Слайд 1
Автор: ученица 10 «а» класса СОШ п. Опытный Ахметшина Алия
Шамилиевна
Соавтор: ученица 10 «а» класса СОШ п. Опытный Николаева Алена
Сергеевна
Научный руководитель: педагог-психолог СОШ п.Опытный Аврамова Наталия Анатольевна.
Профориентация
и выбор профиля обучения
учащихся 9-х – 10-х классов
СОШ п. Опытный
Слайд 2Цель - изучение профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся 9-х –
10-х классов СОШ п. Опытный и определение готовности к выбору
профиля обучения.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
Выявить интересы и склонности учащихся
Определить способности учащихся.
Изучить нацеленность учащихся на определенный профиль обучения.
Выявить мотивы и факторы, влияющие на выбор будущей профессии.
Изучить рынок труда.
Изучить согласованность интересов и склонностей со способностями учащихся.
Изучить меру включенности родителей в процесс выбора ребенком профиля обучения.
На основе полученных результатов разработать предложения и рекомендации.
Слайд 3Методы исследования:
анализ и обобщение литературы
тестирование
опрос
анкетирование
качественная и количественная обработка данных
Организация
исследования:
В исследовании приняли участие 56 учащихся 9-х
классов и 89 учащихся 10-х классов СОШ п. Опытный Цивильского района. 52 родителя учащихся 9-х классов.
Слайд 4Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшего
изучения профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся, для организации профильного
обучения, а также для организации системы работы по развитию отдельных способностей учащихся и направлению их интересов и склонностей (организация кружков, секций, факультативных занятий, профориентационных курсов).
Апробация: результаты данного исследования доложены педсовете, доведены до учащихся и их родителей, доложены на школьной научно-практической конференции, на районной научно-практической конференции 2005 г., на Республиканской научно-практической конференции Excelsior-2005.
Методики:
«Художник или мыслитель»
«Анкета интересов»
«Труд для вас»
Анкета «Выбор профиля» (разработана авторами)
Тест Голланда
Анкета для родителей 9-классников (разработана авторами)
Слайд 5Распределение испытуемых по интересам. (9класс)
Слайд 6Распределение испытуемых по интересам (10 класс)
Слайд 7Распределение испытуемых по предпочтениям к определенному виду труда (9класс)
Слайд 8Распределение испытуемых по предпочтениям к определенному виду труда (10класс)
Слайд 9Сравнение предпочтений десятиклассников 2004-2005 уч. года к определенным видам труда
с их же результатами в 2003-2004 уч. году
Слайд 10Сравнение предпочтений девятиклассников и десятиклассников к определенным видам труда
Слайд 11Распределение испытуемых по типам мышления (9 класс)
Слайд 12Предпочитаемые области знаний девятиклассников
Слайд 13Соотношение выбранных профилей с предпочитаемыми областями знаний
(9 класс)
Слайд 14Опрос родителей
у 74% родителей мнение относительно профиля обучения совпадает
с мнением детей
у 20% - мнение не совпадает
2% - не
определились с профилем обучения для своего ребенка
4% - не предлагали ребенку профиль обучения
19% родителей не обсуждали с ребенком будущий профиль обучения, из них 2% - не знают какой профиль выбрал их ребенок
81 % родителей уже обсуждали вопрос о профиле обучения
Слайд 15Соотношение выбранных профилей и данных о количестве обучающихся в профильных
классах
Слайд 16Отношение десятиклассников к выбранному профилю обучения
Слайд 17Предпочитаемые области знаний десятиклассников
Слайд 18Соотношение профилей обучения с предпочитаемыми областями знаний
(10 класс)
Слайд 19Соотношение выбора учебного заведения девятиклассников 2003-2004 и 2004-2005 уч.г
Слайд 20Рынок труда
Строители (каменщики,
бухгалтера
маляры, штукатуры) экономисты
Слесари филологи
Инженеры юристы
Продавцы операторы ПЭВМ
Электрогазосварщики учителя
воспитатели
швеи
Востребованные
профессии
Невостребованные
профессии
Слайд 21Мотивы выбора будущей профессии (9 кл.):
высокая материальная обеспеченность (37%)
сам труд
(27,5%)
условия труда (24%)
возможность творить (20,6%).
контакты с людьми
перспективность, полезность
результатов труда(18,9%).
меньше всего привлекают частые командировки и возможность без особого труда получить профессию(6,8%).
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на выбор профессии
их решение (65,5%),
способности (41,3%).
меньшее влияние оказывают родители (31%), родственники (17,2%) и жизненные обстоятельства (17,2%).
на 10,3% учеников повлияли книги и фильмы,
на 3,4% педагоги, друзья и знакомые.
Слайд 22 Мотивы выбора будущей профессии (10 класс.)
перспективность (возможность профессионального
роста) и
высокую материальную обеспеченность (19%)
сам труд (16,2%),
контакты с людьми
и условия труда - 10,8%.
меньше всего привлекает возможность без особого труда получить профессию (6,7%)
и возможность творить (2,7%).
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на выбор профессии
способности 27,7%
жизненные обстоятельства 22,2%
13,8% выбрали профессию сами
на выбор 11,7% школьников повлияли родители
меньшее влияние на учеников оказывают педагоги и друзья (8,3%)
а также книги, фильмы (2,7%)
Слайд 24Выводы:
В ходе проведенного исследования нами была изучена психолого-педагогическая литература
по данной проблеме. На основании изучения литературных источников определены основные
виды труда и профессий, выделено понятие профориентации, рассмотрены основы профильного обучения.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы сделали следующие выводы:
Наибольший интерес для учащихся представляют такие области, как педагогика, журналистика, химия, литература (для 9-классников) и спорт, военное дело техника, биология (для 10-классников).
Все учащиеся также имеют представление о том, каким видом труда они хотели бы заниматься. Наибольшее предпочтение учащиеся отдают интересному труду; умственному труду; труду не вредному для здоровья. Наиболее предпочитаемые области знаний 9-классников: физкультура, психология, ОИВТ и русский язык, химия. Наиболее предпочитаемые области знаний 10-классников: биология, химия, алгебра, физкультура.
Слайд 25Были определены основные черты характера, тип мышления и тип личности
учащихся.
Изучив нацеленность учащихся на определенный профиль обучения, мы отметили ,
что наиболее предпочитаемым оказался гуманитарный; далее в порядке убывания следуют: физико-математический, биолого-химический, универсальный. Есть процент учащихся не определившихся с выбором (9-классники). У большинства учащихся 10-х классов выбор по отношению к профилю обучения изменился.
Среди мотивов выбора будущей профессии учащиеся чаще всего называли высокую материальную обеспеченность, перспективность, сам труд, условия труда.
К факторам, оказавшим, по мнению девятиклассников, наибольшее влияние на выбор профессии оказало их решение и их способности; а по мнению десятиклассников - способности и жизненные обстоятельства.
Были выявлены выбранные профессии десятиклассников. Но не все учащиеся определились с выбором профессии.
Слайд 26В ходе изучения рынка труда нами были выявлены востребованные и
невостребованные профессии. Соотнеся интересы учащихся с рынком труда, мы отметили,
что учащиеся не осведомлены с положением на рынке труда.
Была отмечена несогласованность выбора профиля с интересами учащихся, а также то, что интересы учащихся не всегда совпадают с их способностями.
Изучив мнение родителей было отмечено что родители в большинстве своем уже обсуждали вопрос о профиле обучения. Довольно часто мнение родителей относительно профиля совпадает с мнением детей.
Слайд 27На основе полученных результатов нами были разработаны следующие рекомендации: несмотря
на то, что в СОШ п. Опытный ведется профориентационная работа
(профориентационный курс для девятиклассников, классные часы, экскурсии, беседы, элективные курсы, спецкурсы), необходимо уделять больше внимания подготовке учащихся к выбору будущей профессии: начинать профориентационную работу с более раннего возраста (7 – 8 класс); ознакомлять с различными видами профессий; регулярно выявлять и соотносить интересы, склонности и способности учащихся; ввести в портфолио учащихся страничку профессионального самоопределения; проводить беседы и консультации, профессиональные пробы; расширить работу с родителями по профессиональному самоопределению детей (информировать о существующих профилях обучения, о положении на рынке труда, проводить совместные детско - родительские профориентационные игры).