Слайд 1ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
РАЗДЕЛ
«СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Слайд 2
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (105 ч.)
Учебник:
Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, К.Г.Холодковский
Обществознание 11 класс М.,
Просвещение, 2012
Программа:
Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова
М., Просвещение, 2011
Слайд 3Тематическое планирование раздела (42ч.)
1) Социальная структура и социальные отношения –
3ч.
2) Социальные институты – 3ч.
3) Роль экономики в жизни общества
– 3ч.
4) Социальные статусы и роли – 3ч.
5) Социальные ценности и нормы – 3ч.
6) Отклоняющееся поведение и социальный контроль – 3ч.
7) Социальные интересы и формы социального взаимодействия – 3ч.
8) Этнос и нация – 2ч.
9) Межэтнические отношения и национальная политика – 3ч.
10) Демография современной России – 2ч.
11) Институт семьи и брака – 3ч.
12) Быт и бытовые отношения – 2ч.
13) Молодёжь в современном обществе – 3ч.
14) Социальная структура российского общества – 3ч.
15) Повторительно-обобщающий урок – 3ч.
Слайд 4Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ
(раздел 3 «Социальные отношения»)
3.1 Социальная стратификация
и мобильность
3.2 Социальные группы
3.3 Молодёжь как социальная группа
3.4 Этнические общности
3.5
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации
3.7 Социальный конфликт
3.8 Виды социальных норм
3.9 Социальный контроль
3.10 Свобода и ответственность
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
3.12 Социальная роль
3.13 Социализация индивида
3.14 Семья и брак
С6
1)
Приведите 3 примера социальных ролей.
2) На 3-х примерах покажите взаимосвязь социальных статусов и ролей.
3) Приведите по 3 примера
а) прирождённого статуса
б) предписанного статуса
в) достигаемого статуса
г) смешанного статуса
4) Назовите 3 агента социализации.
5) Назовите 3 института социализации.
6) Приведите по 2 примера ресоциализации и десоциализации.
7) Как связаны между собой понятия «социальные нормы» и «социальная роль»?
8) Приведите пример любой социальной нормы, выражающейся в ролевом поведении.
9) Раскройте с помощью примеров социализирующее влияние на человека любых 3-х социальных институтов (назвать социальный институт указать содержание его влияния).
10) Социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите 3 аргумента в его подтверждение.
С7
Российский социолог А.И.Кравченко утверждал: «Никакой
учитель и никакая школа не могут раз и навсегда научить человека быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнёром, писателем, настоящим профессионалом любого своего дела. Этому приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая всё это не в лабораториях, а в реальных условиях».
Сущность какого процесса раскрывает приведённое утверждение?
Сформулируйте его определение.
Назовите 4 основных институа этого процесса.
Верны ли суждения?
1) Социальный статус характеризует место личности в социальной структуре общества.
2) Социальный статус человека остаётся неизменным всю жизнь.
3) Кардинальная смена или потеря профессии человеком всегда влечёт за собой изменения в его социальном статусе.
4) Престижность того или иного статуса формируется под влиянием 2-х факторов: реальная полезность статуса и система ценностей данного общества.
5) Абсолютно все черты, влияющие на социальное положение человека, объективны.
6) В результате изменения социального статуса меняются социальные роли человека.
7) К приобретаемому статусу относится социальное происхождение.
8) Профессия программиста сегодня является особенно востребованной, степень её престижности определяется обществом.
9) Авторитет выражает степень влияния личности в социальной группе или обществе.
10) Авторитет выражает степень влияния статуса человека в социальной группе или обществе.
11) Фактором, влияющим на социальный статус человека и носящим субъективный характер, является пол.
12) Фактором, влияющим на социальный статус человека и носящим объективный характер, является пол.
13) Все социальные статусы приобретаются от рождения.
14) Социальный статус предполагает совокупность некоторых прав и обязанностей индивида или социальной группы.
15) В современном обществе ведущее значение приобретают достигаемые статусы.
16) В любом обществе существует некоторая иерархия социальных статусов.
17) Социальные роли человека определяются его статусом.
18) Принятие социальной роли носит личностную окраску.
19) Между понятиями «социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют.
20) Социальные роли определяют социальный статус.
21) Исполнение социальной роли зависит от личностных качеств человека.
22) К социальной роли родителя относится повышение своего профессионального уровня.
23) К социальной роли родителя относится забота о здоровье своих детей.
24) К социальной роли родителя относится внимание к окружающим людям.
25) К социальной роли родителя относится участие в политической жизни страны.
26) Понятие «социальная роль» предполагает наличие в общественном сознании представлений о типичном поведении человека , имеющего определённый статус.
27) В современном обществе большинство статусов относится к предписанным.
28) В современном обществе большинство статусов относится к достигаемым.
Слайд 1029) Признаком прирожденного статуса человека является социальное происхождение.
30)Признаком прирожденного статуса
человека является национальность.
31) Положение человека, занимаемое в обществе в соответствии
с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, относится к понятию авторитет.
32) Социальный статус – особые качества человека.
33) Человек может реализовать только в рамках высокого статуса.
34) Человек может реализовать в рамках любого социального статуса.
35) Человек может реализовать во множестве социальных статусов.
36) Действия, которые должен выполнять человек, занимающий определенное положение в данном обществе, - это социальный статус.
37) Действия, которые должен выполнять человек, занимающий определенное положение в данном обществе, - это личный статус.
38) Действия, которые должен выполнять человек, занимающий определенное положение в данном обществе, - это социальная роль.
39) Авторитет человеку придают личные качества характера и деловые качества.
40) Авторитет человеку придают должность и место работы.
41) Положение человека в социальной группе в зависимости от того, как он оценивается, - престиж.
42) Положение человека в социальной группе в зависимости от того, как он оценивается, - это личный статус.
43) Социальная роль – это образцы действий, характерные для человека, занимающего определенное место в обществе.
44) Авторитетным может быть конкретный человек.
45) Авторитетной может быть профессия человека.
46) Авторитетной может быть должность человека.
47) Изменить социальный статус нельзя.
48) Изменить социальный статус больше возможностей в цивилизованном обществе.
49) Изменить социальный статус легче в той стране, которая менее развита.
50) Социальным статусом называется совокупность фундаментальных прав и свобод человека.
51) Оценка, которую общество дает статусу или должности, - это авторитет личности.
52) Оценка, которую общество дает статусу или должности, - это социальное одобрение.
53) Оценка, которую общество дает статусу или должности, - это социальный престиж.
54) Социальный статус – это степень признания достоинств личности.
55) Социальный статус – это ожидаемое от личности поведение.