Разделы презентаций


Понимающая психология.

Понимающая психология- Направление в немецкой психологии конца ХIХ - начала ХХ в., основанное на особом методе анализа психического содержания путем интуитивного переживания его целостности и соотнесения с культурно-историческими ценностями. Основные представители:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Понимающая психология.

Понимающая психология.

Слайд 2Понимающая психология- Направление в немецкой психологии конца ХIХ - начала

ХХ в., основанное на особом методе анализа психического содержания путем

интуитивного переживания его целостности и соотнесения с культурно-историческими ценностями. Основные представители: В. Дильтей, Э. Шпрангер.
В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ – идеалист Вильгельм Дильтей, основатель «философии жизни». Основной его труд «Описательная психология». Согласно ему, все науки о духе должны базироваться на психологии.


Понимающая психология- Направление в немецкой психологии конца ХIХ - начала ХХ в., основанное на особом методе анализа

Слайд 3Основные положения понимающей психологии:
1) психическое развивается из психического
2)

психическое сводится к интуитивному пониманию «модулей действительной жизни»
3) не следует

искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества.

Основные положения понимающей психологии:  1) психическое развивается из психического 2) психическое сводится к интуитивному пониманию «модулей

Слайд 4Противопоставление понимания и объяснения – центральный методологический принцип всей описательной

психологии. Понять – это значит оценить субъективные переживания, как осмысленные,

включить субъективные переживания в более осмысленные смысловые связи, которые их определяют. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной культуре, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве.
По Дильтею описательная психология (или расчленяющая) – есть подлинная психология. Ее предметом являются развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее целостности.

Противопоставление понимания и объяснения – центральный методологический принцип всей описательной психологии. Понять – это значит оценить субъективные

Слайд 5Каждое состояние сознания одновременно включает в себя:
1.интеллектуальную часть (его содержание);
2.побуждение

и чувство (нравится – не нравится);
3.волевой компонент, как намерение, которым

направляется всякий мыслительный процесс.
Побуждения и чувства занимают центральную часть в структуре душевной жизни. Именно они направляют духовную активность на некоторые предметы среды, которым придают чувство удовольствия при удовлетворении побуждений. Т. о., находящееся вне нашей душевной жизни, с чем соединяется чувство удовлетворения, переживается как ценность.

Каждое состояние сознания одновременно включает в себя:1.интеллектуальную часть (его содержание);2.побуждение и чувство (нравится – не нравится);3.волевой компонент,

Слайд 6Отсюда следует, что жизненная ценность через соотношение с субъектом –

это то, чем мы пользуемся для достижения чувства удовольствия и

удовлетворения. Постижение ценностей и созидание новых ценностей составляют сущность душевной жизни и психического развития. Постижение основывается на анализе непосредственных переживаний «Я». Оно открывает содержание не только сознательного, но и бессознательного.
Развитием душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром – физической и духовной средой. Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности.

Отсюда следует, что жизненная ценность через соотношение с субъектом – это то, чем мы пользуемся для достижения

Слайд 7Высказывает мысль о том, что всякий период жизни обладает самостоятельной

ценностью. Психология Дильтея может быть охарактеризована как вершинная психология. Он

исходит из того, что психологические глубины личности раскрываются не в самых низших ее влечениях, а в самых высших ее объективированных проявлениях.
Одним из центральных в его теории стало понятие переживания. Она выступало в виде внутренней связи, неотделимой от ее воплощения в духовном, надындивидуальном продукте. Важным связующим звеном как между культурой и человеком, так и между отдельными науками (философией, историей, психологией) стала герменевтика, или учение об истолковании, которая в теории Дильтея являлась средством воссоздания неповторимых культурных миров прошлого.

Высказывает мысль о том, что всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью. Психология Дильтея может быть охарактеризована как

Слайд 8Идеи Дильтея о связи отдельной личности с духовными ценностями, накопленными

человечеством, была развита его учеником Э. Шпрангером. Он считал, что

ведущим методом исследования духовной жизни является понимание, т. е. непосредственное постижение смысла психических явлений. Центральным в своей концепции он сделал не переживание, а духовную активность «Я», в которой реализуются смысловые связи с содержанием определенной культуры, выраженные в системе ценностей конкретного человека. Т. о., субъективные переживания человека рассматривались в их соотношении с надындивидуальными сферами объективного духа.
Он доказывал, что основной задачей психологии является изучение основных типов направленности человека, которые он и назвал «формой жизни». В основе этой направленности лежит преобладающая ориентация на те или иные ценности.

Идеи Дильтея о связи отдельной личности с духовными ценностями, накопленными человечеством, была развита его учеником Э. Шпрангером.

Слайд 9Он выделяет шесть типов объективных ценностей:
1.теоретические (область науки, проблема истинности);
2.экономические

(материальные блага, полезность);
3.эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к

самовыражению);
4.социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом);
5.политические (власть как ценность);
6.религиозные (смысл жизни).

Он выделяет шесть типов объективных ценностей:1.теоретические (область науки, проблема истинности);2.экономические (материальные блага, полезность);3.эстетические (стремление к оформлению, выражению

Слайд 10В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в

особом направлении и с разной силой. Руководящие, определяющие жизнь, -

образуют психическую структуру личности.
На основании преобладания той или иной ценности различаются шесть типичных основных форм индивидуальности, называемых Шпрангером формами жизни потому, что они до некоторой степени определяют форму, в которой протекает жизнь индивида:
1.теоретический человек (все его стремления направлены к познанию);
2.эстетический (стремится постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями);
3.экономический (эффект полезности как смысл всей деятельности, всей жизни);
4.социальный (смысл жизни в общении, в любви, в жизни для других);
5.политический (стремление к власти и чести, господству и влиянию);
6.религиозный (относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира).

В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой. Руководящие,

Слайд 11Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай

нужно уметь привести к одному из этих типов. Исходя из

этого, он делал педагогические выводы. Всеобщее образование не должно быть одинаковым для всех. Педагог должен интуитивно угадать еще не сформировавшуюся и не осознанную ребенком психическую структуру и готовить его к наиболее целесообразному и доступному для него пути жизни.
          Описательная (понимающая) психология открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Ее вывод о невозможности естественно-научного объяснения в психологии звучит возвращением к старой идеалистической психологии как науке о душе. Предпринятая в этом направлении попытка соотнести структуру отдельной личности с духовными ценностями и формами культуры, созданными исторически, в силу идеалистического их понимания представляла развитие высших психических функций как чисто духовный процесс: "При таком понимании истории и культуры и при таком понимании психологии сказать, что психологию следует изучать исторически, это значит, в сущности, что духовное следует сближать с духовным. ...Понимающая психология далека от адекватной разработки проблем культурного развития" (Выготский Л. С., 1960. С. 35).           Таким образом, период открытого кризиса привел к достаточно широкому развитию вариантов интерпретации сущности и задач психологического познания. Многие направления психологии впоследствии изменили свои исходные основания, трансформировавшись в научные теории с приставкой нео-: неофрейдизм, необихевиоризм и т.д. В то же время, например гештальтпсихология, еще одно из важных направлений психологической мысли первой трети XX столетия, сформировавшаяся в рамках изучения проблем мышления, впоследствии трансформировалась в теорию личности, сохранив и расширив исходные постулаты.

Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай нужно уметь привести к одному из этих

Слайд 12Историческая ценность концепции Дильтея:
- расширение понимания природы человеческой души ,

не сводимой к ее органической, или биологической, составляющей;
- введение принципа

исторического рассмотрения человеческой природы;
- введение в психологический оборот понятия ценности как мотивационной и развивающей силы.

Историческая ценность концепции Дильтея: - расширение понимания природы человеческой души , не сводимой к ее органической, или

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика