемое единство), но со временем приобретают отчужденную форму. Люди преследуют разные цели, их отношения становятся рациональными, поскольку они понимают функциональную полезность разных ролей в обществе.
Община, сообщество – это органическое единство социального целого, а общество – механическое единство.
- 5 -Противоположность понятий определялась противоположностью типов связей: с одной стороны, - общинных – эмоциональных, традиционных, длительных,

Слайд 6- 6 -
4. ДВА ТИПА ВОЛИ
Тённис считал, что основой для

2-х типов обществ являются 2 типа воли.
Wesenwille – воля сущности,

воля целого, определяющая все аспекты жизни и
Kurwille - воля произвольного, избирательного = наличие многих воль, механически объединенных в едином социальном целом.
К сущностной воле относятся - симпатия, привычка, память.
К избирательной - обдуманность, произвольность/избирательность, представление.
Почему во главу угла поставлена воля? Особенностью человеческого общества является наличие духовной деятельности. Она представлена единством разума и воли. Именно воля организует разум (мышление).
- 6 -4. ДВА ТИПА ВОЛИТённис считал, что основой для 2-х типов обществ являются 2 типа воли.Wesenwille

Слайд 7- 7 -
5. СОЦИОЛОГИЯ ФОРМ
Социологию Тённиса иногда называют формальной или

геометризированной. Почему? Вспомним название основной работы: «Общность и общество (теорема

философии культуры)».
Действительно, Тённис сделал первый шаг в направлении чистой, формальной, абстрагированной социологии.
Он считал, что чистая, абстрактная наука возможна:
об абстрактных предметах и мыслимых вещах (например, геометрия);
о принципах, сконструированных мышлением, которые нельзя воспринять чувственно (например, о принципах социальных институтов, политики, государственности).
Здесь познание может быть безграничным (more geometriko – лат.). Если очистить изучение различных форм социальной жизни от волеизъявлений, интересов и ценностей, то можно получить универсальное, общезначимое знание об обществе.
Слово «теорема» возникло из желания закрепить принципы доказательного, абстрактного мышления, в противовес эмпиризму и иррационализму.
- 7 -5. СОЦИОЛОГИЯ ФОРМСоциологию Тённиса иногда называют формальной или геометризированной. Почему? Вспомним название основной работы: «Общность

Слайд 8- 8 -
Основным методом рационалистической методологии социального познания у Тённиса

стал метод объективации социальных явлений. Социальное познание должно быть логически

строгим и абстрагированным. Только в этом случае будет достигнуто общезначимое знание.
Соответственно, средствами объективации стали:
абстрагирование;
идеализация;
конструирование идеальных типов.
Полученное знание или идеальные типы рассматривались как понятийные мерки, по которым оценивалась реальная жизнь. Разрыв, несоответствие живой жизни полученным социальным образцам или эталонам – должны изучаться социологией в 1-ю очередь.
Т.о., направленность социальных и социологических исследований должна быть представлена продвижением от абстрактных понятий и идеальных типов – к конкретному анализу социальной реальности.
Считал, что в реальной жизни всегда присутствуют 2 типа организации: община и общество. Когда определяем специфику, смотрим, что преобладает.

- 8 -Основным методом рационалистической методологии социального познания у Тённиса стал метод объективации социальных явлений. Социальное познание

Слайд 9- 9 -
Однако в социологической теории Тённиса присутствует и ряд

детализированных типологий, лишь через ряд опосредующих звеньев выходящих на дихотомию

община/общество.
Так, он выделяет 3 абстрагированных типа общественной жизни:
социальные отношения;
социальные группы;
корпорации и объединения.
Социальные отношения объективны. Они представлены правами и взаимными обязанностями. Осознаются как необходимость.
Социальная группа – осознанное объединение индивидов для достижения цели.
Корпорации и объединения - наличие внутренней организации, соподчинения и контроля в процессе достижения целей.
- 9 -Однако в социологической теории Тённиса присутствует и ряд детализированных типологий, лишь через ряд опосредующих звеньев

Слайд 10- 10 -
Подобным образом представлена и классификация социальных норм (нет

соответствия предыдущей – самостоятельна):
нормы социального порядка – общее согласие,

договор, конвенция;
правовые нормы – из обычаев или законодательно закрепленные;
нормы морали – религии или установленные общественным мнением.
Тённис сам говорил о том, что это – абстрактная, аналитическая типология. В реальной жизни нормативные системы состоят их совокупности всех 3-х типов норм.
Разработка абстрактных типологий и идеальных типов - задача формальной, чистой теоретической социологии. Анализ общества в его развитии, несоответствии с идеальными типами – задача прикладной социологии.
Социология – это единство теоретического и прикладного знания.
- 10 -Подобным образом представлена и классификация социальных норм (нет соответствия предыдущей – самостоятельна): нормы социального порядка

Слайд 11- 11 -
Метод теоретической социологии – осмысление социальных сущностей в

состоянии покоя.
Метод прикладной социологии – применение принципа антиномий к анализу

социальной динамики, развития, движения.
Общая направленность развития социума – от общины к обществу, т.к. разум и рациональность начинают преобладать.

6. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА
Социология – это социальное познание, социальная наука, разрабатывающая социальную теорию.
Политика – это деятельность, основанная на интересах, целях, ценностях, т.е., - социальная практика.
Позитивистское абстрагирование от ценностей в социологии не означало отказ от социологического изучения ценностей (например, в политике).
Научный социологический подход может дать объективные результаты. Их можно рассматривать как научно удостоверенные факты для осуществления политической деятельности.
- 11 -Метод теоретической социологии – осмысление социальных сущностей в состоянии покоя.Метод прикладной социологии – применение принципа

Слайд 12- 12 -
Наука делает ценности предметом исследования. Политика – основанием

деятельности.
Человек науки познает, практический человек желает действовать. Но для эффективности

деятельности необходим научный анализ. Т.о., у Тённиса – стремление не разделить социологию и политику, а онаучить политику.
В 30-е гг. эта интенция в Германии была более чем актуальна - активно лоббировались идеалы социал-демократии, развивалось рабочее движение, отстаивались права на свободу слова и образование профсоюзов, зарождалось и становилось все более массовым движение национал-социализма.
* * *
По существу, Фердинанд ТЁННИС был социологом «на рубеже столетий». С одной стороны, - он обнаруживал стремление рассматривать философию истории как социологию, с другой, - тенденцию аналитического построения социологии.

- 12 -Наука делает ценности предметом исследования. Политика – основанием деятельности.Человек науки познает, практический человек желает действовать.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика