Слайд 1«Профилактика суицидов среди детей и подростков»
Суицид - умышленное самоповреждение со
смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Психологический смысл суицида
Чаще всего заключается
в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей он оказывается.
Суицид -
Исключительно человеческий акт. Подростки, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами, смотрят в будущее без надежды.
Слайд 2Статистика:
Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий
удвоилась.
Слайд 6Суицидальное поведение
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли,
намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
При изучении суицидального поведения, следует
различать следующие типы:
Демонстративное поведение.
Аффективное суицидальное поведение.
Истинное суицидальное поведение.
Слайд 7Демонстративное поведение
При демонстративном поведении способы суицидального поведения
чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами,
изображения повешения
Аффективное суицидальное поведение.
При аффективном суицидальном поведении чаща прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение.
При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.
Слайд 8Предсуицидальный синдром.
Предсуицидальный синдром - это психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся
суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет
от нескольких минут до нескольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подростков.
Дети-суицинденты чаще лишены родительского внимания и заботы (неблагополучные семьи), в 75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями.
Слайд 9Кто подвержен суициду?
Более всего восприимчивы к суициду следующие группы:
подростки
имеющие в анамнезе незаконченную попытку суицида (повтор до 30%).
суицидальные
угрозы, прямые или завуалированные.
тенденции к самоповреждению (аутоагрессия).
суициды в семье.
подростки употребляющие алкоголь наркотики или токсические препараты.
аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии.
хронические или смертельные болезни;
тяжелые утраты, например смерть родителя, особенно в течение первого года после потери.
семейные проблемы: развод (уход из семьи одного из родителей).
не разделенная любовь.
проблемы с учебой.
проблемы со сверстниками.
Слайд 10Как заметить надвигающийся суицид.
Суицидально опасная референтная группа
Школьники с нарушением
межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или
криминальным поведением, включающим физическое насилие;
Сверхкритичные к себе.
Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
Подростки страдающие от болезней или покинутые окружением.
Слайд 11Психодиагностика суицидального поведения.
Слайд 12Признаками эмоциональных нарушений являются:
потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница
необычно пренебрежительное
отношение к своему внешнему виду
постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины
или грусти
уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку
нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
погруженность в размышления о смерти
отсутствие планов на будущее
внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей
Слайд 13Способы суицида.
Отравления лекарственными препаратами.
Отравления бытовой химией.
Порезы вен и
повешения.
Большинство исследователей полагают, что фатальные ДТП, с единственной жертвой
– фактически суициды.
Слайд 14Распознавание суицида методы исследования:
1. Сбор семейного анамнеза.
2. Тест Личко
“ПДО”.
3.Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга
4. Тест «определение направленности личности
Басса».
5.Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен.
Слайд 15Коррекция суицидального поведения.
Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса.
Оказание
подросткам социальной поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей.
Проведение
социально-психологических тренингов направленных на формирование разрешающего поведения.
Проведение индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Формирование у подростков навыков практического применения активной стратегии разрешения проблем.
Слайд 16Проведение групповых психологических тренингов направленных на:
- «Обучение основам аутогенной тренировки
и эмоциональной саморегуляции, социальным навыкам и умениям преодоления стресса»;
- «Формирования
уверенности в себе, выработки мотивации достижения успеха».
- «Тренинги личностного роста».
- «Психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, повышения уровня самоконтроля».
Слайд 17Помощь при потенциальном суициде, что можно сделать для того, чтобы
помочь?
1. Примите суицидента как личность.
2.Установите заботливые взаимоотношения.
3. Будьте внимательным
слушателем.
4. Не спорьте.
5.Не предлагайте неоправданных утешений.
6. Предложите конструктивные подходы.
7. Вселяйте надежду.
8. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска.
9. Обратитесь за помощью к специалистам.
10. Важность сохранения заботы и поддержки.